Анализ финансовой деятельности компании ОАО "ТЭК"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы заключается в получении относительно точной и достоверной картины состояния финансово-хозяйственной деятельности компании ОАО «ТЭК».
Следовательно, для достижения заявленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) осуществить сбор исходных данных, необходимых для анализа;
2) ознакомиться с методикой осуществления отдельных аналитических операций;
3) осуществить экспресс-анализ и анализ "болевых" сторон деятельности выбранного предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ОАО «ТЭК» 5
1.1 Характеристика ОАО «ТЭК» как объекта анализа 5
1.1.1. Краткая характеристика ОАО «ТЭК» 5
1.1.2. Проверка отчетности. 7
1.1.3. Горизонтальный анализ. 8
1.1.4. Вертикальный анализ 8
1.1.5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 9
1.2. Анализ финансово-экономического состояния ОАО "ТЭК" 10
1.2.1. Анализ размещения капитала 10
1.2.2. Анализ источников формирования капитала 12
1.2.3. Анализ рентабельности капитала 16
1.2.4. Анализ оборачиваемости капитала 20
1.2.5. Анализ платежеспособности и ликвидности 24
1.2.6. Анализ финансовой устойчивости предприятия 28
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ 36
2.1. Основные подходы к определению кадровой политики 36
2.2. Этапы построения кадровой политики 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

Analiz.doc

— 938.50 Кб (Скачать)

Коэффициент покрытия долгов сократился с 2,58 до 0,26 (на 2,32). Это свидетельствует о повышении финансового риска.

Значение коэффициента обеспеченности процентов к уплате значительно больше 1. Это значит, что предприятие способно в полной мере рассчитаться с внешними инвесторами по текущим обязательствам.

Коэффициент финансового левериджа, представляет собой соотношение собственных и заемных средств. Размер подобного отношения характеризует степень риска, финансовую устойчивость. При расчете влияния факторов будет использоваться следующая модель:

КФЛ = ДЗК / ДСК = ∑(УДia * ДЗКi) / ∑(УДiа * ДСКi), где

ДЗК(СК) – средняя доля  соответственно заемного (собственного) капитала в формировании активов предприятия;

УДia – удельный вес i-ого актива в общей валюте баланса;

ДЗК(СК)i – доля заемного (собственного) капитала в формировании i-ого ви-да актива предприятия.

=0/1174707=0

=0/1307979=0

∆ K фл = 0

Для проведения факторного анализа по представленной выше модели отразим необходимую для  нас информацию в таблицах.

 

Таблица 21. Структура оборотных активов

Показатели

2011

2012

Общая сумма оборотных активов, т.р.

5129005

5520020

Источники их формирования, т.р.:

   

собственный капитал

574335

544553

краткосрочные обязательства

4554670

4975467

Доля в формировании оборотных активов,%

   

собственный капитал

11,2

9,9

заемный капитал

88,8

90,1


 

Таблица 22. Структура внеоборотных активов

Показатели

н.г.

к.г.

Общая сумма внеоборотных активов, т.р.

600373

763426

Источники их формирования, т. р.:

   

собственный капитал

600372

763426

долгосрочные обязательства

1

0

Доля в формировании оборотных активов,%

   

собственный капитал

100

100

заемный капитал

0

0


 

Таблица 23. Структура активов предприятия с учетом средних долей собственного и заемного капитала

Активы

Уд,%

Дск

Дзк

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Оборотные

10,5

12,1

0,11

0,1

0,89

0,9

Внеоборотные

89,5

87,9

0,1

0,1

0

0

Итого

100

100

0,21

0,2

0,89

0,9


 

Произведем расчет влияния данных факторов способом цепной подстановки:

К фл усл = (Уд (вн 1)а * Дзк (вн 0) + Уд (об 1)а * Дзк (об 0)) / (Уд (вн 1)а * Дск (вн 0) + Уд (об 1)а * Дск (об 0)) = (0,88 * 0 + 0,12 * 0,89) / (0,88* 0,1 + 0,12 * 0,11) = 1

∆ Кфл (уд.вес) = Кфл усл – Кфл0 = 1 – 0 = 1

∆ Кфл (д.) = Кфл1– Кфл усл = 0 – 1 = - 1

Проверка: 1 – 1 = 0

Вывод: коэффициент финансового левериджа  не изменил своего значения. ∆ K фл = 0. Данный коэффициент показывает снижение задолженности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

2.1 Основные подходы к  определению кадровой политики

Под политикой организации, как правило, понимается система правил, в соответствии с которой действуют люди, входящие в организацию. Важнейшая составляющая часть стратегически ориентированной политики организации – её кадровая политика, которая определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов. Цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда. [4, с. 147]

Термин «кадровая политика» может иметь широкое и узкое толкование.В широком смысле – это система правил и норм (которые должны быть осознанны и определённым образом сформулированы), приводящих человеческие ресурсы в соответствии со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами – отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение – заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации).

В узком смысле – это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознанных) во взаимоотношениях людей и организации: в этом смысле, например слова "кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием", могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса.

Успешная кадровая политика, прежде всего, основывается на систематическом учёте и анализе влияния окружающего мира, адаптации производства к внешним воздействиям.

Происходят расширение и углубление функций управления рабочей силой всех категорий. Основное значение приобретают стратегические вопросы руководства персоналом, превращение его в целостную систему. В процессах управления персоналом появляется необходимость организации мышления и действий всех работников с учетом потребностей партнёров по рынку. [5, с. 2]

Кадровая политика  за последние годы претерпела серьезные изменения. Дефицит квалифицированной рабочей силы, способной работать в новых условиях, обусловил отказ от понимания работы с кадрами, как только администрированной работы. Возникла необходимость более широкого учёта мотивационных процессов.

Большое значение в реализации кадровой политики имеют рыночные условия, общее положения трудового законодательства. Они включают конституционные положения о свободе развития личности, гарантии собственности, свободе коалиций. Запрещены произвольные действия предпринимателя по отношению к рабочему, в том числе и в, части увольнения. Приём на работу сотрудников является компетенцией фирм и  компаний.

Анализ существующей в конкретных организационных условиях кадровой политики, можно выделить два  основания для их группировки.

Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики: пассивная, реактивная, превентивная и активная.

Рассмотрим подробней каждый из упомянутых вариантов кадровой политики. Пассивная кадровая политика. Само представление о пассивной политике кажется алогичным. Однако можно встретиться с ситуацией, в которой руководство организацией не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится  к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.

Реактивная кадровая политика. В русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия принимает меры по локализации кризиса, ориентированно на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами  диагностики существующей  ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании.

Превентивная кадровая политика. В подлинном смысле этого слова политика возникает именно тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на неё. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержится краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи  по развитию персонала. Основная проблема таких организаций – разработка целевых программ.

Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с вешней и внутренней ситуацией, то можно говорить о подлинной активной политике.

Вторым основанием для дифференциации кадровых политик могут быть степень открытости организации по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава, её принципиальная ориентация на внутренние или внешние источники комплектования. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики – открытую и закрытую. [4, с. 149]

Открытая кадровая политика, характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом структурном уровне. Новый сотрудник может начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Такой тип кадровой политики характерен для современных телекоммуникационных компаний или автомобильных концернов, которые готовы «покупать» людей любые должностные уровни независимо от того, работали ли они ранее в подобных организациях.

Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение в свой состав нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение вакансий высших должностных позиций происходит только из числа сотрудников организаций. Такая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.

Таким образом общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:

1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития (или выживания) предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.

2. Кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т. е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия (фирмы). Последняя включает ценности и убеждения, разделяемые работниками и предопределяющие нормы их поведения, характер жизнедеятельности предприятия.

3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т. е. исходить из его реальных финансовых возможностей.

4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам. [ 5, с.4]

Таким образом, кадровая политика в новых условиях направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений.

2.2  Этапы построения кадровой политики

В условиях рыночной экономики один из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия — обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Сутью же кадровой политики является работа с персоналом, соответствующая концепции развития организации.

Необходимо иметь в виду, что работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере. Так, в ходе формирования кадровой политики, в идеальном случае, должно происходить согласование следующих аспектов:

Информация о работе Анализ финансовой деятельности компании ОАО "ТЭК"