Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как внутренний механизм финансовой стабилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 01:29, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является повышение эффективности деятельности ЗАО «Роспан Интернешнл».
Задачами дипломной работы является:
o проведение анализа финансово – экономической деятельности хозяйствующего субъекта;
o мероприятия по повышению эффективности деятельности Предприятия.

Оглавление

Введение 6
Глава 1. Газовая промышленность России: состояние и перспективы 6
1.1 Российская газовая промышленность – первые полвека развития 6
1.2 Проблемы регулирования газовой промышленности России и мировой опыт 6
1.3 Проблемы и перспективы развития 6
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Роспан Интернешнл» 6
2.1 История развития и правовая форма ЗАО «Роспан Интернешнл» 6
2.2 Анализ основных показателей финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта 6
2.3 Анализ формирования и распределения финансовых результатов хозяйствующего субъекта 6
2.3.1 Экспресс-анализ 6
2.3.2 Детализированный анализ 6
2.3.2.1 Анализ имущественного положения 6
2.3.2.2 Анализ материально-технической базы 6
2.3.2.3 Анализ ликвидности 6
2.3.2.4 Анализ деловой активности 6
2.3.2.5 Анализ результативности функционирования хозяйствующего субъекта 6
Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности деятельности ЗАО «Роспан Интернешнл» 6
3.1 Исходные данные и условия 6
3.2 Расчет общей суммы капитальных вложений 6
3.3 Расчет издержек производства 6
3.4 Источники и условия финансирования 6
3.5 Чистые доходы и денежные потоки 6
3.6 План погашения дебиторской и кредиторской задолженности 6
3.7 Расчет основных финансово – экономических показателей 6
Глава 4. Разработка основных вопросов безопасности жизнедеятельности 6
4.1 Основные понятия безопасность жизнедеятельности 6
4.2 Безопасность жизнедеятельности на рабочем месте 6
4.3 Расчет рентгеновского излучения экрана монитора 6
4.4 Воздушная среда рабочего места 6
4.5. Воздействие шума и вибрации на организм человека 6
4.6 Освещение как фактор охраны труда 6
4.7 Электробезопасность 6
4.8. Инструкция по технике безопасности для эксплуатации рабочего места инженера 6
4.8.1 Общие положения 6
4.8.2 Требования безопасности перед началом работы 6
4.8.3 Требования безопасности во время работы 6
4.8.4 Требования безопасности в аварийных ситуациях 6
4.8.5 Требования безопасности по окончанию работы 6
4.8.6 Ответственность за невыполнение инструкций 6
Заключение 6
Список использованных источников 6
Приложение 1 6
Приложение 2 6

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ВНУТРЕННИЙ МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ1.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

Газовое законодательство как таковое в России практически отсутствует. Основу законодательной базы составляют закон РФ о недрах, закон о естественных монополиях и ряд правительственных положений и актов. Основываясь на этих документах, нынешнюю ситуацию, рациональные пути развития отрасли можно охарактеризовать следующим образом.

Объективно необходима высокая степень целостности газовой промышленности России. Это обуславливается как решающей ролью транспортного фактора, так и высокой, не имеющей мировых аналогов концентрацией ресурсов.

Добыча газа, как и других ресурсов, по закону РФ о недрах, осуществляется в соответствии с лицензиями на их разработку и добычу, выдаваемыми на конкурсной основе. Лицензии на уже находящиеся в эксплуатации месторождения были переданы «Газпрому». Он же получил лицензии на основные намечаемые к разработке месторождения Западной Сибири. Одновременно в ЕСГ поступает попутный газ нефтяных месторождений, также являющийся для системы газоснабжения продуктом сторонних поставщиков. Транспорт газа по ЕСГ признан и считается естественной монополией, что фактически означает неделимость существующей газотранспортной системы.

Целесообразно создать такую регулирующею систему, при которой «Газпрому» будет выгодно расширение немонопольного сектора в газоснабжении. Последнее может быть связано с разработкой все большей части новых месторождений не входящими в него структурами и поступление этого газа через транспортную сеть ЕСГ на рынок конечного потребления, ценовые и прочие условия которые могут формироваться на более конкурентной основе, чем в секторе поставок газа самим «Газпромом».

Важно разработать и ввести в действие экономические механизмы стимулирования резервирования газоснабжения, в первую очередь подземного хранения газа. Формально надежное газоснабжение является обязанностью «Газпрома». И надо отметить, что при всех трансформациях последнего периода это требование практически не нарушалось. Увеличение количества отказов и аварий в системе газоснабжения не наблюдалось.

Вообще качество газоснабжения обеспечивается применяемыми в системе несколькими способами резервирования: от объективного резервирования (резервные агрегаты на компрессорных станциях, резервные мощности в добыче и на транспорте) до многониточной и закольцованной структурой газоснабжающей сети и объектов хранения газа, прежде всего подземных газохранилищ. Роль последних многофункциональна: они позволяют сочетать высокую внутригодовую загрузку базовых магистральных газопроводов с переменным во времени уровнем потребления газа отдельными потребителями, показывать при необходимости экстремальные потребности, обеспечивать резервные поставки газа при технических отказах и авариях на объектах газоснабжения.

К сожалению, несмотря на такую бесспорно высокую ценность подземных хранилищ газа, очень мало сделано для стимулирования их развития. Их функции носят описательный характер, не подкреплены конкретными диверсифицированными контрактными соглашениями с потребителями, нуждающимися в соответствующем качестве услуг по газоснабжению.

Важно отметить, что при транспортировке по ЕСГ как собственного газа «Газпрома», так и газа сторонних производителей обеспечение надежности обоих видов поставок по крайней мере в течении достаточно длительного периода будет осуществляться оператором сети. Экономические условия выполнения этих функций, а также правила справедливого поведения оператора по отношению к поставкам своего и стороннего газа в случае возникновения отказов оборудования или аварийных ситуаций еще предстоит разработать.

В Нидерландах и Норвегии, являющихся крупнейшими экспортерами газа, государство осуществляет строгий контроль за добычей и коммерческим использованием национальных ресурсов природного газа.

В Норвегии производители газа должны заключать соглашения о совместной деятельности, в соответствии с которыми переговоры об условиях продаж добываемого газа ведутся специальным органом – Комитетом по переговорам по газу (КПГ), где представлены три норвежские основные газовые компании. В случае, если Комитет не может придти к общему мнению, он обращается в правительство за окончательным решением. При создании КПГ предполагалось, что он будет выступать как единый экспортер норвежского газа и тем самым даст возможность снизить степень давления консорциума крупных европейских покупателей газа.

В Нидерландах централизованные закупки и перепродажа всего газа, подпадающего под юрисдикцию страны, осуществляется компанией «Газюни», наполовину принадлежащей государству. Добыча газа также подлежит законодательному регулированию и утверждению правительством.

Практически везде, кроме Великобритании, отсутствует или крайне затруднен доступ третьих сторон в газотранспортную систему. При этом в ряде стран, например, в Германии, предоставляются достаточно широкие возможности для сооружения независимых газопроводов. Но вместе с тем в той же Германии применяется специфическая система регионализации рынков газа, препятствующей непосредственной конкуренции поставщиков за конечного потребителя.

 

1.3 Проблемы и перспективы развития

 

Единая газовая система газоснабжения создавалась в условиях плановой экономики, когда критерием успешной работы было выполнение директив по наращиванию валовых объемов по добыче газа, а также напряженных плановых заданий по его поставкам. Все это настраивало на интенсивное развитие системы и высокую надежность ее функционирования. Причем возможности выбора поставщиков действительно эффективного и надежного оборудования, наилучших подрядчиков и т.п. были, как правило, ограничены. Зато капиталовложения выделялись централизованно и на определенных этапах в соответствии с обоснованными потребностями. В подобных условиях приходилось прибегать к избыточному с чисто экономических позиций резервированию, включая установку громоздкого парка резервных газоперекачивающих агрегатов, к форсированному вводу мощностей на новых объектах и т.д. Сейчас наиболее актуальным для отрасли стал поиск решений, оптимальных с учетом ее финансовой самостоятельности и наличия открытого рынка оборудования и услуг.

В настоящее время многие прогнозы предполагают значительное увеличение емкости европейского рынка газа и соответственно возможностей поставки российского газа. В этой связи вполне уместной считается увязка перспектив развития ТЭК России и европейского рынка энергоресурсов. При этом описываются оптимистический и вероятный сценарии. Оптимистический сценарий предусматривает рост цен на российские энергоносители, объемов потребления российских энергоресурсов и инвестиций в российский ТЭК, что в совокупности позволит его использовать как «мотор» для выхода из кризиса и перехода в стадию поступательного развития экономики.

Необходим более дифференцированный и взвешенный подход. Что касается нефти, то цены на нее формируются на основе довольно сложного баланса интересов и сил, включающего и механизмы квотирования добычи. Цены оптовых закупок газа в экспортно-импортных взаимоотношениях традиционно строятся на ценовых формулах, учитывающих цену «корзины» энергоресурсов, в том числе мазута и угля.

Представляется, что цена угля на мировом рынке может быть достаточно стабильной ввиду наличия доступных больших запасов качественного угля. По мнению многих экспертов, имеются также значительные резервы поддержания стабильных цен и на нефть. В этих условиях ожидания всеобщего роста цен на российские энергоносители могут не оправдаться. В отраслях с длительным инвестиционным циклом, прежде всего в газовой промышленности, опасность такого роста просчетов очень велика.

В то же время ситуация с природным газом гораздо благоприятнее, чем ТЭК в целом. Причины этого – крупные преимущества природного газа перед другими видами топлива в экологическом отношении, возможность достижения при его использовании более высоких технологических показателей и в целом особая технологичность природного газа, который, как уже отмечалось, при транспортировке представляет собой готовый к использованию продукт.

Сейчас появились предпосылки изменения сложившегося ценового баланса различных видов топлива и энергии. Электростанции, одни из самых крупных, но традиционно наименее эффективных ввиду взаимозаменяемости разных видов топлив контрагентов газовой промышленности при использовании современных парогазовых технологий, становятся его наиболее эффективными потребителями. Поскольку в других сферах применение газа также дает значительный эффект, то явно назревают изменения ценовой формулы в сторону увеличения его цены для поставщиков, что, однако, не приведет к снижению спроса, но позволит стимулировать реализацию новых проектов и тем самым обеспечит «гладкий» переход к использованию во всем большем объеме потенциальных потребительских преимуществ природного газа. Адекватная реакция на рыночные сигналы со стороны оптовых покупателей газа будет облегчена при расширении их коммерческой ориентации и либерализации европейской газовой промышленности.

Сложившаяся в России тенденция к снижению спроса на газ дает возможность за счет использования уже имеющийся транспортной инфраструктуры обеспечить развитие первоочередных экспортных проектов путем достройки концевых участков трасс, ведущих из центра страны к ее границам. Тем не менее по мере восстановления внутреннего рынка  и дальнейшего роста экспорта потребуется ввод новых, прежде всего экспортоориентированных газопроводов.

Основные объемы добычи газа приходятся ныне на уникальные по своим масштабам месторождений Западной Сибири, инвестиции в которые были осуществлены ранее. Но сейчас уже возникает, а в ближайшие годы значительно увеличиться потребность во вводе новых мощностей как для компенсации падения добычи газа на этих месторождениях, так и для обеспечения прироста добычи под новые контракты. Здесь возможны варианты: либо ускоренный ввод в разработку новых месторождений (Ямал и Штокман), либо более интенсивное имеющихся и перспективных ресурсов в Надым – Пур - Тазовском и прилегающих к нему районах. По-видимому, конкретные решения будут зависеть от многих факторов, в том числе от темпа нарастания потребности в освоении новых ресурсов, от возможностей привлечения инвестиций для такого освоения, от масштабов и результатов геологоразведочных работ в традиционных и новых районах, от местных и экологических факторов и т.п.

Наиболее существенно то, что среднесрочной перспективе предельные затраты на реализацию экспортных проектов станут включать издержки по всей цепи газоснабжения. При этом практически при любом из вариантов конкретных решений в добыче повысится уровень затрат.

Конкретные оценки в не малой мере будут зависеть от уровней налогов, условий финансирования и сопряженных затрат (например, на обеспечение надежности и резервирования поставок).

Таким образом, проекты поставки газа на наиболее обещающие рынки при нынешних экспортных ценах будут на пределе окупаемости  и будут даже убыточными. В данном случае при расширяющемся европейском рынке и растущей потребности в российском газе, но без изменения ценового паритета газовая промышленность может превратиться из высоко доходной отрасли, вносящей большой вклад в бюджет страны, в систему, в основном работающую саму на себя.

Явно недостаточно с экономических и правовых позиций проработаны вопросы транзита газа. Между тем, например, в 1992г. 54% международных поставок газа по трубопроводам осуществлялось с использованием транзита через третьи страны. Несмотря на то, что транзит получил широкое распространение, практически отсутствуют его международные юридически обязательные правила. Можно лишь отметить соглашение в ВТО о транзите, но оно не затрагивает страны, не присоединившиеся к этой организации. Договор о европейской энергетической хартии включает только обязательство не препятствовать транзиту в случае внутригосударственных конфликтов.

В России также ощущается необходимость развития специфического, ориентированного на газовую промышленность законодательства. Проект закона о нефти и газе до сих пор не принят. Правда, он был достаточно противоречив, поскольку в него пытались включить не только общие для этих отраслей вопросы (типа лицензирования), но и частные, по которым имеются значительные различия (прежде всего это относится к транспорту и поставкам продукции потребителю). В настоящее время с учетом происшедших изменений (введение закона РФ о естественных монополиях, создание Федеральной энергетической комиссии, а также ставшей все более понятной обществу роли ЕСГ в народном хозяйстве страны) представляются своевременными разработка и принятие специального закона о газоснабжении или о ЕСГ.

По-видимому, в среднесрочной перспективе доля газа в энергетике Европы будет ограничиваться прежде всего соображениями безопасности. Экономика и экология однозначно указывают на газ, но серьезную опасность европейцы усматривают в энергетической зависимости от недостаточно прогнозируемого и слабо регулируемого гиганта на Востоке. Надо сказать, что на этом весьма успешно спекулирует ядерное лобби. Снять подобные опасения можно в первую очередь за счет установления ясных правил игры и более широких связей и переплетения интересов участников рынка на Западе и Востоке.

Отметим, наконец, важную роль системного моделирования функционирования и развития газоснабжения, вытекающей из объективной сложности системы и выполняемых ее задач. На протяжении последних трех десятилетий, фактически с начала создания ЕСГ, совершенствовались методы и средства такого моделирования. Со второй половины 80-х годов они оформились в целостную систему анализа и принятия решения по развитию ЕСГ. Для нынешней рыночной ситуации, несмотря на усиление фактора неопределенности, тем не менее, характерна большая ясность критериев в отличие от номинальных показателей плановой экономики.

Даже в советских условиях применение методов системного моделирования при конкретном анализе направлений развития ЕСГ давало возможность существенной экономии инвестиционных ресурсов и повышения качества принимаемых решений. Тем большие перспективы открываются перед этими методами в нынешней ситуации.


Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Роспан Интернешнл»

 

2.1 История развития и правовая форма ЗАО «Роспан Интернешнл»

 

3 ноября 1995 года в г. Новый Уренгой был создан филиал «Роспан Интернешнл» (далее Роспан), во главе которого встал В.В. Салтыков. В начале 1996г. весь штат предприятия насчитывал 24 человека, за пять лет, эта цифра возросла почти в 50 раз и сейчас коллектив Роспана насчитывает более тысячи человек. Предприятие занимается разработкой двух ачимовских газоконденсатных месторождений Ново-Уренгойского и Восточно-Уренгойского.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как внутренний механизм финансовой стабилизации