Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «Медиа-холдинг Якутия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработать рекомендации по улучшению финансового состояния на предприятии (на примере ОАО «Медиа-холдинг Якутия»).
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы анализа финансового состояния на предприятии;
проанализировать финансовую деятельность ОАО «Медиа-холдинг Якутия»;
разработать мероприятия по улучшению финансового состояния ОАО «Медиа-холдинг Якутия».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия…….6
1.1. Сущность, цель, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия……………………………………………………………………….....6
1.2. Основные методы и приемы анализа финансового состояния
предприятия...............................................................................................................11
2. Анализ финансового состояния ОАО «Медиа-холдинг Якутия»…………....24
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Медиа-холдинг Якутия»..................24
2.2. Анализ финансового состояния в ОАО «Медиа-холдинг Якутия»...............31
2.3. Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО
«Медиа-холдинг Якутия»………………………………………………………….46

Файлы: 1 файл

дипломная Надежда.docx

— 123.57 Кб (Скачать)

         Следовательно, финансовое состояние предприятия определяется общим уровнем эффективности управления его активами и пассивами (как балансовыми, так и забалансовыми), скоординированностью  управления ими и отражаются в основных показателях, характеризующих это состояние.

     Одним  из  главных  направлений  повышения  финансовой  устойчивости  является  мобилизация  внутренних  резервов  за  счет  полного  использования  производственной  мощности  предприятия,  снижения  себестоимости   продукции,  рационального  использования  материальных,  трудовых  ресурсов  и  оптимизацию  основных  и  оборотных  средств,  распределение  финансовых  ресурсов,  сокращения  непроизводительных  расходов  и  потерь. 

     Финансовый  анализ в предприятиях как система  оценки экономической эффективности  его деятельности и метод оценки качества управления им реализуется в работе в основном двух взаимоувязанных направлениях: анализе финансовых результатов и анализе финансового состояния предприятия [41, с. 117].

     При осуществлении отдельных видов  финансового управления (активами, пассивами, ликвидностью, рисками и  т.д.) анализ финансового состояния  представляет собой инструмент реализации каждого из указанных видов управления и метод их последующей оценки.

     В ходе управления активами ставится задача достижения их наивысшей прибыльности при соблюдении необходимого уровня ликвидности и допустимого уровня рискованности. Эта задача выполнима  только на основе системного анализа  финансовых активов в указанных  направлениях и целенаправленных действий по формированию соответствующей структуры  активов.

Управление  пассивами связано с:

-   анализом средств, не приносящих доходов;

- изучением основных направлений поиска необходимых кредитных ресурсов для выполнения обязательств перед клиентами и для развития активных операций;

-  анализом возможных способов привлечения «недорогих» ресурсов.

     Анализ  является основным методом управления рисками. С его помощью исследуются  и оцениваются условия возникновения  риска, масштабы предполагаемого ущерба, способы предупреждения рисков, источники  его возмещения [34, с. 53]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.  Основные    методы    и   приемы   анализа финансового  состояния

                                                    предприятия 
 

    В  финансовом  анализе  и  управлении  применяются  различные  методы,  поэтому  уметь  осознанно  пользоваться  аналитическими  методами  и  приемами  анализа  входит  в  число  необходимых  базовых  знаний  бухгалтера,  финансового  менеджера.  Применение  тех  или  иных  методов  зависит  от  цели  и  глубины  анализа,  объекта  исследования,  технических  возможностей  выполнения  расчетов  и  другое.  Совершенствование  инструментария  научных  исследований  имеет  большое  значение  и  является  основой  успеха  и  эффективности  аналитической  работы.

    Метод – это  способ  достижения  некоторой  цели,  который  состоит  из  совокупности  приемов  теоретического  или  практического  познания  действительности [40, с. 209].

    Существуют  различные  классификации  методов  анализа,  но  сложно  отнести  тот  или  иной  метод  научного  познания  или  практический  прием  к  инструментарию  лишь  какой-то  отдельной  науки.  В  экономике  в  большинстве научно-практических направлений наблюдается взаимопроникновение  научных  инструментариев.  В  анализе  это  проявляется  особенно  явно,  при  проведении  аналитических  расчетов  финансового  характера  используются  приемы  и  методы,  заимствованные  из  различных  наук  и  систематизированные  в  рамках  анализа  финансово-хозяйственной  деятельности  предприятия. Различают  неформализованные  и  формализованные  методы  анализа.  Первые  основаны  на  описании  аналитических  процедур  на  логическом  уровне,  а  не  с  помощью  строгих  аналитических  зависимостей.  К  ним  относятся  методы:  экспертных  оценок,  сценариев,  психологические,  морфологические,  сравнения,  построения  систем  показателей,  построения  систем  аналитических  таблиц,  прием  детализации,  методы  чтения  и  анализа  финансовой  отчетности,  другое.  Применение  этих  методов характеризуется определенным  субъективизмом,  поскольку  большое  значение  имеет  интуиция,  опыт  и  знания  аналитика.  Ко  второй  группе  относятся  методы,  в  основе  которых  лежат  достаточно  строгие  формализованные  аналитические  зависимости.  К  ним  относятся  методы:  балансовый  метод,  метод  процентных  чисел,  метод  средних  величин,  метод  группировки,  индексный  метод,  корреляционный  анализ,  методы  ситуационного  анализа  и  прогнозирования,  метод  построения  дерева  решений,  методы  оценки  денежных  потоков и т.д. [40, с. 209].

   Практика  финансового  анализа  уже  выработала  основные  правила  чтения (методику анализа)  финансовых  отчетов.  Среди  них  можно  выделить  6  основных  методов:

  • горизонтальный  (временной)  анализ – сравнение  каждой  позиции отчетности  с  предыдущим  периодом;
  •      вертикальный  (структурный)  анализ – определение  структуры  итоговых  финансовых  показателей  с  выявлением  влияния  каждой  позиции  отчетности  на  результат  в  целом;
  •      трендовый  анализ – сравнение  каждой  позиции  отчетности  с  рядом  предшествующих  периодов  и  определение  тренда,  то  есть  основной  тенденции  динамики  показателя,  очищенной  от  случайных  влияний  и  индивидуальных  особенностей  отдельных  периодов.  С  помощью  тренда  формируют  возможные  значения  показателей  в  будущем,  а,  следовательно,  ведется перспективный прогнозный  анализ;
  •       анализ  относительных  показателей  (коэффициентов) – расчет  отношений  между  отдельными  позициями  отчета  или  позициями  разных  форм  отчетности,  определение  взаимосвязей  показателей;
  •        сравнительный  (пространственный)  анализ – это  как  внутрихозяйственный  анализ  сводных  показателей  отчетности  по  отдельным  показателям  фирмы,  дочерних  фирм,  подразделений,  цехов,  так  и  межхозяйственный  анализ  показателей  данной  фирмы  с  показателями  конкурентов,  со  среднеотраслевыми  и  средними  хозяйственными  данными;
  •       факторный  анализ – это анализ  влияния  отдельных  факторов  (причин)  на  результативный  показатель, при помощи  детерминированных  или  стохастических  приемов  исследования.  Причем  факторный  анализ  может  быть  как  прямым  (собственно  анализ),  когда  результативный  показатель  дробят  на  составные  части,  так  и  обратным  (синтез),  когда  его  отдельные  элементы  соединяют  в  общий  результативный  показатель [41, с. 291].

     Анализ  и оценка эффективности работы предприятия  осуществляются  на основе оценки его рыночной стоимости, изучения финансовой отчетности, проведения декомпозиционного анализа прибыли на капитал. Обобщающий анализ – анализ финансового состояния как совокупности свойств системы, которой является предприятие, – отсутствует.

     Специалистами по менеджменту и анализу исследования в данной области в России ведутся, но комплексного подхода к рассматриваемой проблеме также нет. Из-за недостаточной разработки методологических основ финансового состояния предприятия отсутствуют необходимые методики комплексного анализа их финансового состояния. В современном мире  повышение качества управления на базе всестороннего и глубокого анализа становится не только важным, но и одним из немногих способов выхода отечественных предприятий из сложившегося положения.

     Методом анализа финансового состояния  предприятия является комплексное, органически взаимосвязанное исследование деятельности предприятия с использованием математических, статистических, учетных  и других приемов обработки информации [36, с. 96].

     Характерными  особенностями метода анализа финансового  состояния являются:

  • использование системы показателей, всесторонне характеризующих деятельность предприятия;
  • изучение факторов и причин изменения этих показателей;
  • выявление и измерение взаимосвязи между ними.

     В анализе, как правило, используется система показателей, формируемая  в процессе оперативного бухгалтерского учета и контроля. Часть недостающих  показателей рассчитывается в ходе исследования. Посредством анализа  устанавливаются наиболее существенные факторные показатели, оказывающие  влияние на изменение результатов  деятельности предприятия.

     Выявление и измерение взаимосвязи между  анализируемыми показателями обеспечивает комплексное, органически взаимосвязанное  исследование работы предприятия.

         Финансовое состояние предприятия представляет собой  экономический потенциал хозяйствующего субъекта, который характеризуется с позиции имущественного положения  и с позиции финансового положения.

     Устойчивость  финансового положения предприятия  в значительной степени зависит  от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. В процессе функционирования предприятия  и величина активов, и их структура  претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших  место качественных изменениях можно  получить с помощью вертикального  и горизонтального анализа отчетности [40, с. 149].

     Оценка  финансового положения включает в себя анализ ликвидности и финансовой устойчивости.

     Значения  коэффициентов ликвидности помогают проанализировать способность предприятия  оплатить свои краткосрочные обязательства  в течение отчетного периода. Коэффициент абсолютной ликвидности  характеризует ту часть краткосрочных  заемных обязательств,  которая  может быть при необходимости  погашена немедленно, его значение зависит от того, насколько высока ежедневная потребность предприятия  в собственных денежных ресурсах.

     Одна  из важнейших характеристик финансового  состояния предприятия – стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей  финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от внешних кредиторов и инвесторов. Коэффициент соотношения  заемных и собственных средств характеризует сколько заёмных средств приходится на один рубль собственного капитала. На основе значений этих коэффициентов можно определить  финансовое  состояние предприятия [75, с. 68].

     Кроме анализа финансового положения  необходимой частью финансового  анализа является оценка результативности финансово – хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, которая включает в себя оценку деловой активности и оценку рентабельности.

     Показатели  оценки деловой активности  характеризуют  результаты  и эффективность текущей  основной производственной деятельности. Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного  предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий.

     Коэффициенты  рентабельности характеризуют относительную  доходность или прибыльность измеряемую в % к затратам средств или имущества [40, с. 126].

     Анализ  финансового состояния представляет собой совокупность методов исследования процесса формирования и использования  денежных фондов  предприятия, а  также достаточности денежных средств, необходимых для организации  эффективной деятельности.

     Финансовое  состояние – обобщающая, комплексная  характеристика – отражает уровень  соблюдения предприятием в своей  деятельности ограничений (минимального размера абсолютной и относительной  величины капитала, уровня присущих активам  рисков и ликвидности, стоимости  приобретения пассивов, общего риска  и т.д.).

     Важное  значение  имеет наличие у предприятия собственных оборотных средств,  размер  которых,  по  данным  балансового отчета,  определяется  как разница между оборотными  средствами  и краткосрочными  обязательствами.  Наличие собственных оборотных средств является  показателем финансовой  устойчивости  предприятия и оценкой его надежности.  Платежеспособность  и финансовую  устойчивость  предприятия   можно  оценить  по  сопоставлению  статей  актива  и  пассива  баланса.  Такой  способ  анализа  показывает  какие источники финансирования  привлечены,  за  счет  чего  образованы  оборотные активы (собственный и краткосрочный заемный капиталы)  и другое.  Для этого определяют: 

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «Медиа-холдинг Якутия»