Анализ финансового состояния организации по данным бухгалтерского баланса

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение деятельности организации, выявление её основных тенденций.
В соответствии с этой целью необходимо решить ряд задач.
К ним относятся следующие:
- оценка средств и источников средств организации.
- анализ ликвидности бухгалтерского баланса.
- анализ финансовой устойчивости организации.
- оценка возможной неплатежеспособности организации.
- анализ оборачиваемости активов, обязательств, капитала.
- анализ уровня и динамики финансовых результатов организации.

Оглавление

Введение 3
1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ 5
ОРГАНИЗАЦИИ ПО ДАННЫМ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 5
1.1. Понятие финансового состояния организации 5
1.2. Предварительная оценка финансового состояния 6
организации 6
1.3. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса 12
1.4. Анализ финансовой устойчивости организации 17
1.5. Анализ возможной неплатежеспособности 22
организации 22
1.6. Анализ деловой активности организации 27
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 31
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 31
2.1. Финансовый результат как показатель эффекта 31
хозяйственной деятельности 31
2.2. Анализ уровня и динамики финансовых результатов 32
2.3. Факторный анализ прибыли от продаж 36
2.4. Факторный анализ чистой прибыли 39
3. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ 43
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 43
3.1. Рентабельность как показатель эффективности 43
хозяйственной деятельности 43
3.2. Расчет и оценка показателей рентабельности 45
3.2.1. Расчет показателей рентабельности ресурсного типа 45
3.2.2. Расчет показателей рентабельности затратного типа 46
3.3. Факторный анализ рентабельности от продаж 48
Аналитическое заключение - 49
Список литературы 51

Файлы: 1 файл

Эра.doc

— 732.00 Кб (Скачать)

Необходимость проведения анализа  оборачиваемости обусловлена тем, что между платежеспособностью  организации и скоростью оборота  ее оборотных активов существует прямая зависимость. Анализ оборачиваемости позволяет увидеть картину финансового состояния организации в динамике, в то время как показатели ликвидности дают общую оценку соотношения активов и пассивов в статике. Анализ оборачиваемости капитала, вложенного в оборотные средства, позволяет установить причины, обусловившие то или иное значение анализируемых показателей активов и обязательств, а также тенденции их изменения. Расхождения в сроках оборота оборотных активов и кредиторской задолженности показывают потребность организации в собственном оборотном капитале.

Показатели оборачиваемости считаются  по оборотным активам, запасам, дебиторской задолженности, капиталу (стр. 490 + 640), краткосрочным обязательствам (стр. 690 – 640), кредиторской задолженности, краткосрочным кредитам и займам.

Наиболее существенное значение для  характеристики хозяйственного процесса имеют показатели финансового и операционного цикла.

Операционный цикл – это сумма периода оборота запасов и периода оборота дебиторской задолженности.

Финансовый цикл отличается от операционного тем, что показывает количество дней одного хозяйственного цикла, в течение которых требуются финансовые ресурсы.

Финансовый цикл = Операционный цикл – Период оборота кредиторской задолженности.

По результатам анализа деловой активности составляется таблица (см. табл. 1.11).

Таблица 1.11

 Расчет и оценка показателей  деловой активности организации

Показатели

Значение

Изменение

п.п.

о.п.

1

2

3

4

1. Коэффициент  оборота, обороты

1.1.     Оборотные активы

2,47

1,50

-0,96

1.2.     Запасы

2,80

1,71

-1,09

1.3.     Дебиторская задолженность

31,83

20,83

-11,00

1.4.     Капитал

5,76

3,99

-1,77

1.5.     Краткосрочные обязательства

4,23

2,48

-1,75

1.6.     Кредиторская задолженность

5,33

2,94

-2,39

1.7.     Краткосрочные кредиты и займы

20,39

15,61

-4,78

2. Период оборота,  дни

2.1. Оборотные активы

145,85

239,24

93,39

2.2. Запасы

128,69

210,38

81,69

2.3. Дебиторская задолженность

11,31

17,28

5,97

2.4. Капитал

62,50

90,12

27,62

2.5. Краткосрочные обязательства

85,20

145,44

60,25

2.6. Кредиторская задолженность

67,54

122,37

54,84

2.7. Краткосрочные кредиты  и займы

17,66

23,07

5,41

3. Операционный  цикл, дни (2.2 + 2.3.)

140,00

227,67

87,66

4. Финансовый  цикл, дни (3. – 2.6.)

72,46

105,29

32,83


Вывод по таблице 1.11. Коэффициент оборачиваемости - показатель, характеризующий скорость оборота средств или обязательств. Данный показатель  характеризует деловую активность предприятия, эффективность использования ресурсов относительно получаемой выручки.  Коэффициент оборачиваемости - показатель, характеризующий скорость оборота средств или обязательств.

 В отчетном периоде оборачиваемость оборотных активов замедлилась на 93,39 дня, капитала на 27,62 дней, запасов на 81,69 дня. Оборот дебиторской задолженности увеличился на 5,97 дней, оборот кредиторской задолженности возрос на 54,84 дня. Операционный цикл увеличился на 87,66 дня. Данный рост связан, в первую очередь, с увеличением периода оборота запасов на 81,69 дня. Также на величину операционного цикла повлияло увеличение периода оборота дебиторской задолженности на 5,97 дня. Финансовый цикл увеличился на 32,83 дня.

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Финансовый  результат как показатель эффекта

 хозяйственной деятельности

Хозяйственный цикл завершается процессом реализации продукции, важной характеристикой которого является финансовый результат. Финансовый результат является важнейшим показателем в системе оценки результативности деятельности организации и ее деловых качеств и показывает эффект от хозяйственной деятельности. Финансовый результат может быть валовым или чистым.

Валовый финансовый результат представляет собой выручку от продаж, или валовый доход организации. Чистый финансовый результат  получается в результате «очищения» валового от расходов.

Финансовый результат – это  сложная категория бухгалтерского учета. В литературе существует несколько подходов к его определению.

Наиболее общий подход к определению  прибыли был основан Дж. М. Кейнсом (1883-1946 г.г.), который исходил из того, что капитал есть актив, и о капитале лучше говорить, что он приносит в течение периода его существования сверх его первоначальной стоимости. Эта выгода, с точки зрения Кейнса, и есть прибыль.

Также существует статическая, или  экономическая, трактовка прибыли, предложенная И. Фишером. В данном случае финансовый результат представляет собой увеличение в течение отчетного периода оценки актива за счет изменения его доходности. Таким образом, экономическая трактовка прибыли представляет собой «гудвил».

С бухгалтерской точки зрения финансовый результат представляет собой разность между доходами и расходами организации. В настоящее время рассчитывают следующие виды прибыли:

    • валовую прибыль;
    • прибыль от продаж;
    • прибыль до налогообложения, или бухгалтерскую прибыль;
    • чистую прибыль;
    • нераспределенную прибыль.

Величина прибыли характеризует  результативность деятельности коммерческой организации. В связи с этим основными  задачами анализа прибыли являются:

      1. оценка достаточности достигнутых результатов для обеспечения рыночной  (финансовой) устойчивости организации и сохранения конкурентоспособности;
      2. изучение источников возникновения и особенностей воздействия на результативность различных факторов;
      3. рассмотрение основных направлений дальнейшего развития анализируемого объекта, с точки зрения повышения его прибыльности.

2.2. Анализ  уровня и динамики финансовых  результатов

 

Так как финансовый результат подразделяется на валовый и чистый, то в анализе  определяется уровень показателей, входящих в валовый результат (см. табл. 2.1).

Хозяйственная деятельность состоит  из двух частей: обычная (основная) деятельность, для ведения которой создается организация, и прочая деятельность.

Прочая деятельность возникает  в результате изменения рыночной ситуации, изменения направлений обычной деятельности и т. д. Прочие доходы и расходы делятся на процентные и непроцентные.

 

Таблица 2.1

Анализ уровня и динамики финансовых результатов

 

Показатели

Код строки

Значение, тыс. руб.

Абсолютное  изменение, тыс. руб.

Уровень, %

Изменение уровня показателя, %

п.п.

о.п.

п.п.

о.п.

1. Выручка от продаж

010

101579

72506

-29073

100,00

100,00

0,00

2. Себестоимость

020

92970

64389

-28581

91,52

88,81

-2,72

3. Валовая прибыль

029

8609

8117

-492

8,48

11,19

2,72

4. Коммерческие расходы

030

251

235

-16

0,25

0,32

0,08

5. Управленческие расходы

040

   

0

0,00

0,00

0,00

6. Прибыль от продаж

050

8358

7882

-476

8,23

10,87

2,64

7. Прочие доходы всего,

060+080+090

1442

10344

8902

1,42

14,27

12,85

    в том числе:

     

0

0,00

0,00

0,00

Проценты к получению

060

   

0

0,00

0,00

0,00

Проценты к уплате

070

619

876

257

0,61

1,21

0,60

Доходы от участия  в других организациях

080

   

0

0,00

0,00

0,00

Прочие операционные доходы

090

1243

10327

9084

1,22

14,24

13,02

Внереализационные доходы

 

199

17

-182

0,20

0,02

-0,17

8. Прочие расходы всего,

070+100

2003

2058

55

1,97

2,84

0,87

    в том числе:

     

0

0,00

0,00

0,00

Проценты к уплате

70

619

876

257

0,61

1,21

0,60

Прочие операционные расходы

100

1131

758

-373

1,11

1,05

-0,07

Внереализационные расходы

 

253

424

171

0,25

0,58

0,34

9. Бухгалтерская прибыль

140

7797

16168

8371

7,68

22,30

14,62

10. Отложенные налоговые  активы

141

 

0

0

0,00

0,00

0,00

11. Отложенные налоговые  обязательства

142

1318

0

-1318

1,30

0,00

-1,30

12. Текущий налог на  прибыль

150

627

570

-57

0,62

0,79

0,17

Прочие платежи

180

8

0

-8

0,01

0,00

-0,01

13. Чистая прибыль

190

5844

15598

9754

5,75

21,51

15,76


 

 

 

 

 

 

 

 

Процентные доходы и расходы  связаны соответственно с извлечением в другие организации собственных финансовых ресурсов и вовлечением в оборот финансовых ресурсов других организаций. Непроцентные доходы и расходы обычно вызываются изменениями отношений либо с деловыми партнерами, либо с конкурентами или посредниками, в связи с изменениями внутренних бизнес-процессов.

Вывод по таблице 2.1. В отчетном периоде чистая прибыль организации снизилась на 97,54 тыс. руб., ее уровень в выручке упал на 15,76%. Данный спад произошел исключительно за счет снижения эффективности  основной деятельности: прибыль от продаж упала на 476 тыс. руб., снижение ее уровня в выручке составил 2,64%. Финансовый результат от прочей деятельности снизился, оказав отрицательное влияние на чистую прибыль.

2.3. Факторный  анализ прибыли от продаж

 

Основной доход организация  получает от ведения обычной деятельности, чистый финансовый результат от которой – это прибыль от продаж.

Формула «Прибыль = Выручка – Себестоимость – Коммерческие расходы – Управленческие расходы» не используется, поскольку в данном случае прибыль от продаж является частью выручки. В этом случае на прибыль оказывают влияние изменения не только абсолютных величин выручки и расходов, но и структуры выручки.

Таким образом, прибыль от продаж зависит  от «качества» и «количества» выручки. «Качество» выручки характеризуется ее структурой, а «количество» – ее величиной.

Методика анализа прибыли  от продаж включает в себя следующие этапы:

  1. Изучение учетной политики предприятия в части формирования расходов организации.
  2. Если выявлены разные подходы в учетной политике в двух сравниваемых периодах, то показатели, характеризующие финансовые результаты, предварительно приводятся в сопоставимый вид.
  3. Составляется модель для анализа прибыли от продаж:

Прибыль от продаж = Выручка × ρпродаж

  1. Определяется влияние изменения «количества» выручки на изменение прибыли от продаж.

Величина выручки зависит таких  факторов, как цены реализации и  объем продаж:

,

где:  В – выручка от продаж,

  – уровень цен,

  – объем продаж.

Показатели выручки за прошлый и отчетный периоды представлены в форме №2, но в общем случае определяется по формулам:

,

.

Для учета изменения цен реализации используется индекс цен (Iz), при помощи которого рассчитывается выручка в сопоставимых ценах ( ):

.

Если в организации данных по индексам цен нет, то используются данные статистики (отраслевой) или индекс инфляции (если нет отраслевой статистики).

Индекс инфляции = Темп прироста индекса цен.

Изменение уровня цен и объемов  продаж оказывают влияние на изменение выручки, а изменение выручки – на изменение прибыли:

  1. Определяется влияние изменения «качества» выручки на изменение прибыли то продаж. Для анализа используется следующая модель:

 

,

где – рентабельность продаж,

      УС – уровень  себестоимости в выручке,

      УКР – уровень  коммерческих расходов в выручке,

      УУР – уровень  управленческих расходов в выручке.

С помощью метода цепных подстановок  получаем:

=

=

  1. Определяется общее изменение прибыли от продаж:

 

Рассмотрим выделенные этапы на примере:

Индекс инфляции = 10%, тогда  =1,1

1) Модель: Прибыль от продаж = Выручка×ρпродаж

2) Определение выручки в сопоставимых  ценах:

 = =65914,545 (т.р.)

3) Определение влияния «количества» выручки на прибыль от продаж:

(72506 - 65914,545)×8,23 =  246,19(т.р.)

(65914,545 - 101579)×8,23 = - 2935,18 (т.р.)

246,19 - 2935,18 = -2677,99(т.р.)

4) Определение влияния «качества» выручки на прибыль от продаж (с использованием данных табл. 2.1):

-72506 × (-0,0272) = 1972,16 (т.р.)

-72506 × 0,008 = -240,83 (т.р.)

-72506 х 0,00 = (т.р.)

- 1914,16(т.р.)

Вывод. В отчетном периоде прибыль от продаж упала на 2677,99 тыс. руб. Спаду способствовало увеличение уровня цен на 10%, которое привело к росту прибыли от продаж на 1972,16 тыс. руб. Снижение общего объема продаж обусловил уменьшение прибыли на 1914,16 тыс. руб. Снижение уровня себестоимости реализованной продукции на 2,72% привело к увеличению прибыли от продаж на 1972,16 тыс. руб.

2.4. Факторный анализ чистой прибыли

Чистая прибыль отличается от прибыли  от продаж в результате влияния доходов и расходов от прочей деятельности и начисленного налога на прибыль.

Анализ чистой прибыли проводится балансовым методом с использованием моделей:

1) Чистая прибыль = Прибыль от  продаж + Результат от прочей деятельности – Налог на прибыль (см. табл. 2.2).

2) Результат от прочей деятельности = Прочие доходы – Прочие расходы (см. табл. 2.3).

Информация о работе Анализ финансового состояния организации по данным бухгалтерского баланса