Анализ финансового состояния организации на примере ООО "Спектр"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:52, дипломная работа

Краткое описание

На основании изложенного, можно определить главную цель дипломной работы – исследовать финансовое состояние предприятия ОАО «Спектр», выявить основные проблемы обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в условиях нестабильной российской экономики, дать рекомендации по управлению финансами, выработать мероприятия по эффективному использованию имеющегося производственного потенциала предприятия.

Оглавление

Введение…...………………………………………………………..4
1. Теоретические аспекты анализа финансового состояния предприятия…………………………………...………………...........7
1.1. Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия……………………………………………………………………….7

1.2. Основные показатели финансового состояния предприятия и порядок их определения……………..................................................................................11

2. Анализ и оценка финансового состояния предприятия (на примере ОАО «Спектр»)………………….………………………. 20

2.1. Краткая характеристика предприятия………........................................20

2.2. Анализ размещения капитала и оценка имущественного положения предприятия………………………………………………………………….….26

2.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………..

2.4. Анализ и оценка платежеспособности и кредитоспособности……

2.5. Анализ деловой активности и эффективности ОАО «Спектр»

3. Направления улучшения финансового состояния предприятия………………………………………………………….59

4. Перспективы развития лакокрасочной промышленности России с учетом иностранных конкурентов………………..

Заключение……………………………………………………………..

Список используемой литературы…………………….

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 970.00 Кб (Скачать)

    Отечественная продукция проигрывает импортной по следующим показателям:

  1. Узость ассортимента, как в плане типов красок, так и в плане цветовой гаммы. В основном выпускаются традиционные лаки, эмали, краски на органических растворителях. Не гибкость производственных мощностей и недостаток пигментов приводит к узости цветовой гаммы продукции. Оставшиеся с советских времён мощности и организация производства ориентированы на массовый выпуск узкого ассортимента ЛКМ.
  2. Часто более низкое качество, причём по причине объективной – желание сэкономить.
  3. Слабый маркетинг и система сбыта.

    Нет надлежащей рекламы своих брокеров. Проигрывает в дизайне и удобстве тара и этикетка.

    В пользу отечественных производителей сейчас и в практике играют следующие  факторы:

    1) Более дешёвое химическое сырьё  – основная составляющая в себестоимости ЛКМ, причём практически все широко распространённые плёнкообразующие вещества и растворители производятся в России.

    2) Для рабочей силы в структуре  себестоимости ЛКМ у нас около  8–10%, за рубежом эта доля значительно  больше, несмотря на высокий уровень автоматизации.

    3) Более низкие транспортные расходы,  как фактор маловероятный, но  существующий.

    4) Не капиталоёмкость отрасли, то  есть организация производства  ЛКМ с качеством на уровне  западных стандартов не требует  очень больших денежных вложений. По мнению специалистов, модернизацию можно провести за 3 месяца, а срок окупаемости составляет около полугода.

    5) Цена 1 кг. ЛКМ отечественного производителя  в 2–3 раза ниже импортного  аналога. Из вышеперечисленного  можно сделать вывод, что производство ЛКМ должно быть рентабельным. Поэтому круг производителей ЛКМ в России за последние годы значительно расширился. Процесс далеко неслучайный. Лакокрасочная продукция, находящая применение в большинстве отраслей народного хозяйства и в быту, соперничающая по разнообразию ассортимента с фармацевтической продукцией  является в химической отрасли одной из самых ликвидных.

    В настоящее время изготовлением  ЛКМ в России занимается более 500 предприятий (официально зарегистрированных), в то время как в начале 90-х их было всего около 150. Число предприятий росло, во-первых, за счёт переориентации уже существующих (в основном оборонной промышленности), во-вторых, за счёт образования новых коммерческих структур.

    В последние годы на просторах России появляются новые производители ЛКМ как вновь построенные заводы зарубежных фирм. Так в 1999 году фирма «Тиккурила» в рекордно короткие сроки построила в подмосковном Раменском завод мощностью 10 тыс. тонн ЛКМ в год. «Акзонобель» (один из крупнейших в мире производителей ЛКМ) построила аналогичный по мощности и ассортименту завод в городе Балашиха (Московская область).

    Основная  причина инвестиций западных фирм в  создании новых производств на наше территории − стремление снизить  себестоимость своей продукции за счёт максимального использования российского сырья, дешёвой рабочей силы и ухода от таможенных пошлин на готовые ЛКМ (как помним это 5%).

    18–19 июня 2003 года в отеле «Ренессанс»  в Москве состоялась конференция,  посвящённая рынку ЛКМ, организованная сингапурской компанией «Центр оф менеджмент технолоджи» (GMT). Хотя тематика конференции предполагала рассмотрение и анализ производства и потребления ЛКМ в России и ближнем зарубежье, предприятия этих стран не проявили должного интереса к этому мероприятию. Среди слушателей присутствовал представитель только одного российского завода «Эмпилс» (Ростов-на-Дону), а в основном аудитория состояла из руководителей западных компаний и российских представительств, таких монсров как Дю Понт, Аксо Нобель, Персторп, Аспокем.

    Не  вдаваясь в анализ причин, следует  отметить, что тема российского рынка  ЛКМ была затронута довольно слабо, а обстановка стран СНГ и вовсе  не освещалась.

    Это одна из последних конференций, касающихся ЛКМ, из рынка. Как видим, российский рынок ЛКМ иностранные компании интересует больше хозяев рынка. Материалы Алуштинской конференции 2–3 октября 2003 года ещё не опубликованы.

    На  конференции о переделе собственности  в российской лакокрасочной промышленности сообщил в своём выступлении  генеральный директор ЗАО «Аква-имэкс» (бывший заместитель начальника главка) Б.Б. Кудрявцев. С его слов многие отечественные предприятия по качеству и ассортименту уступают западным производителям и в то же время некоторые из них обладают технологиями производства уникальных материалов, которых нет ещё на западе и привёл примеры таких разработок (предполагаю анафорезные и китафорезные грунты, для грунтования кузовов автомобилей в электрополе).

    В другом докладе, подготовленным генеральным  директором ОАО «Лакокраска» город Ярославль (бывшим президентом МАПП − международная ассоциация производителей и потребителей) М.В. Сапрыкиным, были затронуты важные вопросы взаимодействия поставщиков сырья и производителей ЛКМ. В структуре себестоимости готовой продукции затраты на сырьё составляют до 70–80% поэтому вопросы его цены, качества и стабильности поставок, серьёзно волнуют лакокрасочные предприятия. Подробно рассмотрены две схемы работы с поставщиками; первая: производитель сырья – рынок сырья – производитель ЛКМ; вторая: производитель сырья – посредник – посредники – производитель ЛКМ.

    При рассмотрении динамики цен на наиболее важные виды сырья (пентаэритрит, глицерин, фталевый ангидрид, у-спирит, масла  растительные) необходимо подчеркнуть, что диапазон их роста с марта 2002 года по март 2003 года составляет от 15,5 до 64,5%, что неприемлемо для стабильных рынков. Отсюда и колебание цен в прайсах производителей ЛКМ. Отсутствие прямой связи между производителем сырья и его потреблением удлиняет путь товара, повышает конечную цену, а главное затрудняет контроль качества (смешения, подмены).

    Лакокрасочная продукция делится на ЛКМ производственного  назначения и строительно-сбытового.

    В последнее время строительные краски, предназначенные для декоративной отделки объединяют с бытовыми (серии «сделай сам»).

    При выборе лакокрасочной продукции  производственного назначения грамотный  потребитель, как правило отдаёт предпочтение отечественным ЛКМ, так  как они разработаны для российских условий и обязательно прошли аттестацию в российских сертификационных центрах. Импортный ЛКМ для производственных нужд целесообразно использовать, когда отечественная промышленность аналогичным ЛКМ не выпускает, выпускает но не достать или невысокого качества. Это относится в основном к полиуретановым и акриловым композициям, например автомобильным ЛКМ типа «металлик» и авторемонтным ЛКМ.

    Что касается ЛКМ строительно-бытового назначения, то в советские времена  это направление было «ахиллесовой пятой» отечественной лакокрасочной  промышленности. Именно здесь из года планирования наибольший дефицит в обеспечении потребности в ЛКМ. Как известно где дефицит там и ассортимент уже и качество ниже.

    Сейчас  отношение производителей ЛКМ к  этим материалам резко изменилось, так как именно они пользуются спросом на рынке и являются источником «живых» денег. В 90-е годы ведущие российские производители ЛКМ резко улучшили ассортимент и повысили качество этих товаров, и в большинстве случаев они не уступают и даже превосходят по качеству продукцию зарубежных производителей.

    На  мировом рынке ЛКМ, как и на российском на долю строительно-бытовых красок приходится более 50% выпуска и спрос на них увеличивается ежегодно. Правда в России удовлетворение его происходит за счёт значительного увеличения объёмов реализации импортной продукции.

    Основные  экспорты в Россию по 2002 году: Германские фирмы «Лакуфа» и «Капарол» –22,5 тыс. тонн в год; Финские – «Тиккурила – Пейнтс» и «Садолин» –15,5 тыс. тонн; Словения – фирма «Хелиос» – 6,5 тыс. тонн; Шведская – фирма  «Беккер» – 4,5 тыс. тонн.

    Не  смотря на то, что объём продаж ЛКМ этими странами с 1999 года снизился, есть основание полагать, что этот объём экспорта сохранится так как высококачественная продукция имеет свой прочно сложившийся круг покупателей, предпочитающих эту продукцию российским аналогам, хотя цены на неё в два три раза выше. В первую очередь потребители этих материалов – строители и ремонтники элитных домов и квартир, помещений банков, представительств, общественных зданий и просто богатые люди. Задача российских производителей ЛКМ постепенно завоевать этих потребителей выпуская товар не уступающий по качеству зарубежным образцам, в широком ассортименте имеющихся в наличии на складе, иметь возможность выполнить заказ на любое количество в кратчайшие сроки, обеспечивая при этом информационное и сервисное сопровождение.

    С середины 90-х годов на рынке строительно-бытовых  ЛКМ происходили серьёзные структурные  изменения. Что отразилось на появлении  большого количества новых компаний и марок ЛКМ, возросшей рекламной  активности, расширении ассортимента, увеличения доли экологически полноценных материалов.

    Законодательство, направленное на защиту окружающей среды, естественно, коснулись и рынка  ЛКМ. В Германии, например, 90% ЛКМ  для декоративных покрытий теперь являются водоразбавляемыми, в США –70%. В настоящее время в России нет ни одного лакокрасочного покрытия, которое не выпускало или не думало выпускать водоразбавляемые композиции. Приход на наш рынок импортных плёнкообразующих. Для ВД составов, пигментов, как белых так и цветных, мелкодисперсных наполнителей, а главное огромного количества вспомогательных веществ и добавок, позволил нашему производителю включиться в борьбу за рынок строительно-бытовых отделочных материалов с зарубежными компаниями.

    Свойства  ЛКМ строительно-бытового назначения (укрывистость, реологические характеристики, дисперсность, устойчивость к действию атмосферных факторов) определяется природой плёнкообразователя, соотношением компонентов в рецептуре краски, типов функциональных добавок.

    Покрытия  должны иметь определённые диффузионные характеристики, чтобы, с одной стороны, обеспечить необходимую защиту поверхности от разрушающего действия диоксида углерода и воды, а с другой – диффузию паров воды из подложки  при изменении состояния окружающей среды.

    Как известно, строительно-бытовые ЛКМ в зависимости от назначения разделяются на две группы: для внутренних и наружных работ. По оценке обозревателей, соотношение строительных ЛКМ для внутренних и наружных покрытий, равное примерно 55:45, останется на мировом и российском рынках таким же и в ближайшие годы.

    Естественно, требования, предъявляемые к ЛКМ (и покрытиям на их основе) предназначенным  для внутренней и наружной отделки, разные, так как различны условия  их эксплуатации. В частности, по сравнению  с внутренними наружные покрытия должны быть в первую очередь более атмосферостойкими. Кроме того, все ЛКМ, применяемые в строительстве, можно рассматривать по типу окрашиваемой поверхности: металл, бетон, штукатурка, каменная кладка, шифер, древесина.

    Для более полного удовлетворения растущих запросов современных потребителей ЛКМ, разработчикам рецептур и технологам приходится постоянно совершенствовать собственную технологию.

    У каждого производителя есть свои технологические «хитрости», своё «ноу-хау». В результате одни и те же продукты от разных производителей могут сильно отличаться по потребительским свойствам из-за состава и качества сырьевых компонентов, очень часто из-за экономии на сырье, применения устаревшей технологии и недостаточного контроля за соблюдением основных параметров технологического процесса.

    Наиболее  высокое качество строительно-бытовых  красок обеспечивается при использовании  латексов акриловых сополимеров, которые  в различной словесной модификации  у всех на слуху. Покрытия на их основе отличаются высокой атмосферостойкостью, устойчивостью к ультрафиолетовому излучению, водо-, масло-, солестоикостью. Для них характерно отсутствие растрескивания или отслаивания при нанесении на поверхность кирпичной кладки, штукатурки, деревянных поверхностей, старых слоёв ЛКМ. На основе латексов полиакрилантов, поливинилацетатных дисперсий разработано большое количество строительных красок различного назначения: для окраски фасадов зданий и внутренних помещений по штукатурке, бетону кирпичу, шиферу, древесине, помещений с повышенной влажностью, для ремонтных работ в домашних условиях. Большинство этих материалов являются новыми и востребованными.

      Около трети выпускаемой ЛКМ  ОАО «Спектр» являются именно  такими. 
 
 
 

Заключение 

    Анализ  финансового состояния предприятия  в широком смысле может использоваться: как инструмент обоснования краткосрочных и долгосрочных  экономических решений; как средство оценки мастерства и качества управления; как способ прогнозирования будущих результатов.

    Инструментарий  анализа финансового состояния расширяется за счет новых приемов и способов, позволяющих учитывать зависимость предприятия от внешних экономических процессов, надежности контрагентов (поставщиков и покупателей), усложняющихся организационно-правовых форм функционирования.

Информация о работе Анализ финансового состояния организации на примере ООО "Спектр"