Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:26, курсовая работа
Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность за счет различных источников финансирования. Основным источником погашения их затрат несомненно являются выделяемые им бюджетные ассигнования. Однако с расширением и развитием разрешенных учреждениям видов предпринимательской деятельности все большее значение для обеспечения финансовой устойчивости учреждений приобретают доходы от предпринимательской деятельности.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления денежными потоками……………5
1.1 Денежные средства: сущность и содержание………………………………..5
1.2 Управление денежными потоками в бюджетных учреждениях……………9
1.3 Методика анализа денежных потоков предприятия…………………………13
Глава 2. Анализ управления денежными потоками на примере
БУ «Республиканский кожно-венерологический диспансер»…………………..18
2.1 Краткая характеристика учреждения…………………………………………18
2.2 Финансовое состояние БУ «Республиканский кожно-венерологический диспансер»…………………………………………………………………………..20
2.3 Анализ системы управления движением денежных потоков БУ «Республиканский кожно-венерологический диспансер»………………………27
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию управления денежными потоками БУ «Республиканский кожно-венерологический диспансер»……….34
Заключение…………………………………………………………………………42
Список использованной литературы……………………………………………...46
Приложение…………………………………
Среднегодовую
стоимость оборотного капитала определяем
по формуле средней простой
Динамика
показателей эффективности
Рис. 5 Динамика
показателей эффективности
Тенденцию к увеличению за 2007-2011 гг. обнаруживает показатель рентабельности оборотного капитала. В 2007 г. на каждый рубль оборотного капитала было получено 3,6 коп. чистой прибыли, в 2011 г. рентабельность оборотного капитала увеличилась до 7,3%.
Проведенный анализ показателей использования оборотного капитала свидетельствует о повышении эффективности его использования.
2.3
Анализ системы управления
Проведем анализ поступлений финансовых средств по комплексным целевым программам из бюджета.
Таблица 4
Анализ поступлений финансовых средств по комплексным целевым программам из бюджета
Показатели |
Год |
Изменение (+;-) | |||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2008г. к 2007г. |
2009г. к 2008г. |
2010г. к 2009г. |
2011г. к 2010г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Доходы от платных услуг, тыс. руб. |
510000 |
690000 |
820000 |
1000000 |
1200000 |
180000 |
130000 |
180000 |
200000 |
По комплексным целевым |
2000 |
3600 |
4000 |
5300 |
3000 |
1600 |
400 |
1300 |
-2300 |
Кредиты, тыс. руб. |
70000 |
80000 |
80000 |
- |
150000 |
10000 |
0 |
-80000 |
150000 |
Услуги, предоставляемые предприятиям, тыс. руб. |
21000 |
25600 |
19200 |
30400 |
28000 |
4600 |
-6400 |
11200 |
-2400 |
Итого |
603000 |
799200 |
923200 |
1035700 |
1381000 |
196200 |
124000 |
112500 |
345300 |
Доля целевых средств в общем поступлении средств (%) |
0,33 |
0,45 |
0,43 |
0,51 |
0,22 |
0,12 |
-0,02 |
0,08 |
-0,29 |
Как видно из таблицы 4, доля целевых средств, получаемых из бюджета в общем объеме поступлений финансовых средств очень невелика и за весь анализируемый период не превышает 1%. За весь период произошло снижение доли поступлений финансовых средств по комплексным целевым программам из бюджета с 0,33% в 2007 г. до 0,12% в 2011 г. Данное снижение было обусловлено в основном ростом выручки от оказания платных услуг. Самое высокое значение доли целевых средств, получаемых из бюджета в общем поступлении финансовых средств было в 2010 г. и составило 0,51%. В этот же год была самая высокая сумма полученных целевых средств за весь анализируемый период и составила 5300 тыс. руб. Основную долю поступления финансовых средств составляет выручка от платных услуг населению, что положительно характеризует деятельность организации и свидетельствует от ее независимости от бюджетных источников финансирования.
Таким образом, из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что организация мало зависит от бюджетного финансирования, сумма получаемых бюджетных средств значительно ниже получаемой прибыли, следовательно, при прекращении бюджетного финансирования организация сможет продолжить прибыльную деятельность, что положительно характеризует деятельность организации.
Таким образом, деятельность БУ «Республиканский кожно-венерологический диспансер» за 2007 – 2011 гг. характеризуется ростом выручки от продаж, увеличением фондоотдачи, увеличением периода оборачиваемости оборотных средств предприятия, ростом производительности труда. Вместе с тем за анализируемый период из года в год темпы роста заработной платы опережают темпы роста производительности труда и темпы роста выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг за 2011 год ниже, чем темпы роста себестоимости, что, естественно, сказалось на снижении прибыли от продаж в 2011 г. по сравнению с 2010 г.
Организация управления любой государственной собственностью и естественно бюджетных учреждений, как ее частью, представляет собой сложную совокупность действий государства. В нее включаются: определение государственной политики в области государственной собственности; образование институциональной основы управления; учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное владение государственной собственностью; учет объектов государственной собственности и их распределение между субъектами, осуществляющими непосредственное управление.
В управлении бюджетными учреждениями можно выделить основные методы и инструменты управления. Методы управления можно подразделить на прямые (административные) и косвенные (экономические).
Административные
методы управления основаны на том, что
субъект управления вырабатывает директивные
команды, подлежащие неукоснительному
исполнению со стороны объекта управления.
Среди инструментов этого метода
можно отметить, например, прямое воздействие
государства на параметры государственной
собственности; отчисление части прибыли
в бюджет; установление административного
режима (например, тарифов) по отношению
к монополиям; ограничения для
руководителей бюджетных
Экономические методы управления подразумевают использование рыночных инструментов для воздействия на интересы участников. Центральным блоком любой системы управления является планирование.
Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения предполагает самоокупаемость и извлечение прибыли от использования государственных средств и имущества, поэтому государство должно эффективно управлять бюджетными учреждениями, планировать их деятельность.
Основными
блоками плана финансово-
Отправной точкой процесса планирования должен стать финансовый фактор, т.е. прогнозируемый объем бюджетных средств, выделяемых на нужды бюджетного учреждения в соответствии с теми целями, которые ставит государство перед ними.
Система управления и мониторинга деятельности бюджетного учреждения должна строиться на основе отраслевого принципа, он является наиболее предпочтительным для достижения поставленных задач. Именно с позиции отрасли возможна объективная оценка эффективности бюджетного учреждения, перспектив их развития на внутреннем и внешнем рынках, учет возможных конкурентных преимуществ.
Механизм управления государственной собственностью в целом и государственными бюджетными учреждениями в частности нуждается в совершенствовании. Представляется следующий вариант мероприятий по совершенствованию управления государственной (муниципальной) собственностью:
во-первых, необходима оценка количества и эффективности деятельности бюджетных учреждений и распределение их на группы в зависимости от ее результатов;
во-вторых, проведение реорганизации неэффективных бюджетных учреждений в соответствии со специальной программой;
в-третьих, разработка для предприятий, которые будут оставлены в прежней форме собственности (унитарной), системы контролирующих показателей, характеризующих эффективность их деятельности, а также механизма ответственности руководителей за их выполнение;
в-четвертых,
ведение учета при
в-пятых, сосредоточение внимания на развитии отношений аренды (в том числе коллективной) и доверительном управлении при законодательном разрешении экономических противоречий в их функционировании.
В ходе исследования
установлено, что имеющиеся инструменты
управления и контроля пока не обеспечивают
необходимого качества управленческих
воздействий и не позволяют эффективно
решать задачи, стоящие перед бюджетными
учреждениями. По нашему мнению, на данном
этапе особенно важно при формировании
механизмов управления бюджетным учреждением
учесть уровни управления и конкретные
виды управляемых объектов. Результатом
формирования управленческих механизмов,
адекватных качественным особенностям
управляемых хозяйствующих
Одной из
ключевых проблем повышения
За Агентством можно было бы оставить функции, связанные с трансформаций объектов государственной собственности (приватизация и национализация). Функции управления бюджетными учреждениями, не подлежащими приватизации, можно было бы передать министерствам и ведомствам соответствующих секторов экономики. Кроме того, можно было бы создать и некий новый орган, который бы выполнял исключительно стратегические функции по управлению государственной собственностью.
В качестве одного из путей повышения эффективности управления ставится вопрос о трансформации бюджетных учреждений в другие организационные формы. Вместе с тем, процесс перевода в акционерную форму части бюджетных учреждений, основанных на праве хозяйственного ведения, осуществляется в настоящее время медленно.
Финансовые
отношения между государством и
бюджетными учреждениями отличаются определенной
спецификой, развиваясь под влиянием
взаимообмена денежными средствами,
находящимися в распоряжении предприятий,
с одной стороны и
По сути, денежные средства бюджетных учреждений формируются за счет децентрализуемых денежных активов государства, а часть денежных средств бюджетных учреждений, в свою очередь, централизуется в виде денежных доходов государства.
Основным методом финансирования бюджетных учреждений, основанных на праве оперативного управления, является бюджетное финансирование в соответствии со сметой доходов и расходов.
В зависимости
от организационно-правовой формы бюджетного
учреждения и вида права, на котором
ему передается имущество, существенно
различается организация
Финансовый механизм бюджетного учреждения имеет более простую структуру в отличие от общего финансового механизма из-за ограниченности финансового поля, отличается от финансового механизма частных предприятии более высокой степенью регламентации распределительных отношений и спецификой используемых методов, рычагов и форм организации управления финансовыми отношениями.
В состав
финансового механизма
На наш
взгляд, совершенствование системы
финансового механизма