Анализ баланса предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Введение
В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен, самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. Получение прибыли является непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рынка, поэтому тема анализа прибыли и рентабельности в настоящее время является наиболее актуальной. Реализация этой цели возможна только в том случае, если субъект

Файлы: 1 файл

анализ дох, прибыли, рентабельности.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

 

Обозначения: q – количество единиц проданной продукции;

р – цена единицы продукции;

с – себестоимость единицы продукции;

П – прибыль от продаж продукции;

По.п. – прибыль от продаж продукции отчетного года в ценах и затратах предыдущего года;

индексы: «о» - отчетный год;

«п» - предыдущий год.

Изменение прибыли за счет увеличения цен на продукцию находим по формуле: ΔПр = ∑qo * ∑po- qopп = 531001 – 435258 = 95743 тыс.руб.

2. Изменение объема продаж

Влияние объема продаж на полученную массу прибыли можно определить умножением прибыли предыдущего года на темп прироста объема продаж продукции в сопоставимых затратах. Таким образом, величина прироста прибыли будет равна:

ΔП = Пп*(к1 – 1)= Пп (∑qoсп / ∑qпсп -1) = 4560* (428199/276598 – 1)= 2499 тыс.руб.                                                                                                                    (2.2)                                                                             

где к1= ∑qосп / ∑qпсп – коэффициент изменения объема проданной продукции в оценке затрат предыдущего года.

3.      Изменение структуры проданной продукции. Изменение в структуре проданной продукции, оказавшее влияние на формирование прибыли, может быть оценено по прибыли предыдущего года, скорректированной на разницу между коэффициентом изменения объема продаж продукции по отпускным ценам и коэффициентам изменения объема продаж в оценке затрат предыдущего года.

Формула расчета имеет вид:

ΔПs = Пп (к2 – к1),                                                                                        (2.3)

где  ΔПs  - изменение прибыли за счет структурных сдвигов в объеме продаж продукции;

k2 = ∑qоpп / ∑qпpп  - коэффициент изменения объема продаж в ценах предыдущего года.

Подставив данные таблицы 2.4, получим следующий результат:

ΔПs= 4560* (435239/ 281158 – 428199/ 276598) = 0

Таким образом, влияние структурного сдвига равно 0.

4. Изменение себестоимости продукции

Изменение прибыли в результате снижения себестоимости является достижением предприятия. Однако в ходе более детального анализа динамики себестоимости могут быть выявлены изменения в калькуляционных статьях, не зависящих от предприятия (цены на потребляемые ресурсы, тарифы на транспорт, услуги и т.п.)

Влияние изменения себестоимости продукции на прибыль можно оценить прямым счетом как разницу себестоимости проданной продукции отчетного года и себестоимости этой же продукции в затратах предыдущего года:

ΔПс= ∑qоcо -∑ qоcп = 491777 – 428199 = 63578 тыс.руб.                     (2.4)

В целом суммарное влияние всех факторов должно соответствовать общему изменению массы прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с базисным.

Обобщим результаты проведенных расчетов в таблице 2.5

Таблица 2.5

Влияние факторов на прирост прибыли ОАО «Орбита»

Показатели

Изменение показателей

Сумма (+;-), тыс.руб.

% к общему изменению прибыли

Изменение прибыли, всего

+34664

100

В том числе по факторам: увеличение цен на продукцию

+95743

+276,2

Изменение объема продаж

+2499

+7,2

Увеличение себестоимости продукции

-63578

-183,4

 

  Как видно из таблицы 2.5, увеличение цен на продукцию    ОАО «Орбита» способствовало получению прибыли, увеличение их себестоимости изменили характер движения расходов предприятия. Для рассматриваемого предприятия снижение себестоимости является основным направлением повышения объема прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Оценка показателей рентабельности предприятия

 

Экономический смысл диагностики показателей рентабельности заключается в оценке (показе) получаемой прибыли с донного рубля вложенных денежных средств в предприятие. Эти показатели в наименьшей мере подвержены влиянию инфляции.

Наиболее распространенным показателем рентабельности является размер прибыли на 1 руб. затрат, вложенных в проданную продукцию:

Пр = П / ∑С * 100,                                                                                 (2.5)

где П – прибыль от продаж продукции (выручка от продаж за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и полных затрат на производство проданной продукции);

С – затраты на производство продукции (полная себестоимость с учетом коммерческих и управленческих расходов).

Другой показатель – доходность продаж – показывает размер прибыли с 1 руб. проданной продукции:

Дп = П / В * 100,                                                                                    (2.6)

где В – выручка (нетто) от продаж продукции (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей).

Сравнение приведенных показателей позволяет оценить эффективность производственной деятельности, выбирать наиболее выгодные направления деловой активности, рационально изменять структуру продукции (работ, услуг), определять экономически целесообразные объекты для инвестирования.

Проанализируем доходность предприятия на примере данных таблицы 2.6

В ОАО «Орбита» доходность продаж в 2004 году увеличилась по сравнению с 2002 годом на 5,15 %, уровень рентабельности продажи на 5,69 %. Анализируя деловую активность следует отметить, что оборачиваемость активов предприятия увеличилась с 1,54 до 3,93 оборота. 

Рассчитаем влияние на доходность продаж цены и себестоимости проданной продукции способом цепных подстановок.

Изменение доходности продаж за счет изменения цен продаж ΔДп (Δр):

ΔДп (Δр) = (Во – Сп) / Во – (Вп – Сп)/ Вп = (531001 – 276598) / 531001 –(281158- 276598) / 281158 = 0,463

Таблица 2.6

Оценка доходности продаж продукции ОАО «Орбита»

Показатели

2003 год

2004 год

2002 год

Отклонение (+;-)

Выручка от продаж продукции (работ, услуг) В тыс.руб.

75640

281158

531001

+455361

Полная себестоимость проданной продукции, С, тыс.руб

73949

276598

491777

+417828

Прибыль (убыток) от продаж П, тыс.руб.(стр.01-стр.02)

1691

4560

39224

+37533

Доходность продаж Дп,% (стр.03:стр.01)*100

2,24

1,62

7,39

+5,15

Уровень рентабельности, Пр,%(стр.03:стр.02)*100

2,29

1,65

7,98

+5,69

Величина активов А, тыс.руб.

49073

75739

135063

+85990

Коэффициент оборачиваемости активов Коб, обороты (стр.01:стр.06)

1,54

3,71

3,93

+2,39

 

Изменение доходности продаж за счет увеличения себестоимости ΔДп (ΔС):

ΔДп (ΔС) = (Во-Со) / Во – (Во – Сп) / Во = (531001 – 491777) / 531001 – (531001 – 276598 )/ 531001 = - 0,405

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в условиях увеличения объема продаж на  249843 тыс.руб. (531001-281158) увеличение цен на продукцию способствовало поддержанию доходности продаж, при этом повышение себестоимости продукции снизило доходность продаж.

Точность расчетов подтверждается проверкой совокупного влияния факторов:

Δ Дп = ΔДп (Δр) + ΔДп (ΔС) = 0,463 + (-0,405) = 0,058 или на 5,8

В ходе анализа необходимо провести диагностику влияния других факторов на изменение доходности. Прежде всего, вид продукции и их удельный вес в общем объеме реализации. Диагностику проводят в такой последовательности:

1) определяют долю каждого вида продукции в общем объеме реализации;

2) рассчитывают индивидуальные показатели доходности отдельных видов продукции;

3) определяют влияние структурного фактора (доходность предыдущего года умножают на разность удельного веса (доли) продукции отчетного и предыдущего годов);

4) находят влияние, связанное с изменением индивидуальной доходности (разность между доходностью отчетного и предыдущего годов умножают на долю данного вида продукции в отчетном году);

5) определяют влияние доходности отдельных видов продукции и ее средний уровень для всего объема продукции (индивидуальную доходность умножают на удельный вес в общем объеме реализации).

Рассмотрим изложенную последовательность диагностики на примере.

Рассмотрим доходность продаж по основным группам продукции (таблица 2.7). Как показывают данные таблицы 2.7 наибольшую доходность предприятие получает от производства и реализации продукции 8,7 %, а от реализации полуфабрикатов доходность составляла в 2004 году 3,8 %.

Таблица 2.7

Доходность продаж по видам продукции

Показатели

Полуфабрикаты

Готовая продукция

2002 год

2003 год

2002 год

2003 год

Выручка от продажи товаров

84347

142308

196811

388693

Информация о работе Анализ баланса предприятия