Анализ баланса предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Введение
В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен, самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. Получение прибыли является непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рынка, поэтому тема анализа прибыли и рентабельности в настоящее время является наиболее актуальной. Реализация этой цели возможна только в том случае, если субъект

Файлы: 1 файл

анализ дох, прибыли, рентабельности.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

                     ТR = Р*Q                                                                      (1.4)

Средний доход (АR) – это отношение валового дохода (ТR) к количеству реализуемой продукции (Q), т.е. находится по формуле (1.3.):

                    

       АR =  Т / Q = Р*Q / Q =Р                                                          (1.5)

       

Предельный доход (МR) – это приращение совокупного дохода (ТR) в результате продажи дополнительного количества продукции (Q). Он может быть как положительным, так и отрицательным. Находится предельный доход по формуле (1.4.):

MR = Δ ТR / Δ Q                                                                            (1.6)

 

Прибыль выполняет три основные функции:

1)                                оценочная, то есть отражает общие результаты деятельности каждого предприятия;

2)                                распределительная, то есть выступает в качестве орудия распределения прибавочного продукта между предприятием и государством, между предприятием и его работниками;

3)                                связана с процессом экономического стимулирования предприятия и его работников.

Значительное количество показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия, создают методические трудности для их системного рассмотрения. Различия в назначении показателей затрудняют выбор каждым участником товарного обмена тех из них, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности в информации о реальном состояния данного предприятия. Например, администрацию предприятия интересует масса полученной прибыли и ее структура, а также факторы, воздействующие на ее величину. Налоговая инспекция заинтересована в получении достоверной информации о всех слагаемых балансовой прибыли и т.д. [17].

В зарубежной практике используются разнообразные методики вычисления прибыли от реализации, существуют понятия маржинального дохода и критического объема продаж, аналогов которых в отечественной практике пока нет.

В зарубежной практике широко применяется такое понятие, как маржинальная прибыль (сумма покрытия).

Она рассчитывается как разница между выручкой и прямыми затратами.

Прибыль от реализации (оперативная прибыль) представляет собой разницу между валовой прибылью (маржинальным доходом) и косвенными затратами, причем считается полезным выражать каждый в процентах затрат, а операционную прибыль в процентах от выручки.

Еще одной отличительной особенностью зарубежных методик является расчет критического объема реализации (так называемой «мертвой точки»). В этой точке фирма достигает безубыточности.

Безубыточность – это такое состояние, когда фирма не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима, чтобы фирма начала получать прибыль.

Величину критического объема продаж определяют тремя методами: уравнения, маржинального дохода, графического изображения.

При расчете критического объема реализации методом уравнения используют следующую формулу:

ЧП = S* Vк – Dе* Vк – С, где                                                                (1.7)

S – цена за единицу, руб.;

Vк – количество единиц, руб.;

De – переменные расходы на единицу, руб.;

С – постоянные расходы, руб.

После преобразования получим (1.2.):

Vк = ЧП+С / S - De                                                                                 (1.8)

Метод маржинального дохода – это модификация предыдущего. Маржинальный доход равен выручке минус переменные затраты. Маржинальный доход на единицу равен цене минус удельные переменные затрат (1.3):

Vк = С / Ме                   ,где                                                                   (1.9)

Ме – маржинальный доход на единицу.

С помощью графика находят точку безубыточности на пересечении линий выручки и полных издержек.

Предприятия производят несколько изделий, поэтому для вычисления критического объема продаж используется следующая формула (1.4.):

Vк = ∑ Gi * (Si – Di) - С                                                                       (1.10)

Gi – количество реализуемых изделий I –того вида в штуках.

В современных условиях делаются попытки применить некоторые зарубежные методики для отечественных предприятий.

Прибыльность работы предприятия проявляется в получении прибыли от различных видов деятельности.

 

 

1.2 Основы методики и информационное обеспечение анализа прибыли и рентабельности.

 

Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой- либо работы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях национальной экономики. Частные методики конкретизируют общую относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типу производства или объекту исследования.

Любая методика анализа будет представлять собой наказ или методологические советы по исполнению аналогического исследования. Она содержит такие моменты, как:

а) задачи и формулировки целей анализа;

б) объекты анализа;

в) системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

г) советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;

д) описание способов исследования изучаемых объектов;

е) источники данных, на основании которых производится анализ;

ж) указания по организации анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части исследования);

з) технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации;

к) характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа;

л) потребители результатов анализа.

При выполнении анализа финансовых результатов выделяются следующие этапы.

На первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.

На втором этапе разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.

На третьем этапе собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.).

На четвертом этапе проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом и т.д.

На пятом этапе выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат.

На шестом этапе выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.

На седьмом этапе происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

В качестве важнейшего элемента методики анализа финансовых результатов выступают технические приемы и способы анализа. Кратко эти способы можно назвать инструментарием анализа. Они используются на различных этапах исследования для:

- первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации);

- изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов;

- определения влияния факторов на результаты деятельности предприятий;

- подсчета неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности производства;

- обоснования планов экономического и социального развития, управленческих решений, различных мероприятий.

В анализе хозяйственной деятельности используется много различных способов. Среди них можно выделить традиционные способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (сравнения, графический, балансовый, средних и относительных чисел, аналитических группировок).

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства издержек.

Из этого следует, что предприятия должны включать в качестве обязательных элементов анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Основными задачами анализа финансовых результатов являются:

          1.Анализ динамики и факторов изменения структуры формирования финансовых результатов;

          2.Факторный анализ прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

          3.Расчет показателе оценки качественного уровня достижения финансовых результатов;

           4.Анализ факторов формирования прибыли от финансово-хозяйственной деятельности;

             5.Анализ факторов формирования и распределения общей бухгалтерской прибыли;

             6.Анализ состава и структуры налогооблагаемой прибыли.

          Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа (рис.1.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1.2- Схема финансового и управленческого анализа.

 

         Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов успеха фирмы.

Основное содержание финансового анализа составляют:

- Анализ динамики и факторов изменения структуры формирования финансовых результатов;

- Факторный анализ прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг;

- Расчет показателей оценки качественного уровня достижения финансовых результатов;

- Анализ факторов формирования прибыли от финансово-хозяйственной деятельности;

Анализ факторов формирования  и распределения общей бухгалтерской прибыли;

- Анализ состава и структуры налогооблагаемой прибыли.

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов в анализе применяются такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного, выпуклого программирования, теория массового обслуживания, теория игр, исследования операций, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл.2 Анализ прибыли и рентабельности  предприятия (на примере ОАО «Орбита» )

2.1 Анализ структуры и динамики доходов предприятия

Обобщающим результативным показателем производственно- финансовой деятельности промышленного предприятия, источником финансовых накоплений является прибыль. В экономической литературе приводится много убедительных доказательств важной роли прибыли как показателя, который выражает долгосрочные цели развития хозяйственной деятельности предприятия, достигнутый эффект выступает стимулом к повышению результативности работы, основой расширенного воспроизводства.

Указанные показатели рассчитываются в отчетности и базисном периодах.

Воспользуемся для анализа прибыли от реализации отчетной формой №2 (приложение 1), показатели которой отразим в таблице 2.1.

Из расчетов видно, что в отчетном году наибольший удельный вес в выручке занимают себестоимость проданных товаров 78,26 %. Следует отметить, в 2004 году произошло существенное изменение показателей формирующих прибыль от продажи. Увеличилась доля коммерческих и управленческих расходов, но несмотря на это увеличилась и доля прибыли в выручке с 1,62 % в 2003 году до 7,39 % в 2004 году.

Информация о работе Анализ баланса предприятия