Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:20, курсовая работа
Введение
В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен, самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. Получение прибыли является непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рынка, поэтому тема анализа прибыли и рентабельности в настоящее время является наиболее актуальной. Реализация этой цели возможна только в том случае, если субъект
Продолжение таблицы 2.7
Полная себестоимость работ и услуг, т.р. | 83630 | 136900 | 192968 | 354877 |
Прибыль т.р. | 717 | 5408 | 3843 | 33816 |
Доходность продаж, % | 0,85 | 3,8 | 1,95 | 8,7 |
Для дальнейшего рассмотрения составим аналитическую таблицу 2.8, где отражены результаты проведенных расчетов.
Таблица 2.8
Диагностика влияния доходности видов продукции на общую доходность продаж
| Доходность продаж, % | Доля продукции в общем объеме | Влияние на общую доходность | ||||||
2004г | 2005г | изменение (+;-) | 2004г | 2005г | изменение(+;-) | Структура продаж(гр.1*гр.6 | доходность вида (гр.3*гр.5) | совокупное влияние (гр.7+ гр.8) | |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Полуфабрикаты | 0,85 | 3,8 | +2,95 | 0,30 | 0,268 | -0,032 | -0,027 | 0,791 | 0,764 |
Готовая продукция | 1,95 | 8,7 | +6,75 | 0,70 | 0,732 | 0,032 | 0,062 | 4,941 | 5,003 |
Итого | 1,62 | 7,39 | +5,77 | 1,00 | 1,00 | 0,00 | 0,035 | 5,73 | 5,767 |
Полученные результаты (табл.2.7 и 2.8) позволяют сделать следующее заключение. Общее увеличение прибыли от продаж в отчетном году связано с общим увеличением объема продаж и доходности всех видов продукции. В основном общая доходность увеличилась за счет увеличения доходности всех видов продукции (+5,73), изменение структуры продаж повысило доходность на 0,035%, наиболее существенное влияние на общую доходность оказало увеличение доходности продаж .
Помимо показателей рентабельности и доходности продукции различают рентабельность капитала (имущества, находящегося в распоряжении предприятия), собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений (инвестиций) и перманентного капитала (капитала, вложенного в деятельность других организаций на длительный срок).
Одним из важных экономических показателей является рентабельность активов; ее также называют экономической рентабельностью. Это самый общий показатель, который отвечает на вопрос, сколько прибыли предприятие получает в расчете на рубль своего имущества. От его величины, в частности, зависит размер дивидендов по акциям в акционерных обществах.
Эффективность функционирования капитала (имущества) определяют, по следующим аналитическим зависимостям:
- рентабельность капитала Rk = Пчист / А*100 (2.7)
- рентабельность текущих активов Rт.а = Пчист/Атек*100, (2.8)
где Пчист – чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия ;
А, Атек – величина соответственно задействованного капитала и всех видов текущих активов, которая рассчитывается по данным баланса как среднегодовая.
В процессе анализа необходимо выявить зависимость между величиной прибыли и эффективностью использования собственных и заемных средств, затраченных при ее получении. Для этих целей определяют рентабельность собственного капитала Rс.к. и заемного капитала (инвестиций) Rинв
Rc.к. = Пчист / Ксоб*100;
Rинв = Пб / (Ксоб + Кдолг) * 100
где Ксоб – средняя величина источников собственных средств предприятия, рассчитанная по данным третьего раздела баланса; Пб – балансовая прибыль предприятия;
Кдолг – долгосрочные обязательства предприятия (итого по четвертому разделу баланса).
Для обоснования привлечения заемных источников финансирования необходимо сопоставить рентабельность использования капитала в целом с рентабельностью собственного капитала. Если Rс.к > Rинв., то использование заемных средств менее эффективно, чем собственного капитала, но при Rинв > Rс.к. привлечение заемных источников финансирования может быть выгодным.
Рентабельность капитала (имущества) и рентабельность средств (источников) предприятия анализируют, применяя способ цепных подстановок.
Исследуем взаимосвязь рентабельности имущества (капитала) предприятия Rк с доходностью продаж Дп и уровнем использования основных и оборотных средств. Рассматриваемые факторы не случайны, так как доходность продаж зависит от использования активов предприятия, которые определяют объем продаж. Если в исходную формулу рентабельности капитала ввести множитель В/В, то аналитическая зависимость примет следующий вид: Rk = П чист / В = В/А*100
Таким образом, рентабельность капитала является производным показателем объема выручки от продаж продукции. Рентабельность капитала может повышаться при неизменной доходности продаж и росте объема продаж за счет опережения стоимости активов и ускорения их оборачиваемости. И наоборот – при постоянной оборачиваемости рентабельность активов может расти за счет увеличения доходности продаж.
Полученная зависимость показывает два пути повышения рентабельности капитала:
1) при низкой доходности продукции необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов и их элементов;
2) низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована за счет снижения затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию.
Используя данные табл. 2.7 и 2.8, оценим влияние рассмотренных факторов на рентабельность капитала.
1. Изменение рентабельности капитала за счет увеличение оборачиваемости активов ΔКоб:
ΔRk (Коб) = Коб Дп – Rк = 3,93 * 1,62 – 0,84 = 5,53
2. Изменение рентабельности капитала за счет увеличения доходности продаж ΔДп:
ΔRп(ΔД) = Rк – Коб Дп = 16,55 – 3,93 * 1,62 = 10,18
где индексы «о» и «п» - соответственно показатели за отчетный и предыдущий годы.
1.
ΔRк = ΔRк(ΔК об) + ΔRп(ΔДп) = 5,53 + 10,18 = 15,71
По результатам расчетов можно сделать вывод, что увеличение доходности продаж явилось решающим фактором увеличения рентабельности использования капитала. Отмеченная особенность отчетного года оказала прямое влияние на увеличение других показателей рентабельности: текущих активов, собственного капитала, инвестиций и продукции.
Рассмотрим рентабельность капитала по данным таблицы 2.9
Таблица 2.9
Показатели рентабельности капитала ОАО «Орбита»
Показатели | Номер строки | Условное обозначение | Источник информации | 2004год | 2005год | Изменение за год |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Величина активов, тыс.руб. | 01 | А | Ф.№1,стр.300 | 75739 | 135063 | +59324 |
Текущие активы, тыс.руб | 02 | Атек | Ф.№1,стр.290 | 58851,5 | 98384 | +39532,5 |