Психологические методы воздействия, используемые в рекламе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое изучение манипулятивных приемов, используемых в рекламе.
Задачи исследования:
1) Проанализировать психологическую литературу, которая освещает изучаемую проблему.
2) Изучить психологические методы воздействия, используемые в рекламе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Сущность и определение рекламы…………………………………………..…….…....5
Понятие рекламы…………………………………………………………......................................5
История возникновения рекламы……………………………………....................................5
Виды рекламы………………………………………………………………………….....……...6
Понятие манипулятивных приемов……………………………………......................................9
Глава 2 Психологические методы воздействия, используемые в рекламе…………………..10
2.1 Психоаналитически ориентированные подходы………………………………...……...….….10
2.2 Гипноз………………………………………………………………………………….……..13
2.3 Техники эриксоновского гипноза в рекламе……………………………………...…….…......15
2.4 Нейролингвистического программирования (NLP) подход…………………………................17
2.5 Внушение…………………………………………………………………………………………..….....19
2.6 Подражание…………………………………………………………………………………....22
2.7 Заражение…………………………………………………………………………….…..……....22
2.8 Убеждение…………………………………………………………………………………...….….......23
2.9 Стереотип………………………………………………………………………………………....…….24
2.10 Имидж………………………………………………………………………………...…...…..25
2.11 Механизм «ореола»……………………………………………………………………...……..26
2.12 Идентификация…………………………………………………………………………........….27
2.13 Технология «25-го кадра»………………………………………………………..…...……......28
2.14 Рекламные шоу………………………………………………………………………....….…....30
2.15 Социально-психологическая установка…………………………………………..…..…..31
Глава 3 Эмпирическое изучение манипулятивных приемов в рекламе……………………..33
3.1 Организация и методология исследования………………………………………………..33
3.2 Описание методики………………………………………………………………………...33
3.3 Анализ результатов……………………………………………………………………….....35
Заключение………………………………………………………………………………………38
Список использованных источников……………………………………………………….….40
Приложение…………...…………………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

- на 12 вопрос «Замечали ли Вы, что больше внимания обращаете на новый рекламный ролик, чем на тот, который транслируется уже длительное время?», соответствующий приему «психологическое воздействие на психические процессы», положительных ответов было 16, что составляет 80% от общего количества ответов.

  - на 13 вопрос «Замечали ли Вы, что больше внимания обращаете на товар, который лежит на видном месте, а не изучаете все витрины полностью?», соответствующий приему «психологическое воздействие на психические процессы», положительных ответов было 17, что составляет 85% от общего количества ответов.

  - на 14 вопрос «Замечали ли Вы, что просматривая рекламные страницы газет и журналов, сначала читаете ту, которая выделяется на фоне других, а затем уже все остальные?», соответствующий приему «психологическое воздействие на психические процессы», положительных ответов было 18, что составляет 90% от общего количества ответов.

- на 15 вопрос «Является ли для Вас реклама, где указывается цена товара, более привлекательной, т.к. она влияет на принятие решения о приобретении?», соответствующий приему «психологическое воздействие на психические процессы», положительных ответов было 16, что составляет 80% от общего количества ответов.

- на 16 вопрос «Стоя перед витриной, Вы больше внимания обращаете на товар с яркими и привлекательными упаковками, чем ничем не примечательный? При покупке влияет ли оформление упаковки на Ваш выбор?», соответствующий приему «психологическое воздействие на психические процессы», положительных ответов было 16, что составляет 80% от общего количества ответов.

- на 17 вопрос «Вы больше любите посещать и больше покупаете:

- в светлых магазинах с удобной планировкой, светлыми витринами, большим ассортиментом

- в небольших однотипных магазинах?», соответствующий приему «психологическое воздействие на психические процессы», – 18 испытуемых  больше любят посещать и больше покупают в светлых магазинах с удобной планировкой, светлыми витринами, большим ассортиментом, что составляет 90% от общего количества ответов.

Среднеарифметический процент положительных ответов на вопросы по приемам «психологическое воздействие на психические процессы» составляет приблизительно 84%.

Исходя из процентного соотношения  ответов на отдельные вопросы видно, что из рассмотренных приемов самый большой процесс положительных ответов соответствует приемам «психологическое воздействие на психические процессы». Следовательно, можно прийти к выводу, что эти приемы оказывают большее влияние на принятие решения о выборе рекламируемого товара. 

 Меньше всего положительных ответов на рассмотренные приемы набрали: «имидж» - 10% и «рекламное шоу» - 20%. Следовательно, их влияние на выбор покупки оказывают меньшее влияние.

Среднеарифметическое положительных  ответов на все вопросы составляет приблизительно 54%, что свидетельствует о том, что психологические методы оказывают достаточно большое влияние на принятие решения о покупке.

С учетом того, что приемы используются в сочетании друг с другом, можно  предположить, что влияние рекламы  на сознание потребителя очень высоко.

Утвердительные ответы на отдельные  вопросы и их количество могут  зависеть от личности испытуемого, индивидуальных особенностей его характера, уровня внушаемости и т. д. В то же время  нет ни одного испытуемого, ответившего  отрицательно на все вопросы. Это говорит о том, что в той или иной степени манипулятивные приемы влияют на всех.

Заключение

 

 

Сегодня многие авторы, рассматривая проблему воздействий в рекламе, особое внимание прежде всего уделяют осознаваемым и неосознаваемым воздействиям рекламиста на потребителя, а также детально рассматривают различия между рациональными воздействиями, основанными на логике и убеждающих аргументах, и нерациональными, основанными на эмоциях и чувствах. Проблема психологических воздействий (социальных влияний) в психологии рекламы как отрасли научного знания крайне актуальна еще и потому, что она связана с целым рядом моментов этического характера. Ведь любое воздействие или влияние предполагает изменение сознания человека, препятствие для свободы выбора. Многие авторы полагают, что все мы полностью зависим друг от друга и никакого абсолютно свободного выбора, даже мысленного, вообще не существует.

В рекламе применяется большое  количество различных способов, методов, приемов социального влияния, психологического воздействия и манипулирования в рекламе. В частности, различные формы гипноза, внушение, подражание, заражение, убеждение, социально-психологическая установка. Для создания эффективных приемов воздействия используются психологический стереотип, имидж, миф, механизмы «ореола», идентификации, технологии рекламных шоу, «25-го кадра», нейро-лингвистическое программирование (НЛП) и др. Методы воздействия наиболее эффективны в условиях выбора потребителем товаров из аналогичных или очень похожих друг на друга, когда потребителю нужна подсказка, некий внешний толчок. Причем такой выбор происходит только при наличии потребности в некоей товарной категории.

Наряду с другими составляющими  психики, психология изучает психические процессы человека: восприятие, внимание, память, эмоции, мотивацию, мышление, волю, речь и другие. Психические процессы не существуют отдельно друг от друга и являются некими элементами психики лишь в рамках научных абстракций. В реальности не бывает мышления без памяти, ощущений без эмоций и т. д. Человеческая психика — целостный объект, который исследователи только в теории разделяют на элементы и рассматривают с разных сторон. Исследование психических процессов в рекламе имеют свою специфику. Во-первых, тот или иной процесс изучается не сам по себе, как это делается в общей психологии, а обязательно в связи с конкретными продуктами рекламной деятельности, имеющими достаточно определенное предметное содержание. Во-вторых, сегодня он исследуется в условиях коммуникации, то есть общения и взаимодействия рекламиста и потребителя. В-третьих, в связи с конкретной рекламой исследуются не отдельные психические процессы, а система процессов. Слово «внимание», как и слова, обозначающие другие психические процессы, например, «память», «восприятие», «эмоции», «мышление», «мотивация» и т. д., знакомы каждому человеку и часто используются в обыденной жизни. Однако для специалиста-психолога данные слова имеют более глубокий смысл. Это научные термины, которые достаточно хорошо операционализированы, то есть они обозначают характеристики психики, количественно измеряемые с помощью специальных тестов. Именно поэтому психолог, занимающийся изучением рекламы и других рекламных коммуникаций, может представить гораздо более полную и точную информацию о том, как данный психический процесс будет работать на практике при восприятии конкретной рекламы, и что нужно изменить в ней для того, чтобы облегчить потенциальному потребителю процесс переработки информации.

Реклама – это тип коммуникации, предназначенный для убеждения (то есть он оказывает то или иное воздействие на слушателя или зрителя). Этот эффект может сказываться на поведении (вы покупаете рекламируемый товар), установках (вам нравится такая продукция), и/или реклама окажет на вас когнитивное воздействие (вы узнаете о свойствах данного товара).

Это воздействие на сознание потребителя  было подтверждено в проведенном  исследовании. Утвердительные ответы на отдельные вопросы и их количество могут зависеть от личности испытуемого, индивидуальных особенностей его характера, уровня внушаемости и т. д. В то же время нет ни одного испытуемого, ответившего отрицательно на все вопросы. Это говорит о том, что в той или иной степени манипулятивные приемы влияют на всех.

Создатели рекламы побуждают нас к созданию определенных выводов и интерпретаций, пользуясь нашей естественной склонностью строить умозаключения и выводы при обработке новой информации. Применяя знания о том, как сознание обрабатывает информацию, рекламист создает рекламу, которая должна побудить нас сконструировать благоприятный для рекламодателя образ. С другой стороны, знание о таких процессах дает потребителям возможность предпринимать определенные шаги, сопротивляясь подобной «манипуляции» с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1. Мокшанцев Р. И. Психология  рекламы: Учеб.пособие / Науч. ред.  М. В. Удальцова.- М.; Новосибирск:  Сибирское соглашение, 2007.- 230с. 

2. Ромат Е. В. Реклама. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2007.-208с.

3. Семенов Б. Д. Рекламный менеджмент: Учеб. Пособие. – Мн.: «Экоперспектива»,1999. – 270с.

4. Лебедев-Любимов А. Психология  рекламы.- Спб.: Питер, 2002. – 368с: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

5. Р. Харрис Психология массовых  коммуникаций.

6. Психология дизайна и рекламы / сост. С. А. Сидоров.- Минск: Соврем. шк., 2009. – 256с.

7. [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://psylist.net/reklam/

8 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text16/011.htm

9 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.rin.ru/razdel/90/

10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.outsight.ru/25.html

11 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://roman.by/r-29134.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Психологические методы воздействия, используемые в рекламе