Массово-информационная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:32, контрольная работа

Краткое описание

Задача данной контрольной работы — выявить значение русской печати в культурном наследии прошлого, ее роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, ее достижений как фактора национального просвещения и института массовой информации.

Оглавление

Введение 3
1.Развитие способов информационного взаимодействия в обществе.
 Ораторское искусство 4
 Книгопечатание в Китае 5
2.Социально-политические предпосылки возникновения периодических изданий в Европе.
 Развитие книгоиздания в Европе 6
 Формы передачи общественной информации в средневековой Европе 7
3. Особенности массово-информационной инфраструктуры в национальных границах различных стран.
 История развития печати в Германии 8
 Развитие книгоиздания в Англии 11
 История развития прессы во Франции 14
 История прессы в США 16
4. История возникновения и развития отечественной журналистики: основные тенденции развития.
 Первые печатные издания России 20
 Русская журналистка периода войны 1812г. и 20-х гг. XIX в. 22
 Русская журналистка 30-х гг. 23
 Русская журналистка 1840-х гг. 24
 Общая характеристика системы печати 1890гг. 25
 Русская пресса в начале XX века 26
 Развитие газетно-журнальной периодики в 20-30-е гг. XX века 28
 Печать в годы Великой Отечественной войны(1941-1945гг.) 29
 Развитие советской журналистики в 50-70-е гг. XX века 31
 Журналистика в 80-90-е гг. XX века 32
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

контрольная работа по МИД.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

Первая радиогазета, переданная в эфир, содержала телеграммы РОСТА, статьи о международных событиях, московскую информацию, новости науки и техники. С этого времени стала развиваться новая форма СМИ – проводное радиовещание.

В 30-е гг. создается база для телевизионного вещания. Осенью 1938 г. в Ленинграде было завершено строительство телевизионного центра. Его передачи стали выходить в эфир через день. В Москве опытное вещание осуществлялось каждый день из телевизионного центра на Шаболовке. Таким образом, основная структура современных СМИ в СССР сформировалась в концу 30-х гг.

Журналистика в предвоенные годы была весьма разнообразной. Публицистика делала зримыми сухие цифры, широко использовался жанр статьи, экономических обозрений, открытых писем, коллективных обращений, отчетов. Лучшие журналисты вводят в корреспонденции элементы публицистики. Но наиболее заметным и любимым жанром журналистики советского периода, начиная с 30-х гг., был очерк. Фельетоны были не менее популярны, чем очерки. Прекрасными фельетонистами были М.Зощенко, Ильф и Петров, В.Катаев, К.Радек и другие. Несмотря на то, что журналистика этого периода была полностью подчинена партийному диктату, ей верили, ее призывам следовали. Поэтому она продолжала играть важнейшую идеологическую роль в обществе вплоть до 90-х гг. ХХ в.

 

Печать в годы Великой Отечественной войны(1941-1945гг.)

Конец 30-х гг. характеризовался укреплением в мире двух тоталитарных режимов – фашистского в Германии и советского в СССР. Угроза возникновения войны, явно исходившая от Германии, была велика. Период 1935-1941 гг. был странным в истории развития нашей журналистики. Официальная печать пропагандировала дружеские отношения с Германией, ей запрещались всяческие выпады против этой страны, ее руководства и ее политики. Поэтому для нее не было катастрофическим событием начало Второй мировой войны. С другой стороны, на страницах газет велась военно-патриотическая пропаганда, писалось о необходимости быть бдительными, быть готовыми в любой момент встать на защиту Родины. Многие публикации внушали читателям мысль о несокрушимой мощи и исключительной боевой готовности Красной Армии. Реально же армия требовала технического перевооружения, но провести его было сложно из-за экономических трудностей и кадровых чисток (многие образованные военачальники были репрессированы). Политические просчеты Сталина, уверенного в своей безошибочности и прозорливости, нежелание руководства видеть и слышать реальные факты, говорившие о готовящемся нападении Германии на СССР, отсутствие свободы прессы, способной обсуждать и анализировать происходящие в стране и в мире процессы, привели к тому, что страна оказалась абсолютно не готова к войне, которая началась в июне 1941 г. и была названа Великой Отечественной. Эта неготовность к войне привела к великим жертвам и огромной цене завоеванной победы. И советская пресса была тем инструментом, который убеждал, мобилизовывал людей на подвиг, на самопожертвование, на преодоление неимоверных трудностей. На службу этой идеологической задаче были поставлены лучшие журналистские и писательские силы, они талантливо, горячо и искренне писали о подвигах и героизме солдат, о трудностях и мужестве людей, об их стойкости и любви к Родине.

Все СМИ во время Великой Отечественной войны работали в особом режиме. Важнейшую роль играло проводное радио. 24 июня было создано “Совинформбюро”, важнейшей задаче которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. С этого времени и до окончания войны каждый день миллионов людей начинался и заканчивался сообщениями “Совинформбюро”. Тогда вся страна знала имя главного диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана. Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения “В последний час”. Перестраивалась на военный лад и работа всех СМИ. В газетах и на Всесоюзном радио появились военные отделы. Их главная задача была показать коварные замыслы врага, раскрывать его захватнические планы по отношению к народам СССР, а также разъяснять населению и воинам, что война для нашего народа является справедливой, ибо призвана защищать Отечество от вероломных захватчиков.

Была перестроена структура СМИ. Сократилось вдвое число центральных газет (до 18), уменьшились их тиражи. Перестали выходить многие специализированные, отраслевые, а также комсомольские издания. Сократилась и местная пресса. Но вместо этого была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых газет. Для работы в них проводились специальные мобилизации журналистов в соответствии с директивами партийных органов. В армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Главная из них – “Красная звезда”. В ней с началом войны начали печататься известные писатели А.Сурков, В.Гроссман, К.Симонов, А.Толстой, И.Эренбург и другие. 1200 номеров этой газеты военной поры - это героическая летопись нарастающей мощи армии и военного искусства ее военачальников. Центральным органом на флоте была газета “Красный флот”, а в конце 1941 г. стала издаваться специальная газета для личного состава военно-воздушных сил “Сталинский сокол”. Затем “Красный сокол” – для личного состава авиации дальнего действия. Выходили и журналы (20) для армии и флота, политического и литературно-художественного направления. Важную роль играли и тыловые газеты, которые писали о положении на фронте, о героизме бойцов, но главное – призывали оставшихся в тылу делать все возможное и невозможное для того, чтобы обеспечивать их всем необходимым. “Все для фронта, все для победы!” – этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий. Кроме фронтовых газет были еще подпольные (около 200 в 1944 г.) и партизанские издания, выходившие на оккупированной территории. Их задача – борьба с врагом в его тылу. Были созданы 17 газет, рассчитанных на разложение войск противника, но эта затея не удалась. Важное значение приобретали в период войны листовки, плакаты, воззвания. Обращения, которые выпускались массовыми тиражами и предназначались как для распространения среди своих войск, так и в войсках противника. Надо признать, что на оккупированных землях выпускались профашистские местные газеты, вещали профашистские местные радиостанции. Но они просуществовали недолго, до освобождения этих районов от оккупации.

Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах этого времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М.Шолохов, А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, Б.Горбатов, Л.Леонов, М.Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимость нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах. Важную роль играли и корреспонденции военных корреспондентов. Одним из наиболее известных был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны. Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал “Фронтовая фотоиллюстрация” и “Фотогазета”.

Радио в послевоенные годы. В 1945 г. начинаются работы по усилению роли электронных средств массовой информации в стране. Возобновляется телевизионное вещание в Москве. В 1947 г. существенно повышается доля радио в общем информационном процессе. Готовятся разнообразные политические, художественные, литературные программы Выдвинут лозунг радиофикации всей страны. Получают дальнейшее развитие местные студии радиовещания. В 1951 г. началось ежедневное телевизионное вещание в Москве. Его работа строилась по аналогии с работой редакций газет. Политические и экономические материалы, рассказ и показ успехов и достижений работников промышленности, строительства и сельского хозяйства – главная задача телевидения. Дальнейшее развитие радио, в том числе и беспроводного, ставит перед партией задачу ограничить идеологически чуждое влияние западных радиостанций, вещающих на СССР. Эта задача особенно обострилась с началом в 1946 г. “холодной войны”. Ведется активное глушение западных радиостанций. Используются другие методы борьбы против инакомыслия за единомыслие. Организовывается система пропаганды советского образа жизни за рубежом посредством издания советских СМИ на иностранных языках.

Научные дискуссии в прессе.

По-прежнему инакомыслию, свободе творчества нет места в жизни советского общества. Даже в науке. Партия зорко следит за идеологической выдержанностью не только выступлений СМИ, но и научных разработок. Среди наиболее враждебных научных направлений оказывается генетика, показывающая, что процесс сознательной переделки природы, в том числе и людей, не безграничен; кибернетика, разрабатывавшая прообразы систем, могущих выполнять сложные функции, в том числе и присущие человеку; дарвинизм, объяснявший закономерности эволюции живой природы и показывавший ее реальные границы. Научные дискуссии по сугубо специальным вопросам, заседания Академии наук, стали проходить как партийные собрания, где все решалось голосованием, а высказывание оригинальных и новых научных идей приравнивалось к инакомыслию. Газеты публиковали отчеты о ходе научных споров, комментировали их, не скупились на сарказм и иронию. Вплоть до середины 60-х гг. имел место такой подобный подход науке и ученым.

Несмотря на то, что в советской прессе этого периода было немало позитивного. Подробно, хотя и необъективно освещалась экономическая жизнь страны, прославлялись ее достижения, людей призывали к высокопроизводительному труду, учебе, освоению богатств культуры. Но существовала она в рамках директив партии и была инструментов идеологического давления. Действительность приукрашивалась, герои публицистических произведений идеализировались. Картина, нарисованная советской прессой не соответствовала оригиналу, с которого она писалась.

 

Развитие советской журналистики в 50-70-е гг. XX века

В 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, на котором Н.С.Хрущев в своем докладе разоблачил культ личности Сталина, осудил репрессии и другие перегибы в партийной политике сталинских времен. Это повлекло за собой изменения в политической жизни и в работе СМИ. Печать, радио, телевидение во второй половине 50-х гг. начинают более достоверно освещать реальное положение в стране, хотя по-прежнему они остаются под диктатом административно-командного управления. Журналистика стремится освободиться от прежних стереотипов, шаблонов, штампов, но создает новые. Она, как и раньше, приукрашивает действительность, затушевывает факты, невыгодно характеризующие жизнь и политику партии в нашей стране, продолжает манипулировать сознанием народа.

Журналистика периода хрущевской “оттепели”. Разоблачение культа личности Сталина породило в нашей журналистике особый период, который называется “оттепелью” шестидесятых, а его участников – “шестидесятниками”. СМИ этого периода, особенно журналы, стали более терпимыми, человечными, тематика их публикаций приблизилась к реальной жизни. Стало возможным высказывать ранее не поощрявшиеся идеи. Публиковать произведения, показывающие не упрощенную идеологизированную схему жизни, а рисующие сложности и противоречия бытия, поднимающие проблемы нравственного выбора. Среди газет наиболее заметно эти тенденции прослеживаются в газетах “Правда” и “Известия”. Большую роль в этом процессе сыграли “толстые” журналы - прежде всего “Новый мир” во главе с А.Твардовским. В нем были напечатаны знаковые для эпохи произведения А.Солженицына, В.Дудинцева, А.Твардовского и других писателей. Их читали с большим интересом.

Противопоставление жизни двух систем - капиталистической и социалистической стало характерной чертой журналистики периода “холодной войны”. Но особенно это обострилось после объявления программы строительства коммунизма в 1980 г. Показ преимуществ социалистического образа жизни на страницах прессы, на радио и по телевидению было сутью журналистского творчества. Степень объективности этих материалов прессы были весьма условными. Картина процветания с отдельными, нетипичными недостатками - такой итог был нужен для воспитания масс и борьбы с идеологическим противником в лице капиталистической системы. Критические выступления прессы по поводу отдельных недостатков были обязательными, газетам необходимо было добиваться их действенности, то есть принятия мер. Это было не трудно. Ибо каждое критическое выступление газеты становилось предметом обсуждения партийных организаций. Они и принимали меры, наказывали виновных, обязывали устранять недостатки, улучшать работу. Одной из важнейших в прессе стала тема роли руководителя. На страницах периодической печати можно было постоянно видеть очерки, посвященные мудрым и умелым хозяйственникам, четко выполняющим решения партии. Другая значимая тема – социалистическое соревнование и ход выполнения пятилетних планов. В прессе были развернуты широкие пропагандистские кампании по подготовке к юбилеям Октября, образования СССР, юбилеям В.И.Ленина. Трудовые почины, трудовые подарки к знаменательным датам – были дежурными темами в газетах всех уровней. Существенная роль отводилась печати в реализации важнейших хозяйственных начинаний – строительстве новых предприятий, железных дорог, освоении целинных земель или земель Нечерноземья. Цель таких материалов - привлечь людей к участию в них. Активно пропагандировался тезис стирания граней между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, как важнейший этап создания материально-технической базы коммунизма.

Журналистика в 80-90-е гг. XX века

По мере приближения к 1980 г. становилось ясно, что коммунизм к этому сроку построен быть не может. Но сказать это народу прямо никто не хотел. Поэтому пришедший к власти новый генеральный секретарь КПСС Л.И.Брежнев объявил на рубеже 70-х и 80-х, что в СССР в основном построена материально-техническая база коммунизма и общество вступило в стадию “развитого социализма”. Пропаганде и обслуживанию этой идеи и была посвящена деятельность СМИ. Предполагалось, что идеи социализма активно завоевывают мир и рано или поздно должны восторжествовать. В этом ключе шло освещение международной и общественно-политической жизни страны в ведущих изданиях СССР и на радио и телевидении. Особое место в прессе начинают занимать материалы, освещающие энтузиазм молодых, строящих новое будущее, в частности, они рассказывали о буднях комсомольских строек – производственных объектов, строящихся в отдаленных необжитых местностях Сибири, Севера или Дальнего Востока.

Информация о работе Массово-информационная деятельность