Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:32, контрольная работа
Задача данной контрольной работы — выявить значение русской печати в культурном наследии прошлого, ее роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, ее достижений как фактора национального просвещения и института массовой информации.
Введение 3
1.Развитие способов информационного взаимодействия в обществе.
Ораторское искусство 4
Книгопечатание в Китае 5
2.Социально-политические предпосылки возникновения периодических изданий в Европе.
Развитие книгоиздания в Европе 6
Формы передачи общественной информации в средневековой Европе 7
3. Особенности массово-информационной инфраструктуры в национальных границах различных стран.
История развития печати в Германии 8
Развитие книгоиздания в Англии 11
История развития прессы во Франции 14
История прессы в США 16
4. История возникновения и развития отечественной журналистики: основные тенденции развития.
Первые печатные издания России 20
Русская журналистка периода войны 1812г. и 20-х гг. XIX в. 22
Русская журналистка 30-х гг. 23
Русская журналистка 1840-х гг. 24
Общая характеристика системы печати 1890гг. 25
Русская пресса в начале XX века 26
Развитие газетно-журнальной периодики в 20-30-е гг. XX века 28
Печать в годы Великой Отечественной войны(1941-1945гг.) 29
Развитие советской журналистики в 50-70-е гг. XX века 31
Журналистика в 80-90-е гг. XX века 32
Заключение 34
Список литературы 35
Составление первых печатных сообщений приписывается лорду Бурлею в 1588 году, когда испанская армада появилась у английских берегов. Они имели характерные признаки газет и выходили под названием «Английский Меркур».
В начале XVII века, отпечатанные летучие листки, значительно размножились, а в 1622 году в Лондоне появилась первая настоящая газета, основанная составителем писем-ведомостей Натаниелем Буттером. В скором времени на «рынке» начали появляться и другие листки, носившие в большинстве случаев претензионные названия, как, например: «Таинственный филин», «Дракон Парламента», «Человек с луны», «Еженедельный изобретатель», но весьма скудные по содержанию. Принужденные молчать о политических делах и парламентских заседаниях (да и по остальным вопросам постоянно подвергающиеся цензурным репрессиям), газеты вынуждены были писать о несчастных случаях, убийствах, «чудесных происшествиях», в которых немалую роль играли русалки, ведьмы и прочие представители «нечистой силы». При недостатке материала редакторы обращались к перепечатке сюжетов из Библии.
Буржуазная революция дала толчок развитию печати в Англии. Во-первых, была упразднена так называемая Звездная палата (суд). Это на первых порах способствовало ликвидации контроля со стороны государства за печатными изданиями. Резко увеличилось число авторов, которые стремились донести свои взгляды до широкой публики, испытывавшей, в свою очередь, огромный интерес к общественным проблемам. По мере развития революции был предпринят ряд мер, поставивших английскую печать в строгие рамки цензурного надзора. Первый этап революции завершился 12 мая 1641 года казнью главного советника короля Страффорда, а 22 июля, Палатой общин, был издан первый закон о печати «Постановление палаты общин о воспрещении публикаций отчетов о заседаниях парламента». 14 июня 1643 года, во время первой гражданской войны, когда инициатива была ещё в руках короля, парламентом было введено новое ограничение свободы печати. Этот закон вводил предварительную цензуру и определял меру ответственности за её нарушение.
Борьба против цензурных ограничений неизменно обострялась в периоды социальных потрясений, когда власть была уже не в силах контролировать полное выполнение цензурных запретов. В 1644 году к суду был привлечен поэт и публицист Джон Мильтон, обвиненный компанией книгопродавцов в нарушении закона о предварительной цензуре (1643г.). По этому поводу был написан памфлет «Ареопагитика», построенный как обращение к членам парламента. Мильтон один из первых выступил против цензуры. Его по праву считают основоположником буржуазной теории свободы печати. Он заложил основы идеалистического понимания принципа свободы слова, на базе которых развивалась впоследствии буржуазная наука о журналистике.
После казни короля Карла I и установления в Англии республики Мильтон в течение трех лет (1649 – 1652) занимал должность правительственного секретаря в Государственном совете и сам выполнял обязанности цензора. Это свидетельствует о том, что он не рассматривал требование свободы печати как абсолютное.
Быстрый рост количества и тиражей газет мог начаться только со сменой политического курса в стране. Такая смена произошла в 1688 году, когда династия Стюартов была свергнута и началась либерализация жизни в Англии. С низложением Иакова II (1689 год) и вступлением на престол Вильгельма III наступил конец жалкому состоянию печати. В 1702 году в Лондоне вышла в свет первая ежедневная газета «Daily Courant».
С 1715 года стала выходить «London Post», основанная мистером Гаррисом и стяжавшая себе бессмертную славу благодаря публикации романа Дефо «Робинзон Крузо».
Во второй половине XVIII века возникла первая оппозиционная газета «Public Advertiser», с 1769 по 1772 годы печатавшая знаменитые «69 Писем Юниуса», в которых с неслыханной смелостью высмеивалось правительство Георга II, причем личность автора, несмотря на все старания властей, оставалась неизвестной. Благодаря опубликованию «Писем Юниуса», выпуск «Public Advertiser» увеличился, достигнув количества 7000 экземпляров ежедневно.
Наряду с политическими газетами, в самом начале XVIII столетия зародилась и другая отрасль английской журналистики в виде так называемых моральных еженедельников, занимавшихся на первых порах вопросами культуры, бичеванием дурных нравов и вкусов и охотно предававшихся философским рассуждениям о Боге и бессмертии души. Первый из этих еженедельников «The Tatler» («Собеседник») появился в 1709 году под редакцией Ричарда Стиля. Вымышленное сотрудником газеты, великим английским писателем и сатириком, Джонатаном Свифтом лицо, рассуждало здесь обо всех вопросах, пользовавшихся вниманием общества: о чудовищных нарядах дам, военных приключениях герцога Мальборо, миросозерцании Исаака Ньютона и т.п. Его статьи, отличались большим юмором, сразу обеспечившим журналу многочисленных подписчиков. В марте 1713 года Стиль приступил к изданию нового журнала, «The Guardian» («Блюститель»), который успешно издается и в наши дни, являясь одним из авторитетнейших политических изданий Великобритании.
Через несколько десятков лет после «The Guardian» появилась еще одна авторитетная газета, выходящая и поныне, - «Morning Post». Основатель ее, священник Генри Бэр, человек с весьма бурным прошлым, несмотря на свои недюжинные дарования, не мог поставить издание на ноги, так как неспокойный образ жизни, многочисленные дуэли и судебные тяжбы отвлекали его от дел. Несколько лет спустя он продал газету с ничтожным выпуском в 350 экземпляров шотландцам Даниэлю и Питеру Стюартам, обладавшим большой деловой сноровкой и сумевших навербовать талантливых сотрудников и придать погибающей газете серьезный характер. Тем не менее, в 1785 году у «Morning Post» появился первый серьезный конкурент - «Daily Universal Register». В 1788 году это новое успешное издание получило свое теперешнее название - «Times» - и за короткое время заняло место «руководящего органа нации». И поныне «Times», вопреки уверениям злых языков, сохранила за собой значение крупнейшей и влиятельнейшей газеты мира. Выходя уже в 5 часов утра, газета, благодаря своим превосходным осведомительным средствам, сообщает обо всех событиях на земном шаре за истекшие сутки, содержит подробнейшие отчеты о заседаниях палат, хотя последние нередко затягиваются далеко за полночь, и дает передовые статьи, уже согласованные с новейшими известиями. Основателем «Times» был книгоиздатель Джон Вальтер, создавший образцовую техническую организацию газеты. Его сын, Джон Вальтер-младший, редактировавший газету с 1803 года, был не только прекрасным редактором, но и дальновидным политиком.
Центральным телеграфным осведомительным органом для английской печати является агентство Рейтера, основанное в 1851 году, когда начал распространяться телеграф. Израэль Беер Йозефат, ставший впоследствии Полом Юлиусом, бароном фон Рейтер, первым придумал передавать биржевые новости по телеграфу из Парижа в Лондон. Кабель был проложен по дну Ла-Манша. Телеграф медленно распространялся по Европе, и агентство Рейтера тоже росло вместе с ним, передавая биржевые сводки из главных европейских столиц. В какой-то момент не было прямой телеграфной линии между Парижем и Берлином, и Рейтер стал передавать новости в разрыве между Брюсселем и Аахеном голубиной почтой, выигрывая, таким образом, несколько часов у поездов. Механизм был прост: агент в Париже отправляет телеграмму агенту в Аахен, тот запускает голубя в Брюссель, там агент дает телеграмму в Лондон, Париж или еще куда-нибудь, куда дотянулся медный провод. Но это был еще не самый необычный способ передачи новостей в те времена. В 1863 году, когда телеграф провели к юго-западной оконечности Ирландии, графству Корк, корабли, идущие из Америки, сбрасывали у берега контейнеры с новостями. Агенты Рейтера вылавливали их из моря и отправляли новости телеграфом в Лондон, Париж или Берлин. Новости приходили раньше кораблей. Началось все с биржевых котировок, но вскоре клиентами телеграфного агентства Рейтерс стали газетчики.
История агентства славна и общеизвестна: Reuters первым передал новость о смерти Авраама Линкольна, первым открыл контору на Дальнем Востоке и в Южной Америке, первым стал передавать новости по радио. Чтобы избежать давления правительства в годы Второй Мировой войны, агентство провело реструктуризацию, стало закрытой частной компанией, которой владели британские общенациональные и провинциальные газеты, а на бирже выпустило акции лишь в 1984 году. Сейчас агентство Reuters стало транснациональным.
История развития прессы во Франции
По своему основному характеру французская пресса резко отличается от английской. Французская журналистика гораздо более походит на вечно колеблющуюся поверхность моря, постоянно меняющую свой вид. Государственные порядки во Франции рушатся, законодательные гарантии и финансовая обеспеченность гибнут, и газеты целыми десятками исчезают бесследно. Немногие из них, переживающие катастрофы и продолжающие существовать при новом порядке вещей, принуждены бывают отступаться от своих прежних воззрений и приноравливаться к целям, преследуемым новыми правителями. Под напором политических событий партийная группировка сбивается до неузнаваемости, руководящее влияние переходит к дотоле малоизвестным органам, вся физиономия парижской журналистики неожиданно и резко изменяется. Это заставляет нас признать за парижской прессой отсутствие постоянства и большую подвижность. Но она значительно превосходит английскую изяществом, остроумием, темпераментом и неподражаемым искусством ежедневно набрасывать пеструю, хотя и не всегда верную картину мировой жизни в данный момент.
Основателем первой французской газеты был врач Теофраст Ренодо.Несмотря на свою принадлежность к гугенотам, Ренодо, по приказу кардинала Ришелье, был призван в 1624 г. в Париж на пост главного начальника государственных благотворительных учреждений. Многосторонняя деятельность навела его на мысль издавать газету. Он хотел таким образом способствовать поднятию уровня просвещения в обществе и развитию общественных и государственных интересов. Это позволяет нам признать изданную им газету первой политической газетой в современном смысле этого слова. Она выходила с 30 мая 1631 г. под названием «La Gazette».Первого января 1762 г. она получила название «Gazette de France»; под этим названием она выходит и по настоящее время. До Великой французской революции она появлялась еженедельно; цена за номер в розничной продаже равнялась одному су; абонемента еще не существовало; экземпляры газеты продавались открыто. Во время революции она стала выходить два раза в неделю, а впоследствии была преобразована в ежедневную газету.
Предприятие Ренодо имело успех. В особенности Ришелье не скупился на знаки своей милости его инициатору. Он сразу понял, какие услуги газета может оказать его политическим планам, и всеми мерами старался упрочить ее положение, снабжал редакцию необходимыми техническими средствами, доставлял ей деятельных сотрудников и сам нередко помещал в газете специально для нее написанные статьи.
Дальнейший рост периодической печати во Франции совершался весьма медленно, что объясняется отчасти малограмотностью населения в XVII и XVIII столетиях, отчасти же тем, что правдивое слово о народных бедствиях и из года в год возраставшей дезорганизации всей государственной жизни представляло большую опасность. Возникавшие в провинции мелкие листки поэтому сплошь незначительны и бесцветны. Наконец, в 1777 г. в лице «Journal de Paris» Франция получила первую крупную ежедневную газету. Но, по-видимому, она не имела широкого распространения. Более благоприятные для журнализма времена настали при первом разливе французской революции, когда законодательное собрание в 1791 г. декретировало свободу печати. Ежедневные газеты вырастали, как грибы после ливня, многие из них сразу и исчезали. Из 73 или даже, по другим источникам, сотни газет, появившихся в эти бурные дни, большинство осталось неизвестными для потомства даже по имени. Этот разгул революционной журналистики вскоре, однако, был остановлен властной рукой Наполеона после переворота 18 брюмера (7 ноября 1799 г.), очутившегося у кормила правления и немедленно разгромившего всю французскую печать. Он прекратил около 60 изданий. 17 января 1800 г. дальнейший выход разрешался лишь для тринадцати газет. Эти меры были вызваны ясным пониманием силы и влияния прессы и нежеланием первого консула считаться с общественным мнением и неблагожелательной критикой. Он старался отвлечь внимание масс от политики и пробудить в них интерес к роскоши и блеску публичных увеселений.
Сделавшись императором, Наполеон поставил печати еще более тесные рамки: разгром печати был увенчан декретом 5 февраля 1810 г., введшем во всем ее объеме прежнюю цензуру. Была учреждена генеральная директория по делам печати и книготорговли. В личный состав директории, помимо директора, входил целый ряд цензоров, среди которых распределялись функции инспирирования, контроля и пресечения. Но и эти меры показались Наполеону недостаточными, и 3 августа 1810 г. появился эдикт, предписывавший в каждом департаменте французской империи разрешать к печатанию лишь одну газету по указанию местного префекта. Число политических газет в Париже было сокращено до четырех.
Начало новой эпохи французской журналистики совпало со вступлением на престол Людовика XVIII. Появились ультрароялистические газеты, министерские либеральные. Руководителями этих либеральных газет были почти все выдающиеся деятели того времени: Конт, Дюное, Кератри, Бенжамен Констан, Этьен, Тиссо и др. Одновременно социалистический еженедельник «Phalanx» был превращен в ежедневную газету. Но ни одна из этих газет не выходила из рамок посредственности; это удалось лишь одному листку, возникшему во время революции, «Journal des Debats». На всех вечеринках так называемого «высшего света» оживленно комментировались мнения «Debats» по различным злободневным вопросам, и представители умственной аристократии Франции почитали за честь числиться в рядах ее сотрудников. Неслыханное дотоле новшество — включение в газетный текст беллетристических произведений, — быстро получившее права гражданства в прессе всего мира, было введено впервые на столбцах «Debats». В 1830 г. на страницах газеты было запечатлено несколько мелких рассказов, немного позже и крупных романов: «Парижские тайны» Евгения Сю, «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо» Дюма-отца и другие поочередно появлялись на его столбцах и упрочили за ним огромную популярность. Редактором «Debats» во времена его блеска был сын старшего Бертена, Арманд Бертен (родился в 1801 г., умер в 1854 г.).
Февральская революция наводнила французскую печать таким же обилием газет и журналов, как и первая, Великая революция. В отношении к повременной печати Людовик-Наполеон ввёл декрет 17 февраля 1852 г., который упразднил свободу печати, подавил все негодные правительству газеты и ограничивал политический отдел остальных до возможного минимума. От цензурных репрессий более всего страдали большие, серьезные газеты, тогда как мелкие листки, посвященные городским и театральным сплетням, мало-помалу выступали на первый план.
Из так называемой «мелкой прессы» очень быстро выдвинулся «Figaro». Он был основан в 1854 г. Г. де Вильмесаном (родившимся в 1810 г., умершим в 1879 г.) и сумел завоевать себе значительное влияние, несмотря на отсутствие определенного политического облика. Этим он был обязан занимательной болтовне о вопросах минутного интереса. Он является прототипом того рода газет, за которым во Франции упрочилось название «бульварные». Отмеченные достоинства создали ему большую известность и за границей, где он получил большее распространение, чем какие-либо другие французские газеты. Литературный успех «Figaro» обеспечил ему блестящие финансовые результаты.