Массово-информационная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:32, контрольная работа

Краткое описание

Задача данной контрольной работы — выявить значение русской печати в культурном наследии прошлого, ее роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, ее достижений как фактора национального просвещения и института массовой информации.

Оглавление

Введение 3
1.Развитие способов информационного взаимодействия в обществе.
 Ораторское искусство 4
 Книгопечатание в Китае 5
2.Социально-политические предпосылки возникновения периодических изданий в Европе.
 Развитие книгоиздания в Европе 6
 Формы передачи общественной информации в средневековой Европе 7
3. Особенности массово-информационной инфраструктуры в национальных границах различных стран.
 История развития печати в Германии 8
 Развитие книгоиздания в Англии 11
 История развития прессы во Франции 14
 История прессы в США 16
4. История возникновения и развития отечественной журналистики: основные тенденции развития.
 Первые печатные издания России 20
 Русская журналистка периода войны 1812г. и 20-х гг. XIX в. 22
 Русская журналистка 30-х гг. 23
 Русская журналистка 1840-х гг. 24
 Общая характеристика системы печати 1890гг. 25
 Русская пресса в начале XX века 26
 Развитие газетно-журнальной периодики в 20-30-е гг. XX века 28
 Печать в годы Великой Отечественной войны(1941-1945гг.) 29
 Развитие советской журналистики в 50-70-е гг. XX века 31
 Журналистика в 80-90-е гг. XX века 32
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

контрольная работа по МИД.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

В заключение следует остановиться на журнальной литературе Франции. Она началась с «Journal des Scavants», служившего в свое время образцом для многочисленных подражаний не только во Франции, но и за границей. Он был основан в 1665 г. ученым Де­нисом де Салло в Париже. В журнале помещались статьи как научного, так и беллетристического содержания, но он нередко вызывал порицание со стороны своих ученых читателей, которые требова­ли от него лишь строго научных тем. Долгое время журнал пользо­вался правительственной субсидией, но в 1900 г. ему было отказа­но в ней; при изменившихся условиях издание его не могло про­должаться, и в 1901 г. оно было прекращено. Уже задолго до этого «Journal des Scavants» оставался позади «Revue des deux Mondes», который был основан Франсуа Бюлоцом в 1831 г. и объединил вокруг себя весь литературный и ученый мир Франции. Бюлоц (ро­дившийся в 1803 г. в Вюльбене, умерший в 1877 г. в Париже) как редактор не знал себе соперников. Его глубокое знание публики и ее психологии позволяло ему безошибочно угадывать то, что в данное время и при данных условиях могло рассчитывать на ее интерес.

На сравнительно низкой ступени развития находятся француз­ские иллюстрированные журналы, содержащие множество плохих, скопированных с фотографий рисунков, совершенно по­глощающих собою литературный текст. Издатели стараются угож­дать массе. Все иллюстрированные журналы, казалось, выбрали себе девиз: «Только бы без идеи! Тогда мы понравимся всем». Стар­шинство принадлежит среди них основанной в 1842 г. «Illustration»; наряду с ней назовем «Monde illustre» и «Magasin pittoresque». Рой иллюстрированных юмористических журналов весьма велик. Пио­нером в этой отрасли журнальной литературы является «Charivari» (основанный в 1832 г.); художественностью и изяществом отлича­ется «Journal amusant».

История прессы в США

Английские колонисты в Америке, из-за небольшой плотности населения и жесткого правления узнали о существовании газет сравнительно поздно. 25 сентября 1690 в Бостоне вышел первый номер «Паблик оккеренсиз («Publick Occurrences, both Forreign and Domestick»). Первую заметку этой первой в Америке газеты следует признать удачной: «Обращенные в христианство индейцы в некоторых частях Плимута недавно назначили день благодарения Господа за Его Милости». Однако, если газета намеревалась выжить, прочие материалы, надо признать, были выбраны не столь удачно. «Паблик оккеренсиз» содержала нападки на индейцев, воевавших на стороне англичан против французов, и пересказ скабрезной сплетни о французском монархе. Власти Массачусетса тотчас выразили свое «высокое негодование и возмущение» по поводу «Паблик оккеренсиз», так что первый выпуск первой американской газеты оказался последним. Очередная газета появилась в колониях лишь спустя 14 лет.

«Бостон ньюслеттер» («Boston News-Letter»), вторая американская газета, возникла из рукописного листка, распространявшегося городским почтмейстером Джоном Кэмпбеллом. Это было куда более невинное издание, чьи полосы заполняли сообщения о новостях британской и европейской политической жизни, почерпнутые из лондонских газет. Впервые вышедшее в 1704, оно просуществовало 72 года. Покинув почтмейстерский пост в 1719, Кэмпбелл не забросил газету. Сменивший его на этом посту Уильям Брукер начал издавать собственную газету «Бостон газетт» («Boston gazette») 21 декабря 1719. На следующий день увидела свет третья американская газета – филадельфийская «Америкен уикли меркюри» («American Weekly Mercury»).

Эти издания, как правило, старались не задевать колониальные власти. Первой газетой, осмелившейся предоставить место политическим диссидентам, была бостонская «Нью-Ингленд курант» («New England Courant»), которую с 1721 издавал Джеймс Франклин. Это наиболее литературная и читабельная из ранних колониальных газет; с первого же номера она ринулась в гущу политических баталий. Весьма злободневной проблемой тогда была кампания прививок против оспы, которые впервые стали делаться в Бостоне. Коттон Мэзер, один из влиятельнейших граждан Бостона, поддержал идею всеобщих прививок, а Джеймс Франклин выступал против нее. Так что первой политической кампанией американской газеты стала борьба с вакцинацией. На следующий год «Курант» взялся критиковать колониальное правительство: газета осудила власти за неспособность защитить население от пиратов. Эта политическая кампания завершилась тюремным заключением Франклина. Позднее суд постановил, что Джеймсу Франклину настрого запрещается печатать или издавать „Нью-Ингленд курант“. Чтобы обойти этот приговор, Франклин назначил официальным издателем газеты своего помощника – младшего брата Бенджамина. В 1729 Бен воспользовался благоприятной ситуацией и взял в свои руки выпуск «Пенсильвания газетт» («Pennsylvania Gazette»). Быстро превратив ее в одно из лучших колониальных изданий, он таким образом начал блестящую карьеру писателя, журналиста, издателя, бизнесмена, почтмейстера, ученого и государственного деятеля.

В 1727 в Аннаполисе стала выходить «Мериленд газетт» («Maryland Gazette»), в 1736 в Уильямсбурге появилась «Виргиния газетт» («Virginia Gazette»). Как отмечает историк американской журналистики Фрэнк Лютер Мотт, к 1765 лишь две колонии, Делавэр и Нью-Джерси, не имели своих еженедельных газет. В Бостоне их выходило целых четыре, в Нью-Йорке – три, в Филадельфии – тоже три, причем две на английском и одна на немецком языке. По две газеты выходило в Коннектикуте, Род-Айленде, в обеих Каролинах. Эти первые газеты, как правило, имели всего по четыре полосы. Их страницы обыкновенно заполняли короткие сообщения, документы и очерки, большей частью взятые из британских и европейских газет.

Основным ограничением свободы печати в Англии 18 – середины 19 вв. был гербовый сбор, из-за которого цена на газеты возросла настолько, что малообеспеченные слои населения не могли их покупать. Закон о гербовом сборе, принятый английским парламентом в 1765, должен был обложить тем же налогом и американские газеты. Но колонии не имели своих представителей в этом парламенте, и американские газеты восстали против нового налога. Закон о гербовом сборе так и не вступил в действие и вскоре был отменен. Среди газет, лидировавших в борьбе против английских властей, были «Массачусетс спай» («Massachusetts Spy») Исайи Томаса и «Нью-Йорк джорнэл» («New York Journal») Джона Холта. Одно из таких мятежных изданий, «Провиденс газетт» («Providence Gazette»), в самую неспокойную пору издавали две дамы – Сара и Мэри-Кэтрин Годдард.

Большинство американских газет накануне революции являли собой пример того, чего не знала ни одна страна в мире: прессу, приверженную критике и даже низвержению существующего правительства. Такая позиция для газет в целом нетипична и чревата немалыми трудностями. Ведь, в отличие от брошюр и памфлетов, газеты должны выходить регулярно. Их издатели не могут скрываться от властей; будучи владельцами действующих предприятий, они, как правило, заинтересованы в общественной стабильности, а значит, и в поддержании стабильности власти. Все это делает газеты достаточно консервативной силой, которая скорее заинтересована в сплочении общества, нежели в выступлениях против властей. Одно из объяснений весьма нехарактерной роли газет в Америке накануне войны за независимость состоит в том, что газеты и впрямь объединяли и поддерживали общество – новое сообщество, формировавшееся внутри Британской империи, нацию американцев. Многие историки сходятся во мнении, что Американская революция не имела бы успеха без поддержки колониальных газет.

В неспокойную послереволюционную пору американские газеты продолжали оставаться ареной яростной критики – на сей раз не британских властей, а своих политических оппонентов. Обе возникшие партии – федералисты и республиканцы – имели свои газеты, и эти газеты не испытывали симпатий к представителям противоположного лагеря.

Хотя поначалу свобода печати оставалась вне рамок Конституции 1787, ее гарантировал Билль о правах. Тем не менее лидеры Федералистской партии, все более недовольные критикой со стороны республиканской печати и опасаясь войны с Францией, вскоре попытались заткнуть этим газетам глотки. В 1798 Конгресс принял, а президент Дж.Адамс подписал Закон о подстрекательстве – пожалуй, самую серьезную угрозу свободе печати в США. По этому закону, «любое лживое, скандальное и злонамеренное выступление в печати... против правительства Соединенных Штатов, Конгресса или президента» с целью «оскорбить или опорочить их» подлежало наказанию в виде штрафа или тюремного заключения.

В 1801 президентом страны был избран Т.Джефферсон, отчасти по причине общественного недовольства Законом о подстрекательстве, который вскоре был отменен. Когда он занял пост президента, в стране насчитывалось около 200 газет. Первой ежедневной газетой в Америке стала «Пенсильвания ивнинг пост» («Pennsylvania Evening Post»), которую в 1783 начал издавать Бенджамин Таун. Она просуществовала всего 17 месяцев, но к 1801 в стране насчитывалось уже около 20 ежедневных газет, в том числе шесть в Филадельфии, пять в Нью-Йорке и три в Балтиморе. Ежедневные американские газеты имели важное преимущество: они снабжали купцов своевременной информацией о ценах, рынках и движении торговых судов.

Утром 3 сентября 1833 на улицах Нью-Йорка появилась газета, напечатанная на осьмушке листа и заполненная новостями и полицейскими сводками. Новую газету издавал молодой печатник Бенджамин Дей, который продавал свою «Сан» («Sun») за один цент. Самой многотиражной американской газетой того времени была нью-йоркская «Курьер энд энкуайрер» («Courier and Enquirer»), торговая газета, которая ежедневно расходилась тиражом 4,4 тыс. экз. в городе с 218-тысячным населением. В 1830 самая, пожалуй, респектабельная газета в мире – лондонская «Таймс» («Times»), которую в 1785 основал Джон Уолтер – ежедневно выходила тиражом 10 тыс. экз. Тем не менее по прошествии двух лет Дей продавал ежедневно 15 тыс. экз. своей дешевенькой маленькой «Сан».

Первый печатный цилиндр, изобретенный немцем Фридрихом Кёнигом и усовершенствованный в Англии Нейпиром, в 1825 был впервые применен в США. Его улучшенная модель, двухцилиндровый печатный станок, была построена в 1832 в Нью-Йорке Ричардом Хоу. Паровая машина впервые была использована в лондонской типографии «Таймс» в 1814. В 1835 Дей печатал в Нью-Йорке свою «Сан» также на паровой печатной машине. Новые станки позволили многократно увеличить тиражи. Старый гуттенбергов пресс мог печатать 125 экз. газет в час, а в 1851 типографские машины «Сан» печатали уже 18 тыс. экз. в час.

Джеймс Гордон Беннет, одна из наиболее ярких фигур в истории журналистики, в 1835 основал собственную грошовую газетку «Геральд» («Herald»). За два года ее ежедневный тираж достиг 20 тыс. экз., правда и цена выросла до 2 центов. В Бостоне несколько грошовых газет прогорели, причем две из них начали выходить даже задолго до «Сан». Первой успешной газеткой в городе стала «Дейли таймс» («Daily Times»), выходившая с 1836. В Филадельфии с 1835 печаталась «Дейли транскрипт» («Daily Transcript»), с 1836 – «Паблик леджер» («Public Ledger»); в 1837 появилась балтиморская «Сан». Все эти газеты стоили один цент. Большинство грошовых газет Америки мало интересовалось политикой; тем не менее они сыграли свою роль в вовлечении городских рабочих и иммигрантов в политическую жизнь, став для них доступным источником информации. Другой стороной влияния дешевых изданий на газетную политику явились перемены в материальном положении издателей, вызванные увеличением массовых тиражей. Беннет, начавший свой «Геральд» с капиталом в 500 долл., быстро стал богачом. В 1849 «Сан» была продана за 250 тыс. долл. Газеты превратились в прибыльные предприятия.

На раннем этапе существования газет редакторы просто сидели и дожидались новостей – ждали, когда почта доставит газеты из других городов. Стремясь ускорить доставку новостей и добиться их достоверности, редакторы стали нанимать корреспондентов, которые могли бы посылать им сообщения в обмен на бесплатную подписку. «Мы ожидаем, что наши корреспонденты по всей стране будут знакомить нас, по возможности своевременно, с наиболее интересными происшествиями, событиями и фактами, достойными публичного внимания» – писал в 1729 Бенджамин Франклин в своей «Пенсильвания газетт». В 1792 коммерческая газета «Ллойдс лист» («Lloyd's List») в Лондоне уверяла читателей, что имеет 32 корреспондентов в 28 различных портах.

В Америке Бенджамин Расселл, редактор «Массачусетс сентинел энд рипабликен джорнэл» («Massachusetts Centinel and Republican Journal»), в 1790 предпринял еще один шаг для улучшения сбора новостей. Репортеры стали узнавать новости от матросов с прибывших кораблей. А вскоре сотрудники газеты уже выходили встречать очередные рейсы и мчались к кораблям на весельных лодках. Однако самым радикальным нововведением, позволившим повысить оперативность, широту охвата и достоверность газетных сообщений, стало изобретение Сэмюэла Морзе – телеграф. Газеты стали основными клиентами телеграфных компаний, а высокая цена телеграфных сообщений привела к созданию телеграфных агентств новостей вроде «Ассошиэйтед пресс» («Associated Press»), которое возникло в 1848 как кооперативное предприятие нью-йоркских газет. В том же году беннетовский «Геральд» мог уже похвастать тем, что в одном его номере публикуются «десять колонок важнейших новостей, полученных по электрическому телеграфу». Впервые в истории телеграф позволил газетам использовать известия о событиях, которые произошли накануне в городах, расположенных в сотнях, а потом и в тысячах миль от типографии. После прокладки в 1866 трансатлантического кабеля американские газеты получили возможность печатать новости из Европы с такой же оперативностью.

 

 

 

 

 

4. История возникновения и развития отечественной журналистики: основные тенденции развития.

 

Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII веке.

Первые печатные издания России.

 

Русская журналистика заявила о своем существовании в 1702 г. с момента издания «Ведомостей» — первой русской печатной газеты. До этого в России издавались рукописные предшественники газеты «Куранты» или «Вестовые письма». Это были сводки политических новостей, переписанные в одном, редко в двух, экземплярах от руки и предназначавшиеся для прочтения царю и ближайшим боярам. Первые «Куранты» относятся к 1600-м годам, и их тексты в настоящее время переиздаются издательством Академии наук.

Информация о работе Массово-информационная деятельность