Маркетинговые исследования компьютерного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в анализе и оценке перспектив маркетинговых услуг рынка компьютерного оборудования г.Зеленодольска.
Для достижения данной цели в процессе исследования необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к определению и оценке понятия «маркетинговое исследование», общих требований к системе маркетинговых услуг в индустрии данной компании на примере компьютерного магазина ВИРТ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
1.1. Сущность, значение и содержание маркетинговой деятельности……..6
1.2. Особенности маркетинга в сфере розничной торговли………………..13
ГЛАВА 2. Анализ маркетинговой деятельности рынка компьютерного оборудования г. Зеленодольска на примере компании ВИРТ………………. 18
2.1. Внешняя маркетинговая среда………………………………………… 18
2.2. Поведение потребителей………………………………………………...21
2.3. Поведение конкурентов………………………………………………….23
2.4. Внутренние ресурсы, дающие конкурентные преимущества…………25
2.5. Маркетинговая стратегия компании ВИРТ…………………………….31
2.6. Инструменты маркетинга при работе с целевым рынком. Позиционирование………………………………………………………………38
2.7. Стимулирование сбыта компании ВИРТ………………………………42

Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………..,...……

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 376.50 Кб (Скачать)

Продукт менеджер – сотрудник, отвечающий за продвижение конкретного продукта или товарной позиции. Например, в компании есть продукт менеджер по линейки ноутбуков. Этот менеджер обеспечивает весь цикл оборота данной продукции в компании. Включая: анализ и прогнозирование потребности, контакт с поставщиком ноутбуков, их заказ, распределения по торговым точкам, расположение ноутбуков на полках магазинов, проведение и поддержка стимулирующих акций по данной продукции. Продукт менеджер получает премию как процент от оборота данной товарной линейки. Как видно на данного менеджера кладется и ряд маркетинговых задача: анализ спроса, мерчадайзинг на местах продаж, BTL акции по стимулированию непосредственно в магазинах.

Сейлз менеджер – это продавец или формально менеджер-консультант, кто обеспечивает взаимодействие компании и потребителя. Данной категории сотрудников отводится важнейшая роль в компании. В миссии компании ВИРТ есть такое предложение – «Покупатель приносит нам зарплату», поэтому изначально весь персонал развернут в сторону покупателя. Сейлз менеджеры являются самыми высокооплачиваемыми сотрудниками в компании. Одновременно они наделены самой большой зоной ответственности, в рамках которой Сейлз менеджер курирует весь процесс взаимодействия конкретного клиента и компании и несет ответственность за отклик клиента о деятельности всей компании. Среди сейлз менеджеров существует принцип фиксированного деления постоянных клиентов, так же для удобства покупателей.

Необходимо отметить такую важную особенность орг. структуры компании ВИРТ – функции Продукт менеджера и Сейлз менеджера могут пресекаться в рамках одного сотрудника, что увеличивает нагрузку на персонал, но это вытекает из желания и возможности самого же персонала и обеспечивает сотрудникам высокий заработок и сложное и интересное содержание работы.

Функциональные менеджеры – это бухгалтер, управляющий магазином, специалисты сервисного центра, менеджер обратной связи (отслеживает отклик покупателей о компании в неформальной среде и посредством обзвона клиентов) – ключевой сотрудник контролирующий результативность работы всей системы продаж, менеджер по рекламе, директор по маркетингу. Маркетинговая структура нашей компании не ограничивается двумя этими должностями, дело в том что менеджер по рекламе – это единственный человек в компании выполняющий чисто маркетинговый функционал, остальные функции распределенные и совмещены в рамках гибкой командой структуры компании.

Соответственно организационная структура маркетинга имеет следующий вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Организационная структура маркетинга Компании ВИРТ.

 

Должностные инструкции персонала прописывают штатную ответственность сотрудников и имеют особенности корпоративной структуры ВИРТа, которая говорит, что все сотрудники компании функционируют как единый организм и если какой-то элемент такого организма дает сбой то остальные сотрудники должны имеет возможность и желание помочь восстановится работе этого элемента, либо заменить его на время. Такой подход к должностям обязанностям персонала имеет сложности в формальном оформлении, но дает большие результаты при работе на быстро изменяющемся рынке и делает компанию максимально адаптивной к внешней среде.

3. Корпоративные технологии работы – это внутренние разработки за 5 лет успешного существования компании в сферах оперативной деятельности, управления человеческим капиталом, маркетинговыми коммуникациями и проч. О многих из них уже было сказано. Примерами технологии, отличающих компанию ВИРТ от конкурентов в маркетинговой системе, являются:

3.1. Поддержание непрерывных коммуникаций с лояльным клиентом. Данные коммуникации начиниваются с момента первого контакта покупателя и нашей компании (покупка, звонок, BTL акции и др.). В момент первого контакта покупатель заполняет минимальную анкету с контактными данными и по его желанию, наша компания уведомляет его об проводимых мероприятиях  и акциях. Кроме того, в компании есть отдельный менеджер, отслеживающий отклик покупателей о деятельности компании из внутренних и внешних источников: обзвон клиентов, контакт со СМИ, комитетом по поддержки прав потребителей и прочее. Благодаря таким двусторонним коммуникациям компания обеспечивает актуальность предложения покупателям и решение возникающих проблем во взаимоотношении еще на этапе зарождения вопроса.

3.2.  Расширенная система поставки товара покупателю (одна из Р маркетинговой системы), включающая не только традиционные розничные продажи. Компьютерная компания ВИРТ предлагает доставку товара покупателю по звонку без предоплаты. Сервисный центр по ремонту компьютерного оборудования так же имеет широкий спектр сопутствующих товаров на продажу, практически как в магазине. В компании ВИРТ давно существует внештатная сетевая система стимулирования посредников приведших клиентов. Такие посредники не являются сотрудниками компании. Но ВИРТ предлагает им прозрачную систему расчета вознаграждения в зависимости от покупок приведенного ими клиента. Такая система создалась благодаря неформальным взаимоотношениям с потребителями, в результате компания сотрудничает практически со всеми специалистами, являющимися неформальными лидерами мнений в покупательской среде. Таким образом, компания преследует стратегию максимально широко рынка сбыта продукции, использую все доступные инструменты, многие из которых она создает сама.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             2.5. МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ ВИРТ

 

Стратегические окна возможностей.

              Миссия компании – «Привнесение цифровых технологий в жизнь людей с целью улучшения ее качества». Данная миссия распадается на множество стратегических подцелей. В маркетинговой сфере компании стратегической целью является классическое выявление потребности клиента и максимально эффективное ее удовлетворение. На розничном компьютерном рынке потребители преследуют рациональные цели потребления, хотя поведение покупателей может быть и иррациональным. Поэтому задача маркетинговой стратегии компании удовлетворить в т.ч. и иррациональные потребности клиентов так, чтобы результат был в любом случае рационален – такая стратегия обеспечит долгосрочную лояльность потребителя, что немаловажно на столь динамичном компьютерном рынке. Здесь мы используем микс детерминистского и либерального подхода. Попробуем изложить эту идею по деталям ниже.

Используя данные внешней среды и внутренних ресурсов можно провести SWOT анализ маркетинговой среды, для того чтобы выявить стратегические окна возможностей. Анализ проведем в сфере пересечения возможностей и угроз рынка с сильными слабыми сторонами компании ВИРТ.

 

Таблица 1. SWOT анализ маркетинговой среды.

SWOT

Возможности:

1. Уход с рынка слабых конкурентов в результате финансового кризиса. Проблемы розничных сетей с кредитованием покупателей.

2. Увеличение плотности загородного заселения в районе города за счет жителей г. Казани (как следствии потенциальный рост потребителей).

3. Федеральная программа «Компьютер в школу» (возможность поучаствовать в тендере и синхронизовать розничное предложение компьютеров школьникам домой).

4. Значительное удорожание аренды торговых площадей и их дефицит, рекламных услуг, дефицит рекламных наружных площадей в 2008г., что создает дополнительные барьеры для входа на рынок новичков.

5. Рост покупательской способности сельского населения районов.

6. Высокая конкуренция рекламных компаний на рынке полиграфии и печатных изданий, что приводит к удешевлению рекламы и возможности гибкого размещения.

7. Бурный рост спроса в сегменте ноутбуков.

8. Инфляционные ожидания покупателей в связи с финансовым кризисом, вывод свободных средств населения из финансовых инструментов – потенциальный рост покупательской способности.

9. Усиление интеграции различных сторон общества с интернет технологиями (платежи, регистрация в гос. органах и т.д.), возникают новые потребители рассматривающие к-р как инструмент выхода в интернет.

Угрозы:

1. Приход нового сетевого конкурента.

2. Падение платежеспособного спроса в результате кризиса. Увеличение дебиторской задолженности компании.

3. Сокращение кредитного предложения банками.

4. Застройка нового крупного торгового центра в городе, к-ый привлечет максимальный покупательский поток.

5. Сильный перекос спроса покупателей в сторону ноутбуков (ноутбуки – товар с минимальной маржой по сравнению с компьютерами).

6. Возможность проведения агрессивной рекламной компании конкурентом к началу новогоднего сезона.

7. Расширение торговых площадей центра где находится основной магазин ВИРТа и как следствие возможность прихода на них конкурента.

8. Перебои в работе с основным поставщиком из-за большой кредиторской задолженности в период кризиса.

9. Изменение регулирующего законодательства: новые санитарные и пожарные нормы, налоговые условия,  лицензионные и сертификационные правила.

10. Устрожение закона о защите интеллектуальных прав – требования к 100% лицензионной чистое программного обеспечения.

 

 

Сильные стороны:

1. Крепкие и долгосрочные связи с поставщиком – дающее возможность работать в кредит, получать эксклюзивные поставки оборудования и проч.

2. Внутрифирменная система рассрочки для покупателей без участия третьей компании – банка.

3. Собственный сервисный центр по ремонту компьютерной техники (самый крупный в городе)

4. Наличие штатного персонала, работающего на выезд к клиенту (круглосуточно).

5. Высококвалифицированный штат сотрудников, регулярно проходящий профессиональное обучение – от сейлз менеджеров до специалистов по ремонту (прим. в ВИРТе единственный специалист в городе по ремонту полиграфического профессионального оборудования).

6. Командная организационная структура, децентрализующая принятие решений, ценящая каждого сотрудника как личность с возможностью его роста и смены деятельности. Высокая лояльность сотрудников к миссии компании.

7. Выгодное расположение магазинов ВИРТа в основных торговых центрах.

8. Самый большой склад наличие компьютерного оборудования (представлен практически весь ассортимент, включая самые последние новинки – которые не всегда найдешь в столице).

9. Непосредственный контроль собственником бизнеса оперативной деятельности компании.

10. Корпоративная культура превозносящая ценность контакта с покупателем во главу деятельности.

11. Налаженные прочные контакты с партнерами компании – административный ресурс и ресурс поставщиков (рекламных услуг и др.)

1.  Возможность занять освободившуюся долю рынка после ухода конкурентов либо из-за снижения их доли за счет мобилизации ресурсов и уникального предложения рассрочки взамен проблемного кредитования потребителей.

2. Оптимизация рекламных расходов в следствии повышения конкуренции на полиграфическом рынке, оперируя контактами в этой сфере..

3. Завовеание нового сектора рынка – ноутбуки и компьютеры с предустановленным программным обеспечением и выходом в интернет используя квалифицированный персонал.

4. Привлечение свободных денежных средств населения, отвлеченных из финансовых инструментов к продукции компании, представление ее в выгодном для покупателя свете за счет использования опыта в проведении PR мероприятий.

5. Выход на покупателей сельской местности и района города, использую собственные транспортные ресурсы и контакты с печатными изданиями, распространяющимися на этой территории.

 

1. В случае появления нового сильного игрока на этом рынке можно удержать свою долю за счет уникальных предложений рассрочки, устоявшихся связей на рынке, высокой лояльности персонала в сложной ситуации и гибкости стратегии компании на рынке.

2. Сокращение кредитных программ банка можно компенсировать собственной системой рассрочки покупателей.

3. Падение спроса покупателей из финансового кризиса возможно пережить мобилизуя персонал, использую его лояльность к целям компании, дифференцируя направления извлечения прибыли за счет многопрофильности компании.

4. Возможность решения угроз со стороны регулирующих органов за счет устоявшихся неформальных связей с внешней средой.

Слабые стороны:

1. Отсутствие источника крупных заемных средств для инвестирования в бизнес.

2. Устаревшее торговое оборудование и способы торговли на торговых точках.

3. Слабая дисциплина персонала в простых и тривиальных ситуациях. (мобилизация только на сложных проектах).

4. Отсутствие поддержки федерального или республиканского уровня (корни компании только Зеленодольские)

5. Молодой средний возраст сотрудников (около 22 лет). 20% штата студенты.

6. Слабая юридическая подушка готовности к проверкам контролирующих органов.

7. Запутанная юридическая и организационно-правовая форма компании (несколько ООО и ИП).

8. Низка диверсификация поставок компьютерной техники (всего 3 поставщика, 1 основной – от него компания зависит при распоряжении денежными средствами из-за кредиторской задолженности перед этим поставщиком).

1. Есть риск потерять финансовую устойчивость в следствии расширении потребительской рассрочки за счет средств компании.

2. При расширении предложения есть возможность попасть в излишнюю зависимость от основного поставщика из-за высоко кредиторской задолженностью перед ним.

3. Возможность провала активного выхода на рынок ноутбуков из-за отсутствия долговременного кредитного плеча и невозможности поддержания отрицательной маржи на долгий период (товары маркеры как правило реализуются с отрицательной маржой).

4. Сложность выхода с новым продуктом и в новый сегмент покупателей из района города, к-е переселились из города Казань – для таких покупателей низкий уровень торговли компании может показаться низким.

1. Появившийся конкурент может вложить «длинные» деньги в развитие бизнеса, работая с минимальной маржой в долгосрочном периоде, для чего у компании ВИРТ нет финансовой возможности.

2. Активация регулирующих органов может привести к серьезным последствиям вследствие слабой политики правового поддержания бизнеса.

3. Появившиеся возможности на рынке (в сфере торговых площадей и рекламных ресурсов) могут занять конкуренты т.к. компании не охватывает 100% эти сфера, что приведет к увеличению их доли на рынке.

4. Новый конкурент или существующий на рынке может усовершенствовать форму торговли, опередив компанию ВИРТ.

5. Вероятны проблемы с поставками товара, в случае изменения работы основного поставщика по кредитной линии. Т.к. поставщики слабо дифференцированы – возможен перебой с наличием товара, кроме того возможен финансовый стопор в случае если поставщик потребует закрытие кредиторской задолженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА ПРИ РАБОТЕ С ЦЕЛЕВЫМ РЫНКОМ. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

             

Как было отмечено в анализе поведении потребителей, на рынке компании ВИРТ потребитель при принятии покупательского решения апеллирует двумя брэндами – Брэндом товара к-ый он покупает и Брэндом магазина где он покупает. Это связано с тем, что в конечном счет над «производством» товара работают 2 субъекта – производитель (vendor) и продавец (retail). Продавец нагружает товар сопутствующим сервисом, к-ый приносит покупателю свои выгоды. Таким образом, ключевым атрибутом товара, продаваемого на полках магазина ВИРТ – является синергия брэндов производителя и торговой точки. Поэтому работа над брэндом компании ВИРТ является главенствующей в стратегии маркетинга фирмы.

              Само название ВИРТ было зарегистрировано в 2003года, одновременно с началом функционирования компании на рынке. На начальном этапе компании преследовала производственные цели, работая только с технико-экономическими характеристиками продаваемых товаров. 2006г. стал знаменателен разработкой новой маркетинговой стратегии, в рамках который было принято однозначное решение о серьезной работе над брэндом ВИРТ.

Целью ребрэндинга устанавливалось повышение узнаваемости магазинов, наделение его такими покупательскими ценностями и ожиданиями как:

1.      Покупатель покупая компьютер, покупает не технические характеристики компьютера, он ждет от него полезного результат в виде: помощи в учебе, возможности играть в современные игры, работать дома с цифровым материалом, иметь доступ в интернет. Т.е. для покупателя компьютер – это средство, а характеристики компьютера – это характеристики средства, показывающие насколько эффективно компьютер может достичь своей цели.

2.      Среднестатичстический покупатель не разбирается во всех тонкостях технических характеристик компьютера, при анализе его свойств покупатель иррационален, он апеллирует к узким раскуренным показателям (двухъядерный процессор, 2Gb оперативной памяти и проч.) считая их прямым показателем качества работы компьютера (хотя это не так).

3.      Для покупателя компьютер – это сложное техническое устройство. У покупателя есть страх перед его поломкой. Поэтому покупателю очень важно быть уверенным в надежности техники и простоты ее обслуживания.

4.      Покупатель не рассматривает компьютер и программное обеспечение отдельно. Т.е. для покупателя важен конечный результат работы компьютера за счет использования на нем программ. Его не интересует, почему например не работает программа – то ли это компьютер, то ли это программа. Покупателю нужен комплексный сервис, решающий проблему, а не первородящий ее на другого субъекта.

 

Сегментирование.

              Описывая поведение покупателей и их ожидания от совершаемых сделок, мы пользовались условным покупателем, представляющим статистическое большинство. Компании ВИРТ в 2006г приняла стратегию, расширяющую как спектр своего предложения, так и сегмент присутствия на рынке. Для достижения этой цели была необходима сегментация потребителей, для того чтобы максимально охватить планируемый сегмент рынка. По сей день, в компании приняты следующие сегменты потребителей на розничном рынке компьютерной техники:

1. Домохозяйства (потребители представляющие семью) со среднедушевым доходом ниже среднего уровня (<10тр) на человека. Это самый широкий сегмент потребителей. Ценностью таких семей является образование детей. Поэтому компьютер рассматривается как ключевой инструмент для повышения образования, на покупку компьютера средства из семейного бюджета откладываются в приоритетном порядке. Такие покупатели как правило рациональны при совершении покупки, они щепетильно относятся к характеристикам компьютерной техники и обычно привлекают стороннего специалиста при покупке. Для таких покупателей ключевым атрибутом являются технико-экономические показатели компьютера.

 

2. Покупатели со средним и вышесреднего доходом. Это потребители преследующие, прежде всего при покупке имиджевые цели. Они как правило, покупают технику удовлетворяющую самым последним направлениям технологий. Такой покупатель иррационален в своем выборе. Покупка совершается в день прихода покупателя в магазин, для него важны: брэнд товара и магазина, качество обслуживания в магазине, цена. Цена, нужно заметить, для такого покупателя имеет даже больше значение, чем для первого сегмента.

 

3. Покупатели с низким доходом. Это как правило домохозяйства из района. Они представлены большими семьями, преследуют те же цели что и первый сегмент. Но в отличие от семей со средним доходом они не имеют возможности привлечь специалиста при покупке техники, поэтому апеллируют при покупке к брэнду товара и магазина и доверительному отношению сейлз менеджера.

 

4. Профессиональные потребители. Специалисты, разбирающиеся во всех тонкостях компьютерной техники. Такой потребитель скептически относится ко всем рекламным предложениям, рассчитанным на среднестатистического потребителя. Т.к. такие предложения допускают определенные обобщения и упущения, чтоб быть более понятными, специалисты же находят в этом подвох. Работа с таким покупателем отличается от подхода к первым 3-м сегментам. Для специалиста важен, прежде всего брэнд покупаемой техники, ему не важен магазин и сервис, который предоставляет магазин. Поэтому для этого сегмента является идеальным предложение товара с минимальным соотношением брэнд/цена, причем этот сегмент не требует дорогих рекламных сообщений, он находит продавца сам при условии минимизации вышесказанного соотношения. Сегмент профессиональных покупателей очень важен для магазина, не смотря на то что маржа в этом сегмента самая минимальная. Дело в том, что представители этого класса потребителей являются лидерами мнений в других сегментах рынка. Поэтому лояльное мнение профессиональных потребителей является залогом успеха в других сегментах покупателей.

Информация о работе Маркетинговые исследования компьютерного рынка