Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:59, курсовая работа
Цель и задачи исследования. В соответствии с предметом исследования ставится цель: на основе социально-философского анализа выявить системную сущность и особенности манипулирования сознанием.
Для осуществления поставленной цели предлагается решение следующих задач:
определить систему основных понятий, используемых в теоретических исследованиях манипулирования сознанием, и дать им обобщённое социально-философское определение;
- провести сравнительный анализ существующих подходов к проблеме манипулирования сознанием;
- исследовать особенности манипулирования сознанием в условиях
современной действительности;
Ведение…………………………………………………………………………….4
Раздел 1 .Термин «манипуляция сознанием»
1.1 Происхождение термина «манипуляция»………………………………......8
1.2 Формирование понятия «манипуляция»……………………………………9
1.3 Формирование коитериев…………………………………………………..12
1.4 Признаки манипуляции…………………………………………………….15
1.5 Понятие манипуляции……………………………………………………...16
Раздел 2. Субъект и объект манипуляции………………………………..19
Раздел 3. Культурно-историческая эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………23
Раздел 4. Социальная эволюция тайного принуждения личности…………………………………………………………………………31
Раздел 5. Эволюция представлений о способах тайного принуждения личности………………………………………………………..33
Раздел 6. Общественное сознание
6.1. Понятие общественного сознания…………………………………………35
6.2. Структура общественного сознания……………………………………….37
Раздел 7. Предпосылки манипуляции
7.1 Культурные предпосылки манипуляции…………………………………...43
7.2 Манипулятивная природа социума………………………………………...45
7.3 Множественная природа личности…………………………………………50
Раздел 8. Основные мишени манипулятивных воздействий……………………………………………………………………...52
Раздел 9. Методы манипуляции общественным сознанием…………….56
Раздел 10. Манипулятивные возможности СМИ
10.1 Средства массовой информации как главный инструмент для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание…………………………………………………………………………..68
10.2 Главные методические приемы, которые повышают эффективность прессы в манипуляции сознанием……………………………………………...69
10.3 Средства массовой информации : манипулятивная семантика и риторика………………………………………………………………………….74
Раздел 11. Защита от манипуляции
11.1 Психологическая защита личности: определение понятия…………….82
11.2 Защитные механизмы психики…………………………………………...86
11.3 Система психологической защиты личности……………………………91
Раздел 12. Пассивность — конечная цель манипулирования сознанием………………………………………………………………………..96
Заключение………………………………………………………………..…….99
Библиографический список…………………………………………………102
6. Осталось обсудить 11-й
критерий — именно тот,
Следует отметить, что предложенный
критерий лишь на первый взгляд бросает
вызов привычным
Что касается еще одного
критерия — указания на мастерство
и сноровку, необходимых для успеха
манипуляции, то остается лишь констатировать,
что применительно к
1.4 Признаки манипуляции
Если выписать те определения,
которые дают авторитетные зарубежные
исследователи явления
Одной из первых книг, прямо
посвященных манипуляции
Итак, во-вторых, манипуляция
- это скрытое воздействие, факт которого
не должен быть замечен объектом манипуляции.
Как замечает Г.Шиллер, «Для достижения
успеха манипуляция должна оставаться
незаметной. Успех манипуляции
В-третьих, манипуляция - это
воздействие, которое требует значительного
мастерства и знаний. Встречаются, конечно,
талантливые самородки с мощной
интуицией, способные к манипуляции
сознанием окружающих с помощью
доморощенных средств. Но размах их действий
невелик, ограничивается личным воздействием
- в семье, в бригаде, в роте или
банде. Если же речь идет об общественном
сознании, о политике, хотя бы местного
масштаба, то, как правило, к разработке
акции привлекаются специалисты
или хотя бы специальные знания,
почерпнутые из литературы или инструкций.
Поскольку манипуляция
Еще важный, хотя и не столь очевидный признак: к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам . Манипуляция - это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера. Влюбленная женщина может вести очень тонкую игру, чтобы разбудить ответные чувства - воздействует на психику и поведение покорившего ее воображение мужчины. Если она умна и терпелива, то до определенного момента она проводит свои маневры скрытно, и намерения ее «жертва» не обнаруживает. Это - ритуал любовных отношений, конкретный образ которого предписан каждой культурой. Если речь идет об искренней любви, мы не назовем это манипуляцией. Иное дело - если хитрая бабенка решила окрутить простофилю. Беда в том, что различить эти два случая непросто.
1.5 Определение манипуляции
Итак, мы получили пять групп признаков, в каждой из которых выделен обобщенный критерий, претендующий на то, чтобы войти в определение манипуляции: 1) родовой признак — психологическое воздействие, 2) отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей, 3) стремление получить односторонний выигрыш, 4) скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленность), 5) использование (психологической) силы, игра на слабостях. Кроме того, еще два критерия оказались несколько обособленными: б) побуждение, мотива-ционное привнесение и 7) мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.
Как уже указывалось, понятие
силы не может служить дифференцирующим
признаком, поэтому в определение
включаться не будет. Ради сокращения
определения манипуляции
Одно из обязательных элементов определения — указание на родовую принадлежность понятия. Поэтому в нашем случае необходимо указать, что манипуляция является видом психологического воздействия. (Более подробно о психологическом воздействии речь пойдет чуть ниже.)
Основной сущностный признак
манипуляции ранее обозначался
как стремление манипулятора к получению
одностороннего выигрыша. Этот критерий
оказался неудобным в работе, поскольку
регулярно вставала проблема относительности
определения характера
Как уже отмечалось, Дж. Рудинов
оказался единственным среди обсуждаемых
авторов, который обратил внимание
на центральную роль в манипуляции
мотивационного влияния на адресата.
Необходимо подчеркнуть, что под
мотивированием он понимает привнесение
дополнительного побуждения в контекст
желаний адресата, навязывание мотивационной
«нагрузки», в конечном итоге (видо)изменяющее
его первоначальные намерения. Другими
словами, манипуляция возникает
тогда, когда манипулятор придумывает
за адресата цели, которым тот должен
следовать, и внедряет их в его
психику. Может быть вместо «цель» здесь
лучше говорить о намерении, о
проекте активности и пр. — в
любом случае важно подчеркнуть
то, что замысел возникает у
манипулятора, а затем с помощью
разного рода ухищрений этот план
так передается адресату, что тот
принимает его как свой. Близкие
идеи содержатся в той части определения
Г. Шиллера, где говорится о
Поскольку обязательным условием
действенности манипуляции
Итак, можно вывести следующее определение.
Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Разумеется, конкретные слова
оказываются не вполне точными. Поэтому
можно предложить и иные формулировки
— в том числе упрощенные —
определения межличностной
Манипуляция — это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент.
Манипуляция — это психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им.
Манипуляция — это психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий.
Манипуляция — это искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели.
В практических целях иногда удобнее пользоваться непосредственно метафорой: манипуляция — это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.
2. Субъект и объект манипуляции .
Субъект манипулирования
— лицо или группа лиц, в интересах
которых осуществляется манипулирование.
Как правило, субъекты манипулирования
составляют от 1 до 3% населения. К ним
примыкают до 20% “информированной”
аудитории, владеющей верной интерпретацией
сведений и понимающей, что происходит.
Именно из этой аудитории рекрутируются
медиаторы, группы давления и поддержки,
люди, оказывающие обратное влияние
на субъектов манипулирования. Динамика
и характер общества во многом зависят
от этих двух групп (данное обстоятельство
только усиливается в переходные
периоды). Личностные характеристики субъектов
манипулирования существенно
Субъекты манипулирования
прежде всего должны прекрасно владеть
формами вербального
Наиболее прочную базу
субъектов манипуляции
Объекты манипуляции — ведомое большинство.
Усложнение общественной
жизни, усиление ее противоречивости,
неравномерное распределение
Следует особо подчеркнуть, что в современном обществе только 60% людей интересуются политикой, а 25% вообще аполитичны. Поэтому манипуляция достигает наибольшей эффективности тогда, когда она имеет не ярко выраженную политическую окраску, а ориентируется на нарочито заземленные повседневные интересы масс, с чем связан успех популистских методов воздействия. Кроме того, из этого следует, что только около 10-16% населения могут принимать участие в выработке и принятии решения. Именно такое положение дает возможность говорить о манипулировании широкими массами, общественным мнением.
Преодолеть такое положение можно, повышая политическую культуру масс, степень их гражданской зрелости и активности, образовательный уровень народа.[7]
Информация о работе Манипуляция сознанием : история, теория, практика