Рассмотрим основные элементы
электронного PR[19].
- Электронная почта. Она стала наиболее распространенным инструментом и общения. Все в большем числе организаций электронная почта, доставляемая в режиме реального времени, заменила традиционные печатные публикации и факсимильные технологии, поскольку она считается мгновенным средством доставки информации. Разновидность электронной почты – интранеты и внутренние веб-сайты – являются еще одним развивающимся феноменом.
- Интернет-сайты. Другим быстро развивающимся направлением использования Интернета PR-профессионалами является создание и поддержание самих организаций, а также их продуктов. Сайт позволяет человеку или организации гибко и свободно получать новости и извлекать информацию без посредников. Сейчас создаются PR агентства, специализирующиеся на создании «победных сайтов».
- Онлайновые связи со СМИ. Помимо создания сайтов PR-специалисты используют Интернет для общения со СМИ. Все большее число журналистов обращаются к Интернету как к основному источнику информации об организациях. Многие журналисты общаются со своими PR-информаторами через электронную почту. Это особенно актуально для сферы высоких технологий. И наконец, растущее число онлайновых версий основных печатных изданий и развитие отрасли электронных журналов расширяет возможности для популяризации и роли в ней PR-специалистов.
- Онлайновый мониторинг. Легкий доступ к Интернету создает для PR-специалистов также и некоторые проблемы, связанные со сложностью отслеживания негативных комментариев и даже угроз, направленных на их организации. Преобладание «фальшивых сайтов», негативно высказывающихся об организации, заставляет PR-специалистов постоянно следить за этими сайтами, их чатами и дискуссионными группами.
- Продвижение продуктов. Возможность непосредственного доступа к клиентам и потребителям – еще одно из преимуществ Интернета. В этой области PR поддерживают интегрированные маркетинговые усилия Интернета.
- Связи с инвесторами. Прямая связь с инвесторами и потенциальными инвесторами – еще одна сложность для PR-специалистов. Дело в том, что Интернет позволяет инвесторам проверять деятельность организаций ежедневно, что заставляет компании усиливать свои действия в области общения со своими акционерами.[19]
Появляется также такое
понятие, как PR 2.0. Если PR – это связи
с общественностью, то PR 2.0 – связи с
общественностью в электронной среде.
Сообщество интернета неоднородно, оно
подразумевает разделение на группы –
по интересам, по возрастам и по многим
другим признакам. Между этими группами
всегда есть какая-то связь, и задача PR 2.0 – влиять
на эти связи. Способов влияния у электронного
пиара множество. Всегда можно общаться
напрямую с целевой аудиторией – со страниц
сайта, в сообществах и группах, по электронной
почте и многими другими методами.
Преимущества PR 2.0 перед обычным
PR – очевидны:
- Постоянная связь с аудиторией. Интернет не закрывается на профилактику, сайты работают постоянно и люди общаются без перерыва! Вы всегда можете быть на связи с аудиторией.
- Быстрота реакции. Интернет – среда реального времени. Вы можете реагировать на происходящие события прямо по мере их свершения.
- Аудитория – весь мир. В интернете исчезают все границы и расстояния. Вы можете одинаково общаться с людьми из своего города и с клиентами из Австралии.
- Обратная связь. Как только совершается какое-то действие –сразу можно получить мнение общества на этот счет – нет необходимости проводить исследования или ждать результатов. Все результаты – мгновенны!
- Экономичность. В мире масс-медиа PR считается куда более рентабельным чем обычная реклама. А PR 2.0 – даже рентабельнее простого пиара. Здесь нет затрат на рекламные носители, на типографские услуги, транспорт и исследования – при грамотно выстроенной кампании затраты на PR 2.0 могут быть в тысячи раз меньше рекламных кампаний!
Цель PR 2.0 – не просто
привести пользователей на сайт или подписать
их на рассылку. Его задача – построить
хорошие отношения с пользователем, чтобы
он сам хотел сделать все, что требуется.
Возможности PR 2.0 – безграничны
и применимы практически к любому виду
деятельности, имеющему представительство
в сети.[29]
Также стоит различать онлайновый
(в режиме реального времени) и
офлайновый e-PR. Самое значительное различие
между ними заключается в том, что в реальном
мире PR зависит от посредника или проводника,
в роли которого, как правило, выступает
журналист. Когда необходимо обратиться
к своей аудитории через традиционные
средства информации, то приходится выбирать
между двумя не совсем удачными способами
общения:
1. Рассылать журналистам пресс-релизы
или прочие материалы в надежде
на то, что он или она заинтересуется
тем, что вы хотите сказать.
2. Тратить деньги на рекламные
площади.
В Интернете можно обойти обе
эти альтернативы и общаться со своей
аудиторией напрямую с помощью веб-сайта,
электронной почты и дискуссионных групп
по интересам.
Мэт Хейг наделяет Интернет рядом
преимуществ:
• Постоянная связь. Интернет никогда
не спит. Он позволяет быть на связи
с людьми 24 часа в сутки, 7 дней в неделю,
365 дней в году.
• Мгновенный ответ. Можно мгновенно
реагировать на возникающие вопросы и
на изменения рынка с помощью Интернета.
• Глобальная аудитория. Когда находишься
в режиме он-лайн, все географические преграды
исчезают. Можно за одни и те же деньги
общаться с клиентами в Сингапуре,
инвесторами в Саудовской Аравии и с журналистами
в Сан-Франциско.
• Знание аудитории. В силу интерактивности
Интернета имеется постоянная обратная
связь со своей аудиторией. При этом отпадает
необходимость строить догадки, так как
он помогает понять, что требуется аудитории.
• Двухсторонняя связь. Главной целью
PR является выстраивание двухсторонней
связи между организацией и связанной
с ней общественностью, поскольку помогает
установить крепкие и взаимовыгодные
отношения. В реальном мире эта возможность
редка, поскольку традиционные средства
информации ограничивают участие аудитории,
оставляя ей роль пассивных наблюдателей.
В Интернете двухсторонняя связь становится
возможной благодаря тому, что аудитория
может свободно общаться с вами и с вашим
бизнесом.
• Рентабельность. В то время как
в реальном мире PR с точки зрения
финансовых затрат продуктивнее, чем просто
реклама, то e-PR экономически еще более
эффективен, поскольку отсутствуют затраты
на канцелярские принадлежности и печать.
Более того, расценки на Интернет становятся
все ниже и экономическая эффективность
e-PR возрастает [24].
Электронный PR состоит из трех основных
частей:
1. Web-PR, который включает:
• интерактивные сайты, предоставляющие
пользователю услугу FAQ -«быстрых вопросов
и ответов»;
• веб-конференции, проходящие в различных
формах: и текстовых, и аудиальных, и визуальных
[9, 22];
• веб-презентации, представляющие собой
интерактивные каталоги, доступные в Сети.
2. Net-PR, который включает:
• электронную рассылку пресс-релизов.
Такой пресс-релиз может быть не только
текстовым документом, но и аудио- и видеофайлом,
рисунком, посланным по электронной почте
как вложение;
• различные чаты, форумы (очень полезен
способ коммуникации, когда все видят
высказывания всех);
• виртуальные организации в Интернете.
3.Online-PR — самое интересное и
перспективное средство Интернета.
К online-PR относятся:
• возможность онлайнового доступа к оффлайновой
информации. Например, статьи из газет
на сайте;
• онлайновое информирование с помощью
сетевых информационных ресурсов;
• электронная интерактивная база данных,
доступная через Сеть. Online-PR позволяет
специалистам гарантированно доставлять
свою информацию целевой аудитории. Поэтому
все возрастающее число российских компаний
стремится использовать Интернет, как
эффективное средство PR и рекламы [15].
Под эту категорию попадает более
2/3 заложенных в Сеть данных. Безусловно,
этому способствуют огромные преимущества,
предоставляемые Интернетом, к которым
причисляют следующие:
1. Быстрый и дешевый выход на международный
рынок без открытия представительства
в каждой стране [18]. Уже сегодня Россия
может осуществлять PR-кампании посредством
сети Интернет в 150 странах мира. Новые
технологии меняют характер PR-деятельности,
делая PR более открытым для общественности.
Интернет позволяет, например, той или
иной компании оперативно и на глобальном
уровне обратиться к потенциальному потребителю
с самой разнообразной информацией [8,18,22].
2. Интернет работает 24 часа в сутки, что
особенно важно для кризисных PR [14].
3. В Интернете можно изменять содержание
информации столько раз, сколько необходимо.
К примеру, если по ходу кампании необходимо
внести корректировки, то они могут быть
сделаны на любом ее этапе [16].
4. Сокращение расстояния между PR-специалистами
и их аудиторией [13].
5. Возможность получения, распределения,
хранения громадных объемов информации,
а также их ускоренная обработка.
6. Интернет облегчает процесс взаимодействия
как для клиентов, так и для самих PR-специалистов.
7. Средства сети Интернет позволяют проводить
PR-акции в режиме реального времени. Вот
пример того, как компания может провести
акцию по связям с общественностью. На
форуме в Интернете был представлен Swiss
Air. Его приход был заранее анонсирован
на «Яндексе», и люди могли оставить в
форуме свои вопросы. Представитель разговаривал
с людьми в режиме реального времени, с
теми, кого интересовала его компания.
В подобных акциях принимают участие и
представители политических кругов, руководители
крупных предприятий и фирм, известные
артисты, музыканты, певцы. «Живое» общение
позволяет не только поделиться полезной
информацией, но и понаблюдать за непосредственной
реакцией заинтересованных людей [8, 20].
8. Через Интернет возможен анализ PR-деятельности
конкурентов.
Российский электронный
PR имеет ряд особенностей по сравнению
с другими странами, а точнее некоторые
проблемы:
- одной из актуальных проблем является недостаточное развитие в России самой сети Интернет как эффективнейшего средства передачи и обработки информации [6]. Россия по удельному весу в мировом компьютерном парке в середине 90-х гг. занимала 16-е место, а по количеству на душу населения — 34-е, значительно уступая промышленно развитым и новым индустриальным странам. По таким показателям, как суммарная мощность на душу населения, в середине 90-х гг. она занимала соответственно 18-е и 30-е места в мире [1]. Наибольшее число пользователей в России сосредоточено прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, в меньшей степени в других городах. С работы в Интернет выходят 61% пользователей, из дома — 59% [10]. По оценкам специалистов (количественные оценки различных организаций, занимающихся изучением Интернета в России, достаточно разнятся друг от друга), число пользователей Интернета в России увеличилось с 1,5 -3млн. человек в 1999 г. до 7,5—11,4 млн. человек в 2001 г. Активных пользователей где-то в два раза меньше. Из них в Москве в 1999 г. проживало порядка 25%, в Петербурге — 12%, на Урале —12%, в Поволжье — 10%, в Западной Сибири — 8%. По другой оценке, в 2001 г. на Москву приходилось 53—42% пользователей Интернета, на Санкт-Петербург — 13—19% [10]. Среднероссийский пользователь Интернета очень сильно отличается от среднестатистического жителя России. В первую очередь по уровню благосостояния, уровню образования, технической подготовки; он скорее всего относится к категории новаторов. Так, средний доход российских Интернет-пользователей составляет 903 евро. Более трети пользователей (38%) имеют очень низкий для Европы доход — менее 500 евро [17]. На начало 2001 г. в России эксплуатировалось более 4 млн компьютеров, отвечающих требованиям Интернета. Объем компьютерного рынка оценивался примерно в 1 млрд долл. По прогнозам специалистов, уже к 2003 г. в стране будет 9—10 млн компьютеров, а число пользователей услугами Интернета в России к 2005 г. может возрасти до 6 млн и к 2010 г. — до 26 млн, при этом уровень интернетизации страны достигнет 18%.
Таким образом, очевидно, что
в ближайшее десятилетие России
не удастся сократить разрыв с
передовыми странами по степени развития
информационных технологий и возможности
доступа к мировым информационным
ресурсам [1].
- долгое время отечественные компании сталкивались с проблемой информационного дефицита, так как процессы информационного обеспечения развиваются в России более медленными темпами, чем в странах с более развитой экономикой [1].
- в отличие от Запада, где главное в PR-кампании — конкретность и ориентация на конечный результат, в России часто работают на процесс, как правило, не отвечая за результат [4]. При проведении PR-кампаний с помощью Интернета данная проблема лишь усугубляется. Особое внимание необходимо уделять тому, есть ли рост узнаваемости или нет, растет коэффициент репутации или нет. В настоящее время данные задачи помогают решить рейтинги, которые становятся не только инструментом маркетинга и планирования, но и инструментом формирования имиджа, так как несут информацию о статусе фигуранта рейтинга относительно конкурентов. Это заставляет живо интересоваться результатом и работать над повышением рейтинга. Таким образом, рейтинг выступает как способ оценки эффективности PR-деятельности [5].
- западный PR не ставит сверхзадач в отличие от российского, который всегда стремится к мировой экспансии. Особенностью России является то, что для нее характерен высокий эмоциональный настрой на прорыв. Несомненно, это очень важно: прорыв обеспечивает движение, но в первую очередь необходимо обращать внимание на разрешение проблем на более мелком уровне.
- PR в России прежде всего средство борьбы за власть. Это же относится и к электронному PR. На сегодняшний день политический консалтинг превратился в весьма доходную сферу бизнеса. По подсчетам экспертов, 60—70% заказов в агентствах приходится на политические PR. В этом одно из существенных отличий российского рынка от западного, где лидируют финансовые и кризисные PR [6].
К серьезным проблемам
развития электронного PR следует отнести
распространение «черного» PR. Интернет
предоставляет широчайшие возможности
по «вбросу» компромата, распространению
«черного» PR . Политические скандалы все
чаще провоцируются компьютерными
версиями [7] .
- в экономическом секторе PR заметно уступает рекламе и в целом маркетингу, так как уровень и востребованность бизнес-PR напрямую зависят от стабильности отечественного экономического рынка [3].
- зачастую электронный PR в России представляет собой лишь электронные версии уже существующих проектов. PR в Интернете следует рассматривать как дополнительное эффективнейшее средство к комплексу мероприятий PR-кампании. Среди обилия информации в Интернете главное — не затеряться в просторах Сети. Выполнению этой цели могут служить различные факторы воздействия: анимация, звуковое сопровождение, которые концентрируют внимание пользователя на необходимых аспектах. Звуковое сопровождение воздействует на подсознание, ненавязчиво формируя настроение и удерживая пользователей на страничках. Поэтому главными требованиями для PR-кампаний в Сети выступают: