Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:24, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что связи с общественностью сегодня одна из самых интересных и динамично развивающихся профессий. Современное общество с трудом может обходиться без постоянного потока информации, средств коммуникации между людьми. Именно поэтому так быстро растет популярность специалистов по связям с общественностью, рекламных агентов и других профессий, связанных со сферой, коммуникаций, управления и прогнозирования.
Введение……………………………………………………………………3
I. История зарождения PR.
1. Анализ развития PR в античности и Средние века……………………………..5
2. Зарождение основ профессии "паблик рилейшнз" в Америке. Связи с
общественностью в Новое время …………………………………………….....12
3. XX век: рождение и развитие формальных PR …………………………...…….22
II. Глобализация PR как профессиональной системы.
Анализ PR в мировой системе……………………....………………………..31
Интернет как среда и инструмент реализации PR…………………………..37
Заключение………………………………………………………………..49
Список использованной литературы……………………
Годы Второй мировой войны придали новый импульс развитию PR как профессиональной деятельности. В это время, прежде всего, активно развивались правительственные PR. Меры по жесткому государственному регулированию отношений между трудом и капиталом (признание юридического статуса профсоюзов), достигнутое взаимное обязательство рабочих (избегать забастовок), соглашение правительства со СМИ о введении некоторых элементов цензуры - все это требовало серьезной работы по информированию общественности и разрешению конкретных ситуаций с весьма разнообразными целевыми группами.
Важную роль в этом сыграла деятельность созданного в США Военного рекламного совета, в задачи которого входили информирование общественности обо всех аспектах военной деятельности, поддержка действий правительства и его положительного имиджа внутри страны и за границей, поддержка сотрудничества индустриального сектора и общественности, создание "единого потока" военной информации под контролем правительства. Первым директором Комитета военной информации назначается Э. Дэвис - весьма известная фигура в истории PR и журналистики. В 1943 году военные открывают собственное Армейское агентство новостей.
Войны вообще и Вторая мировая в первую очередь являются главным стимулом быстрого развития PR, причем не только в США, но и в Великобритании, Германии, Франции, других странах. Например, С. Блэк считает, что "именно работа в армейских службах и Министерстве военной информации подготовила для Великобритании множество PR-специалистов, которые после войны решили делать карьеру в данной сфере"[4].
Первые службы "внешних отношений"
появились после войны во французских
госструктурах и частных
Хотя развивающаяся в Европе PR-деятельность находилась под сильным влиянием американских методик, после войны здесь начали постепенно формироваться собственные научные школы паблик рилейшнз. Так в период "немецкого экономического чуда" 50-х годов усилилось внимание к PR немецких специалистов. В Германии складывалась особая концепция паблик рилейшнз, трактовавшая их как инструмент интерпретации и интеграции, с помощью которого можно обеспечить постоянное взаимодействие в политической, экономической и социальной сферах и сдержать так называемый эффект отчужденности людей.
Чумиков А.Н. отмечает, что "фактическому распространению PR в международном пространстве в послевоенный период сопутствует и ряд значимых формальных событий в сфере связей с общественностью:
- Р. Харлоу основывает в 1945 году журнал Public Relation Journal;
- в результате слияния региональных PR-ассоциаций в 1948 году образуется Public Relations Society of America(далее PRSA);
- Международная торговая
палата учреждает Комиссию по
связям с общественностью (
- PRSA разрабатывает первый Этический кодекс PR(1954);
- в Лондоне создается Международная ассоциация PR (далее IPRA), официально принимается ее устав, избирается Совет IPRA (1955);
- IPRA принимает Кодекс профессионального поведения и этики PR (1961)"[23].
Происходит
дальнейшая профессионализация
и институционализация PR-
Вместе
с тем, в этот период
- разработка комплекса
мер, которые позволят
а) дополнение и изменение кодексов профессиональной этики , прежде всего PRSA и IPRA, принятие новых национальных и международных документов (Европейского лиссабонского кодекса профессионального поведения в области PR);
б) попытки лицензировать PR-практику;
- ухудшение отношений с традиционно основным каналом коммуникации с общественностью - СМИ;
- новая экспансия рекламы и маркетинга в PR;
- переход от внешнего
консультирования к принятию
самостоятельных решений в
- интернационализация и глобализация PR, выход их за национальные рамки" [23].
Весьма активно формировался и российский рынок PR.Он вбирал в себя, с одной стороны, особенности агитации и пропаганды советского периода, с другой - зарубежные методики PR-технологий. В конце 80-х - начале 90-х годов создаются первые отечественные PR-агентства: "Никколо М", "Имиджленд ПР", "Имидж-контакт".
В 1991 году образована Российская Ассоциация по связям с общественностью (далее РАСО), являющаяся с 1997 года членом Европейской конфедерации PR и активно сотрудничающая с IPRA. Спустя 10 лет РАСО насчитывала в своих рядах около 100 организаций - профессиональных PR-агентств, коммерческих, государственных и общественных структур, вузов.
С 1992 года на факультете
С 1996 года начинает выходить
первый профессиональный
В 1997 году учреждается Национальная премия в области развития связей с общественностью "Серебряный лучник", которая по существу, становится первым сертификатом качества PR-услуг на отечественном рынке. Спустя три года у "Серебряного лучника" появляется "младший брат" - Всероссийская премия студенческих работ в области связей с общественностью "Хрустальный апельсин".
С 1999 года проводятся ежегодные выставки "PR, консалтинг, выборные технологии".
В 1999-2002 годах составляются
В 2001 году создается общественный
Комитет по сертификации, который
начинает проводить процедуру
добровольной сертификации PR-
PR в России перестали быть только московскими, что было характерно для первой половины 90-х годов: выделился целый ряд центров региональной PR-активности (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск и др.). Российские PR стали полноценной частью международных, что выразилось, с одной стороны, в членстве в международных PR-ассоциациях, с другой - в том, что около десяти российских агентств по связям с общественностью интегрировались в международные сетевые PR-агентства, с третьей - в том, что иностранные PR- специалисты транснациональных компаний в России все более вытесняются российскими.
Итак, XX век явился временем окончательной профессионализации и институционализации связей с общественностью. XX век это сложный период для всего человечества, перенесший перевороты, революции, мировые войны. Но именно Первая и Вторая мировые войны явились главным стимулом быстрого развития PR. Кроме того, в данный период активное развитие характерно и для российских PR, которые довольно быстро и успешно прошли этап, когда на рынке соответствующих услуг доминировали зарубежные PR-агентства. Активность региональных PR-агентств, членство в международных PR-ассоциациях позволили российским PR заявить о себе как о достойном партнере зарубежных специалистов по связям с общественностью.
II. Глобализация PR как профессиональной системы.
Анализ PR в мировой системе.
Неотъемлемой составной частью развития системы паблик рилейшнз стала организация ассоциаций и объединений специалистов по связям с общественностью. В частности, "Общество паблик рилейшнз Америки" ведет свой отсчет с 1936 года, с момента образования ведущими практиками этой сферы Национальной ассоциации советников по PR. В 1948 году ассоциация слилась с другой профессиональной организацией, основанной в 1939 году, - Американским советом по вопросам паблик рилейшнз, создав Общество паблик рилейшнз Америки. Наконец, в 1961 году произошло очередное слияние последнего с еще одной национальной ассоциацией - Американской ассоциацией PR. Название осталось прежним - "Общество паблик рилейшнз Америки" (Public Relations Society of America). Это общество ныне насчитывает в своих рядах около 15 тыс. членов и имеет более 100 отделений в различных городах США. Оно тесно связано с могущественной организацией бизнеса - Национальной ассоциацией промышленников.
Помимо "Общества паблик рилейшнз Америки", являющегося организацией общенационального масштаба, в США существуют специализированные (отраслевые) ассоциации специалистов по PR, работающие в области образования, сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения и социального обеспечения, религии, спорта и пр. Эти отраслевые общества и ассоциации осуществляют исследовательскую работу, издают справочную и методическую литературу, проводят семинары, занимаются просветительской деятельностью. Собственные ассоциации PR создают также представители отдельных рас и национальных меньшинств.
По сравнению со США развитие профессиональной сиcтемы PR в других странах Запада активизировалось несколько позже. Конечно, это вовсе не означало, что методы и приемы, использовавшиеся для установления связей с общественностью, не учитывались отдельными фирмами, организациями или учреждениями тех или иных стран.
По мнению Почепцова Г.Г "в Великобритании Королевское управление по торговле, созданное в 1926 году, ставило своей целью с помощью плакатов, кинопродукции, выставок, прессы и радио "показать гражданам Великобритании, что "империя еще жива"[18]. В 1933 году впервые в Министерстве почтовой связи был создан отдел PR, который возглавил известный специалист этого дела Стефан Таллентс. Расширением культурных и просветительских связей с другими странами мира занимался Британский Совет, основанный в 1934 году. Накануне второй мировой войны в ряде министерств, в министерствах частности труда и здравоохранения, появились отделы PR. Целенаправленное налаживание связей с общественностью существенно ускорилось во время войны, особенно после возобновления деятельности Министерства информации. В послевоенные годы, когда усиливалась напряженность в отношениях между предпринимателями и рабочими, интерес корпораций Великобритании к PR еще более возрос. Однако такого масштаба развития, как в США, эта система в сфере бизнеса Англии не приобрела, оказавшись наиболее распространенной в деятельности государственных органов, институтов местного самоуправления и других некоммерческих сферах жизни.
В 1984 году в Великобритании начал свою деятельность Институт PR, заложивший фундамент этой профессии в стране и начавший подготовку специалистов-профессионалов по вопросам связей с общественностью. Огромную работу по упорядочению консультативной деятельности специалистов по связям с общественностью проводит сегодня профессиональная Ассоциация консультантов в области паблик рилейшнз Великобритании.
Подобные процессы становления
и развития национальных систем PR наблюдались
и в других странах Запада, в частности
в Канаде, Франции, Голландии, Германии,
Австрии, Греции, Испании, а в целом более
чем в 60 странах мира, где также созданы
национальные ассоциации PR.
В таких условиях очевидной стала потребность
координации деятельности национальных
ассоциаций на международном уровне. Идея
создания международной организации PR
родилась еще в 1949 году в Лондоне во время
частного совещания специалистов по вопросам
связей с общественностью Голландии и
Англии. Они пришли к выводу о необходимости
организации международного сообщества,
цель которого заключалась бы в содействии
повышению уровня профессионализма и
эффективности деятельности специалистов-практиков
сферы PR разных стран.
В следующем году под эгидой Голландской королевской международной торговой ярмарки и Голландского общества PR в Амстердаме собралась группа руководителей ведущих фирм Великобритании, Голландии, Франции, Норвегии и США, работающих в данной области. В результате дискуссии было принято заявление о необходимости создания Временного международного комитета, который сосредоточил бы внимание на международном обмене информацией, кооперировании деятельности и координации сотрудничества специалистов по связям с общественностью и в конечном итоге создал бы Международную ассоциацию PR.