Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:53, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть, как используется товарный знак в рекламе и как он охраняется.
Объектом моей работы является непосредственно товарный знак. А предметом выступает проблема его использования и защиты. Актуальность темы состоит в том, что в наше время роль товарного знака усиливается, и фирмы уже не могут выпускать какую-либо продукцию на реализацию, если перед этим товар не был соответствующе обозначен.
Введение 3
Глава 1. Использование собственного товарного знака 7
1.1 Регистрация товарных знаков 7
1.2 Исключительное право на использование товарного знака 10
1.3 Использование товарного знака в рекламе 14
Глава 2. Использование чужого товарного знака 19
2.1 Ответственность за нарушения исключительного права 19
2.2 Практическая часть 22
Список использованной литературы 27
Самым распространенным способом защиты, исходящим из нарушения описываемых прав, является «требование о прекращении незаконного использования товарного знака, которое часто сопровождается требованием об удалении с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения сходного с ним до степени смешения»33. Если же без причинения серьезного вреда товару это сделать нельзя, то правообладатель по закону вправе требовать уничтожения самого товара.
По статье 15 Гражданского
кодекса Российской Федерации вследствие
возникновения убытков у
Специальным способом защиты товарного знака является опубликование судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего. Такого рода публикации, текст, место и время опубликования, которое во избежание дальнейших споров должно быть определены самим судом, подлежит оплате нарушителем34.
Кроме того, ответственность за «незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб», нарушители могут понести ответственность по пункту 1 статьи 180 УК РФ:
налагается штраф в размере от двух тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
По пункту 2 той же статьи в отношении незаконного использования предупредительной маркировки товарного знака, зарегистрированного не на территории Российской Федерации, предполагается наказание в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
По 3 пункту 180 статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривается наказание в виде лишения «свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового» за описанные в первом и втором пунктах действия, которые совершаются «группой лиц по предварительному сговору или организованной группой»
2.2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Перейдем к примерам, иллюстрирующим, как на практике решаются вопросы нарушения исключительного права на товарный знак, какие споры возникают в процессе рассмотрения дела.
Первый пример иллюстрирует ситуацию, в которой решается вопрос об аннулировании товарного знака.
ФГУП «Кремль» подал жалобу в Роспатент на компанию SPI Group в связи с тем, что на бутылке Kremleyovskaya, которую выпускает данная компания, изображалась Спасская башня. В 2003 году SPI Group купила этот товарный знак за 60 миллионов долларов. ФГУП «Кремль» утверждали, что у потребитель может ассоциировать данный продукт с Московским Кремлем. Между тем, в России права на товарный знак "Московский Кремль" и любую "кремлевскую" символику принадлежат госпредприятию "Кремль"35. Компания SPI Group настаивала на том, что на бутылке стилизованно изображена «просто башня» и что она никак не связана с Московским Кремлем. Но в июне 2008 года Роспатент аннулировал регистрацию этого бренда.
В свою очередь компания обратилась в Арбитражный суд Москвы с требованием пересмотреть решение, принятое Роспатентом. Однако иск был отклонен, а Девятый арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Московского округа позднее поддержали решение столичного арбитража36.
После того, как Роспатент
аннулировал регистрацию
Высший арбитражный суд (ВАС) России не будет пересматривать решения нижестоящих инстанций относительно прекращения Роспатентом правовой охраны водочной торговой марки Kremlyovskaya. Коллегия из трех судей ВАС не стала передавать материалы дела в президиум для пересмотра37.
В следующем примере
Проводя мониторинг СМИ на территории республики Татарстан, Управление антимонопольной службы выявилось нарушение: ООО «Фирма «Еврострой» распространяло рекламные объявления, содержащих следующий слоган: «Один из крупнейших производителей пластиковых окон и дверей Поволжья Олимпийская скидка - 30% ...», и использовало пять переплетающихся колес, являющийся олимпийским символом.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»38 олимпийской символикой являются «наименования «Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи 2014», «Olympic», «Olympian», «Olympiad», «Olympic Winter Games», «Olympic Games», «Sochi 2014» и образованные на их основе слова и словосочетания»39, а также «огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы, символы и сходные с ними обозначения предыдущих и будущих Олимпийских игр»40. Помимо этого, к олимпийской символике относят произведения искусства, содержащие олимпийскую символику и ее элементы и служащие в качестве обозначения Олимпийских игр. Также пять переплетающихся колец как олимпийский символ охраняется на территории Российской Федерации, являясь зарегистрированным товарным знаком. Защиту символики осуществляет Оргкомитет «Сочи 2014», что считается его неотъемлемым правом и обязанностью.
Право на использование Олимпийской символики «Сочи 2014» имеют официальные партнеры, спонсоры, поставщики и лица, подписавшие лицензионный договор с Оргкомитетом «Сочи 2014». Передача прав на товарные знаки заинтересованным компаниям осуществляется на коммерческой основе за лицензионное вознаграждение41.
Незаконное использование
Олимпийской символики влечет за
собой привлечение к
Татарстанское УФАС России установило, ООО «Фирма «Еврострой» осуществляла использование олимпийской символики и зарегистрированных товарных знаков без заключения договора на их использование с АНО «Оргкомитет «Сочи 2014»42.
Было возбуждено дело и
12 октября 2010 года по факту нарушения Татарстанское
УФАС России привлекло ООО «Фирма «Еврострой»
к административной ответственности в
виде штрафа в размере 100 тысяч рублей43.
Еще одним примером может послужить
спор, возникший между ООО «03 Аптека» и
«Аптечная сеть Oз». Летом 2005 года «столичная
сеть "оз аптека" подала иск в Арбитражный
суд Москвы о защите прав на товарный знак
"оз аптека", который компания зарегистрировала
в Роспатенте. Причиной спора стало обозначение,
которое присутствовало на вывесках сразу
двух аптечных ритейлеров: у одного оно
читается как "ноль-три", у второго
- как "о-три"»44.
15 июня 2005 суд принял решение, по которому ООО «Аптечная сеть «Оз» было запрещено использовать обозначение «Оз» рядом со словом аптека, оно было обязано убрать это обозначение с наружной рекламы.
Как следует из материалов дела, была проведена экспертиза, которая показала, что "обозначения, используемые на вывесках 000 „Аптечная сеть 03", нельзя признать... сходными до степени смешения с товарным знаком „оз аптека""45.
Постановлением IX арбитражного суда от 28 марта 2006 г. решение суда первой инстанции было отменено, в иске отказано, т.е. было признано, что ООО «Аптечная сеть O3» не нарушает права ООО «03 Аптека». Высший Арбитражный суд в своем определении от 24.01.2007 г. №597/07 подтвердил позицию IX Арбитражного суда46.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы отметить, что роль товарного знака на сегодняшний день огромна. И если не заботиться о том, чтобы ваш знак был ярким, выразительным, отличимым от других, но в то же время простым, то ваш продукт может так и не стать никому известен, а значит и ваша фирма останется в стороне. Конечно, не стоит забывать про качество самого товара, это тоже характеризует вашу компанию, обеспечивает спрос продукции.
Также не нужно забывать о регистрации своего товарного знака, без нее вы не сможете обеспечить правовую защиту, либо это будет сделать крайне сложно.
В любом случае для того, чтобы ваш товарный знак приносил желаемый доход, вы должны будете вложить много сил, времени, и средств.
Именно товарный знак привлекает внимание в рекламе, вокруг него формируется рекламный текст. Также важно, чтобы товарный знак быстро запоминался, для этого он те только должен обладать всеми перечисленными свойствами, но и также часто «мелькать» перед глазами потребителей.
Хочется заметить, что важно
и нужно не только следить за качеством
продукции и отличительными характеристиками
товарного знака, но и следит за тем,
чтобы не нарушались ваши права в
отношении вашего товарного знака.
Ведь его незаконное использование
кем-то может нанести как
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность [Текст]: Учебник – 7-е изд, перераб. и доп. / Ю. Баженов, В. Шахурин – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и К°», 2004 – с.213
2 Панкратов Ф.Г. Указ.соч. – с. 226
3 Там же.
4 Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность [Текст]: Учебник – 7-е изд, перераб. и доп. / Ю. Баженов, В. Шахурин – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и К°», 2004 – с.227
5 Панктратов Ф.Г. Указ.соч с.215
6 Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) [Текст] : учебное пособие/ под ред. Н.М Коршунова. – М.: НОРМА, 2008. – с. 360
7 Коник Н.В. Товарные знаки и бренды [Текст] / П. Малуев, Т. Пешкова – М.: ООО “Журнал «Управление персоналом»”, 2006. – с. 96
8 Там же.
9 Там же.
10 Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность [Текст] : Учебник – 7-е изд, перераб. и доп./ Ю. Баженов, В. Шахурин – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и К°», 2004 – с.248
11 Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность [Текст]: Учебник – 7-е изд, перераб. и доп. / Ю. Баженов, В. Шахурин – М.: Издательско-торгавая корпорация «Дашко и К°», 2004 – с.249
12 Панкратов Ф.Г Указ.соч. с.250
13 Российская Федерация, Гражданский кодекс Российской Федерации [по состоянию на 20 апреля 2008г. с учетом всех последних изменений российского законодательства. в 4 ч.]. [Текст]. Ст.1491 – М.: , 2008
14
Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230 –ФЗ
- Часть 4\ Консультант Плюс [Электронный
ресурс]. - http://www.consultant.ru/
15
Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230 –ФЗ
- Часть 4\ Консультант Плюс [Электронный
ресурс]. - http://www.consultant.ru/
16 Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) [Текст]: учебное пособие / под ред. Н.М Коршунова. – М.: НОРМА, 2008. – с. 360
17
Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230 –ФЗ
- Часть 4\ Консультант Плюс [Электронный
ресурс]. - http://www.consultant.ru/
18 Там же.
19 Там же.
20 Там же.
21 Китайский В.Е. товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения [Текст]: Учебник / В.Е. Китайский – М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), Книжный мир, 2007. – с. 9
22
Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230 –ФЗ
- Часть 4\ Консультант Плюс [Электронный
ресурс]. - http: //www.consultant.ru/popular/
23 Там же.
24 Коник Н.В. Товарные знаки и бренды [Текст] / П. Малуев, Т. Пешкова – М.: ООО “Журнал «Управление персоналом»”, 2006. – с. 65
25 Суперанская А. Товарные знаки [Текст] Изд 2-е, испр. и доп. / Т. Соболева – М.: Книжный дом «Митроком», 2009. – с. 26