Виды административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Понятие и виды административного права

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и цели административного наказания 5
2. Классификация административных наказаний 8
2.1. Система административных наказаний…………………………………
2.2. Понятие видов административных наказаний 8
2.3. Основные и дополнительные административные наказания 10
3. Виды административных наказаний и их применение 12
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 65.22 Кб (Скачать)

До судебного решения  должностные лица органов исполнительной власти, реализующие установленные  законом полномочия, вправе изымать  у нарушителя вещи, документы, налагать арест на имущество, задерживать  транспортные средства и т.д. именно потому, что все эти меры, не являясь  санкцией за совершенное правонарушение, не влекут лишения имущества (автомашины, моторной лодки, охотничьего ружья  и т.д.). В момент такого изъятия  не могут считаться установленными ни само деяние, ни вина в его совершении. Эти обстоятельства требуют последующего рассмотрения и доказывания в  ходе надлежащей процедуры, особенности  которой зависят от характера  возможной санкции, поскольку ею определяется существо ограничений  прав, свобод и законных интересов. Изъятое имущество хранится до рассмотрения дела, затем, в зависимости от исхода дела, в установленном порядке  конфискуется или возвращается владельцу  либо уничтожается.

Конфискация охотничьего  оружия, боевых припасов, других дозволенных  орудий охоты или рыболовства  не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство  является основным законным источником средств  к  существованию.

 Лишение специального права заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом.

Предоставление специального права осуществляется в соответствии с установленными правилами. В настоящее  время в соответствии со статьями Особенной части КоАП РФ назначаются  лишение права охоты (ч. 1 ст. 8.37); лишение  права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3); лишение права управления воздушным судном (ст. 11.5); лишение  права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 и др.); управления автомототранспортными  средствами (ст. 12.8 и др.).

  Лишение права на управление автотранспортом и городским электротранспортом применяют судьи; права на управление тракторами, комбайнами и другими самоходными сельскохозяйственными машинами - органы госсельтехнадзора, на управление маломерными судами - органы государственной инспекции по маломерным судам МЧС. Право назначать административное наказание в виде лишения права охоты предоставлено органам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением правил охоты. В ст. 23.1 КоАП установлено, что лишение специального права назначается судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье.Лишение специального права назначается только судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторное нарушение, устанавливается  санкцией соответствующей статьи Особенной  части КоАП РФ.

Административный  арест - одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Условия отбывания этого наказания также строгие. Оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, закрепленного в ст. 22 Конституции РФ, а также права на свободу передвижения, предусмотренного ст. 27 Конституции. Такое ограничение, применяемое за серьезное правонарушение, согласуется с содержанием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотревшей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Назначаться это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Право назначения административного наказания принадлежит только судье.

Административный арест  заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Административный арест применяется в исключительных случаях и это указание адресовано правоприменителю в лице судей. Критерий для применения административного  ареста дается в конкретных статьях  КоАП РФ, содержащих соответствующие  санкции. Применение административного  ареста допускается, если по обстоятельствам  дела с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя применение других мер наказания, в  частности штрафа, будет признано недостаточным. В этом случае, если дело находится у органа, должностного лица, они передают его на рассмотрение судье.

Сроки наказания в виде административного ареста измеряются сутками. Поэтому если в санкции  статьи приводится только максимальный срок административного ареста, то наказание может быть назначено  в пределах от одних суток до высшего  предела, указанного в соответствующей  статье Кодекса.

Административное  выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства. Конституция РФ (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Понятие административного  выдворения как вида административного  наказания заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства  за пределы Российской Федерации  либо в контролируемом самостоятельном  выезде такого лица из Российской Федерации. В упомянутом выше Федеральном законе от 25 июля 2002 г. не приведено такое  определение, вместе с тем установлен порядок административного выдворения (ст. 34). Конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых  предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся в ст. 18.1 (ч. 2), 18.4 (ч. 2), 18.8, 18.10 (ч. 2), 18.11 КоАП РФ.

Административное выдворение как меру административного наказания  за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных  граждан и лиц без гражданства  как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

В случаях, когда в отношении  указанных нарушений Государственной  границы отсутствуют основания  для возбуждения уголовных дел  или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие  лица не пользуются правом получения  политического убежища, пограничные  органы задерживают их и в официальном  порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли  Государственную границу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором  Российской Федерации с этим государством, пограничные органы выдворяют их за пределы Российской Федерации  в определенных ФСБ России местах. О выдворении иностранных граждан  и лиц без гражданства за пределы  Российской Федерации из пунктов  пропуска через Государственную  границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено  договором Российской Федерации  с соответствующим государством.

 Административное выдворение  как вид административного наказания  следует отличать от такой  меры административного пресечения, как депортация (принудительная  высылка из Российской Федерации)  иностранного гражданина или  лица без гражданства в случае  утраты или прекращения законных  оснований для их дальнейшего  пребывания (проживания) в Российской  Федерации (см. ст. 1 и 31 Федерального  закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Постановления об административном выдворении выносятся судьями районных судов за нарушение правил привлечения  и использования в РФ иностранной  рабочей силы (ч. 2 ст. 18.10), нарушение  иммиграционных правил (ст. 18.11). Дела о  нарушении режима Государственной  границы РФ (ч. 2 ст. 18.1), нарушении  режима в пунктах пропуска через  Государственную границу РФ (ч. 2 ст. 18.4) и нарушении иностранным  гражданином или лицом без  гражданства режима пребывания в  РФ (ст. 18.8) рассматривают районные судьи  в случаях, если орган или должностное  лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судьи с учетом возможности применения административного  выдворения. Постановления об административном выдворении иностранных граждан  и лиц без гражданства за нарушение  режима Государственной границы  РФ и нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ вправе выносить также соответствующие должностные лица пограничных органов (ст. 23.10).

 Протоколы об административных  правонарушениях уполномочены составлять  должностные лица органов внутренних  дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов  (ч. 1 ст. 28.3), органов, уполномоченных  в области миграции населения  (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).

Административное выдворение иностранных граждан и лиц  без гражданства на основании  принятых в установленном порядке  постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (ст. 32.9 Кодекса) .

Въезд в Российскую Федерацию  иностранным гражданам и лицам  без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего  пребывания были выдворены за пределы  Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении  через Государственную границу  РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных  законодательством, - в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых  из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации  как мера административного наказания  устанавливается в отношении  иностранных граждан и лиц  без гражданства и назначается  судьей, а в случае совершения ими  административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами пограничной службы.

Таким образом, административное выдворение как меру административного  наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от депортации (отправки, передачи) иностранных граждан и  лиц без гражданства как меру административного пресечения. Эта  мера применяется в отношении  иностранных граждан и лиц  без гражданства, не имеющих статуса  лиц, законно проживающих или  пребывающих на территории Российской Федерации и пересекших Государственную  границу с территории иностранного государства без установленных  для въезда в Российскую Федерацию  документов, либо в случае аннулирования  разрешения на временное проживание, вида на жительство, а также сокращения срока пребывания в Российской Федерации.

В случаях, когда в отношении  указанных нарушений Государственной  границы отсутствуют основания  для возбуждения уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении и соответствующие  лица не пользуются правом получения  политического убежища, органы пограничной  службы задерживают их и в официальном  порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ.(19)

Дисквалификация является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях видом административного наказания.

По своей сути дисквалификация  представляет собой ограничение  конституционного права на осуществление  предпринимательской и иной не запрещенной  законом деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции  РФ) за грубое или неоднократное  злоупотребление указанным правом.

Дисквалификацию следует  отличать от лишения специального права, а также от уголовного наказания  в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ)(20).4 Уголовное законодательство содержит общую характеристику перечня видов деятельности, на которые может распространяться лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, что позволяет применять данное наказание в любой сфере деятельности, тогда как дисквалификация может заключаться лишь в лишении права заниматься деятельностью, связанной с управлением организациями или осуществлением предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.

Дисквалификация устанавливается  и назначается только в качестве основного административного наказания, в то время как лишение права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью - в качестве как основного, так  и дополнительного вида наказания. Дисквалификация назначается лишь в случаях, прямо предусмотренных  санкцией соответствующей нормы  КоАП РФ, в то время как лишение  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания может назначаться и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Существенно различаются и санкции соответствующих норм.

В КоАП РФ перечислены виды деятельности, применительно к которым  может быть назначена дисквалификация. В ст. 53 и других статьях ГК РФ определены виды органов юридического лица, которые нужно иметь в  виду при применении данного вида наказания.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ административная ответственность  в виде дисквалификации может  быть установлена только данным Кодексом, что отражено в его Особенной  части.

КоАП РФ (ч. 3 ст. 4.5) установлен годичный срок давности привлечения  к административной ответственности  за административное правонарушение, влекущее применение административного  наказания в виде дисквалификации, со дня совершения или обнаружения  правонарушения, что обусловлено  повышенной вредностью таких административных правонарушений и трудностью их выявления.

Информация о работе Виды административного права