Виды административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Понятие и виды административного права

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и цели административного наказания 5
2. Классификация административных наказаний 8
2.1. Система административных наказаний…………………………………
2.2. Понятие видов административных наказаний 8
2.3. Основные и дополнительные административные наказания 10
3. Виды административных наказаний и их применение 12
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 65.22 Кб (Скачать)

Необходимо отметить, что  административное наказание, выражая  отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, вместе с тем содержит в себе предупредительную  и профилактическую направленность как к лицам, совершившим эти  правонарушения, так и к другим лицам (частная и общая превенция). В определенной мере административные санкции предупреждают преступления.(6)

При этом воспитание лица, совершившего административное правонарушение, не провозглашается целью наказания, хотя и предполагает позитивные изменения, направленные на соблюдение законов  и правопорядка.

КоАП РФ содержит, таким  образом, положения, придающие административному  наказанию предупредительную и  профилактическую направленность.

Из понятия административного  наказания, данного в КоАП РФ, можно  выделить следующие признаки:

1) Административное наказание  есть установленная государством  мера ответственности.

Необходимость сосредоточения механизма административно-правового  воздействия и прежде всего административных наказаний в руках государства  очевидна и вытекает из публично-правовой характеристики юридической ответственности  в целом. В административно-правовой литературе данный тезис никем и  никогда не оспаривался, что является вполне закономерным. Тезис о том, что "административное наказание  установлено государством", имеет  как формальную (поверхностную), так  и содержательную (сущностную) ценность.

Формальный признак означает, что административное наказание  как вид административного принуждения  устанавливается законом об административных правонарушениях, который принимается  законодательными органами государства.

С содержательной же стороны  административное наказание может  считаться законно установленным  только в том случае, если законом  зафиксированы так называемые существенные элементы правоограничения. Существенные элементы правоограничения указывают, по сути, на то, что административное наказание:

1. устанавливается и применяется  государством в общественно значимых  интересах;

2. применяется только  от имени государства;

6. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.Административное право, 2007. .

 

3. содержит четко определенный  объект (объекты) ограничений с  указанием количественных пределов (максимального, а в необходимых  случаях и минимального) вмешательства  в правовой статус нарушителя;

4. выражает характер не  какой-либо, а именно административной  ответственности, что, впрочем,  обеспечивается и рядом других  присущих административным наказаниям  признаков.

2) Административное наказание  применяется лишь за совершение  административного правонарушения.

Существенная особенность  данного признака заключается в  том, что он используется наряду с  таким основным институтом науки  административного права, как административное правонарушение.

Административное правонарушение и административное наказание - это  понятия взаимозависимые и взаимообусловленные, что не исключает различия между  ними. Административное правонарушение определяется административно-деликтным  законом в целях обеспечения  правильного и обоснованного  применения мер административной ответственности.

3) Административное наказание  может быть применено только  к лицу, признанному виновным  в совершении административного  правонарушения;

В этом признаке административного  наказания реализуются такие  принципы административно-деликтного законодательства, как принцип законности ст. 1.6 КоАП РФ,, принцип равенства  перед законом ст. 1.4 КоАП РФ, принцип  справедливости ч. ч. 2, 3 и 5 ст. 4.1 КоАП РФ и, самое главное, принцип вины ст. 1.5, ч. 1 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Суть указанного признака в контексте административного  наказания состоит в том, что  административное наказание может  быть назначено при наличии вины лица в совершении административного  правонарушения. Это значит, что  административное наказание назначается  лишь за те действия, которые предусмотрены  административно-деликтным законом  в качестве административного правонарушения; основанием применения к лицу административного  наказания является совершение им общественно  вредного деяния, содержащего все  признаки состава административного  правонарушения. Основным моментом является то, что лицо совершило это деяние виновно и его вина полностью  доказана в установленном законом  порядке.

4) Административное наказание  есть кара, которая заключается  в обусловленном им лишении  или ограничении прав и свобод  правонарушителя;

Именно в этом на практике выражается сущность наказания, его  содержание. Кара с присущими ей характеристиками - традиционный признак  наказания.

Между тем, как в количественном, так и в качественном значениях  кара не всегда должна пониматься как  причинение страданий. Безусловно, кара причиняет лицу, привлеченному к  ответственности, обусловленные ограничения  и лишения, а это вызывает и  определенные страдания, но цели причинить  ему страдания и тем более  умалить его человеческое достоинство  или репутацию наказание перед  собой не ставит.

5) Административное наказание  всегда носит личный характер  и не должно затрагивать интересы  третьих лиц;

Этот признак находится  в диалектическом согласии с третьим  признаком административного наказания, в соответствии с которым оно  применяется к лицу, признанному  виновным в совершении правонарушения, а не к кому-либо другому. Кроме  того, он выступает отличительным  признаком карательных мер юридической  ответственности, поскольку это  положение не применимо к гражданско-правовым санкциям, где их реализация может  произойти, например, и после смерти делинквента.

Личный характер административного  наказания вытекает, прежде всего, из принципа личной ответственности, правовое содержание которого сводится к трем основным положениям:

1. основанием административной  ответственности является поведенческий  акт, совершенный конкретным человеком;

2. лицо отвечает только  за то противоправное деяние, которое было совершено лично  им;

3. административное наказание,  налагаемое на лицо, совершившее  административное правонарушение, должно носить личный характер  и не распространяться на других  лиц.

 

6) Административное наказание  применяется широким кругом органов  и должностных лиц, уполномоченных  рассматривать дела об административных  правонарушениях.

Данный признак административно-процессуальный, на суть административного наказания  не влияет, но раскрывает качественное отличие его от других мер государственного принуждения (уголовных наказаний, взысканий, вытекающих из гражданско-правовых деликтов, дисциплинарных взысканий  и т.д.).

Вместе с тем и внесудебное  применение административных наказаний  также имеет свои достоинства. Прежде всего, следует заметить, что применение административных наказаний внесудебными органами не является нарушением Конституции  РФ, конституционного строя, если при  этом учитывается ряд аспектов самой  административной ответственности (статус субъекта ответственности, характер санкции  и др.) и обеспечивается возможность  последующего судебного обжалования  действий (бездействия) указанных органов  и их должностных лиц.

Положительным моментом внесудебного применения административных наказаний  является также то, что такие функции  являются по своей сути контрольными, надзорными и их реализуют должностные  лица, обладающие специальными познаниями в тех отраслях законодательства, нарушение которых и образует составы административных деликтов.

7) Административное наказание  всегда влечет последствие, при  котором нарушитель и после  исполнения административного наказания  считается подвергнутым такому  наказанию.

Сущность административной наказанности заключается в определенных правоограничениях для лица, привлекавшегося  к административной ответственности, и выполняет также определенную воспитательную и профилактическую роль в предупреждении совершения новых  административных правонарушений. Следует  при этом учитывать, что претерпевание  лицом, совершившим административное правонарушение, неблагоприятных правовых последствий административного  наказания, по сути, должно быть срочным (в разумном смысле) с тем, чтобы  не представлять собой по длительности меру более суровую, чем само административное наказание. Срок для погашения административного  наказания - это своего рода испытательный  срок, во время которого лицо, привлеченное к административной ответственности, должно доказать, что "оправдало" примененное наказание.

Наказание так или иначе  во все исторические эпохи использовалось в качестве средства устрашения лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств способны совершить  правонарушение. Но также исторически  доказано, что общепредупредительное  воздействие наказания обусловливается  не столько его жестокостью, сколько  его неотвратимостью. Неотвратимость административного наказания всех совершивших правонарушения независимо от их положения - это важный фактор, имеющий общее предупредительное  воздействие.

Общепредупредительное воздействие  административного наказания нельзя сводить только к устрашающему воздействию  на неустойчивых лиц. Немаловажным фактором в предупреждении правонарушений является воспитание всех членов общества в  направлении выработки у них  позитивной морали, убеждений и взглядов, наконец, нравственности. Важно также  знать и то, что механизм влияния  административного наказания на различных лиц неодинаковый, многое зависит от уровня общественного  правосознания, морального и культурного  уровня населения, полноты реализации принципа неотвратимости административного  наказания и т.д. Поэтому в плане  устрашения как предостережения  от совершения правонарушений адресатами могут являться только незаконопослушные  лица, а в плане воспитательного  влияния - все граждане.

Таким образом, целями административного  наказания являются: предупреждение совершения новых правонарушений как  правонарушителями (частная превенция), так и другими лицами (общая  превенция). Не вызывает также сомнений и то, что указанные в законе цели административного наказания  являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Федеральный законодатель, руководствуясь принципом гуманизма юридической  ответственности, и в частности  административной, недвусмысленно указал на то, что административное наказание  не может иметь своей целью  унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему  физических страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации юридического лица (ч. ст. 3.1 КоАП РФ).

 

2. Классификация  административных наказаний

2.1 Система административных  наказаний

"Система" - греческое  слово, означающее "целое, составленное  из частей; соединение" и отражающее  тот простой опыт, что "вещи  не являются аморфными, не расчлененными  и при ближайшем рассмотрении  оказываются "составленными"  из "частей", которые можно "расчленить".

Первые суждения о системе  появились в античной философии, представители которой впервые  выдвинули онтологическое объяснение системы как упорядоченности  и целостности бытия.

В новое время концепция  системности бытия была воспринята европейской философией как замена средневековой теологической картины  мира. Спиноза, Линней и иные философы разрабатывали отдельные ее аспекты  как приложение к практическим знаниям. Первая попытка полностью систематизировать  человеческие знания о мире была предпринята  Г.В. Лейбницем, который назвал созданную  им науку комбинаторикой. [7]

Система состоит из взаимосвязанных  элементов, и, следовательно, это понятие  не может подменяться понятием "перечень". Но данный термин вполне применим, когда  имеются в виду элементы системы, составляющие один из ее уровней. В  п. 2 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ законодатель, вероятно, предполагал лишь перечисление одноуровневых  элементов системы административных наказаний. В этом случае употребление термина "перечень" вполне обоснованно  и допустимо лишь постольку, поскольку  категории "перечень" и "система" не отождествляются.

Сама же система административных наказаний исторически формировалась  в российском административно-деликтном  законодательстве, она была закреплена и находила отражение как в  законодательстве социалистического  периода, так и в постсоциалистическом законодательстве.

Действующий КоАП РФ не содержит нормы, определяющей понятие системы  административных наказаний, нет и  специальной нормы, которая излагала бы принципы построения системы таких  наказаний.

Систему наказаний ученые определяют как установленный законом  и обязательный для суда исчерпывающий  перечень видов наказаний, расположенных  в определенном порядке соответственно степени их тяжести.

7. Четвериков В.С.Административное  право. - Ростов на/Д: Феникс, 2004. -- 512 с.

 

Таким образом, система административных наказаний в своем философско-правовом (широком) понимании представляется как внутренне организованное единство, состоящее из иерархически упорядоченного множества относительно самостоятельных  видов административных наказаний, совокупность которых выражает комплексно-функциональное предназначение административного  наказания в социальной среде.

Информация о работе Виды административного права