Виды административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Понятие и виды административного права

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и цели административного наказания 5
2. Классификация административных наказаний 8
2.1. Система административных наказаний…………………………………
2.2. Понятие видов административных наказаний 8
2.3. Основные и дополнительные административные наказания 10
3. Виды административных наказаний и их применение 12
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 65.22 Кб (Скачать)

Из данного определения  с очевидностью вытекают все основные и характерные признаки, которым  должна отвечать дефиниция, раскрывающая данное образование собственно как "систему административных наказаний".

Первый признак - общий  и выражает логику системообразующих  связей элементов любой системы, в том числе и административных наказаний. Виды административных наказаний  как элементы системы административных наказаний объединены и тем самым  находятся в объективно соединенном  состоянии по определенным содержательным основаниям, которые характеризуют  субстанциональные особенности  их свойств и связей. Перечисленные  в КоАП РФ виды административных наказаний  имеют много общих черт, например единый порядок наложения, одни и  те же цели применения, наконец, все  они являются мерами административной ответственности и устанавливаются  государством.

Второй признак - структурно-иерархическое  единство. Система административных наказаний построена посредством  расположения различных видов наказаний  в определенном сравнительном порядке (в зависимости от степени их суровости). Подобно тому, как это сделано  в уголовном и трудовом праве, перечень дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Иными словами, законодатель сконструировал "лестницу наказаний", которая  будет учитываться и законодательными органами субъектов РФ, и многочисленными  органами (должностными лицами), которые  будут налагать такие санкции.[8]

Последовательность расположения административных наказаний имеет  как принципиальное, так и утилитарное  значение: дает возможность уяснить, как надлежит оценивать сравнительную  суровость каждого административного  наказания законодателем при  дифференциации административной ответственности; указывает на то, какое

8. Максимов И.В. Административные  наказания. - М.: Норма, 2009. - 464 с.

 административное наказание  может предпочесть правоприменитель  при решении вопроса об адекватном  выборе и гармоничном сочетании  конкретных административных наказаний,  оговоренных в санкции статьи; помогает также при необходимости  решить вопрос об обратной  силе нового закона и, что  самое ценное, значительно сужает  судейско-административную дискрецию.

Третий признак - относительная  самостоятельность. Система административных наказаний проявляет свойство относительной  самостоятельной категории, обусловливающей  сравнительную автономность своего функционирования, степень которой  определяет уровень данной системы. В то же время сама по себе система  административных наказаний не имеет  прямого действия, и при рассмотрении конкретного дела и применении административного  наказания административно-юрисдикционный орган руководствуется санкциями  статей Особенной части КоАП РФ, избирая вид административного  наказания, содержащийся в этой санкции. Административные наказания, перечисленные  в КоАП РФ, являются мерами административной ответственности, им присущи специфические  закономерности функционирования и  каждый их вид имеет свои особенности, которые образуют присущую ему (и  только ему) индивидуальность.

Четвертый признак - относительная  устойчивость. Система административных наказаний - относительно устойчивая правовая категория, в пределах которой допустимы  изменения свойств ее элементов - видов административных наказаний  и их связей. Отсюда следует также, что данная система носит не открытый характер, что не всегда тождественно, однако, выводу об исчерпывающем характере  перечня административных наказаний. Установленный законом перечень видов административных наказаний  является лишь показателем достигнутого государством уровня правового развития и имеет только формальную и относительную  ценность.

Таким образом, из анализа  рассмотренных выше признаков можно  прийти к выводу о том, что в  правовом (узком) понимании система  административных наказаний представляется как относительно самостоятельная  и устойчивая в структуре административного  принуждения упорядоченная по критерию сравнительной суровости совокупность видов административных наказаний, взаимодействие и взаимосвязь которых  обусловлены единством функционального  назначения административного наказания  в административно-наказательной  политике государства.

2.2. Понятие  видов административных наказаний

В статье 3.2. КоАП РФ систематизированы  виды административных наказаний, которые  могут устанавливаться и применяться  к лицам, совершившим административное правонарушение.

Перечень видов административных наказаний в КоАП РФ претерпел  существенные изменения. Во-первых, из перечня наказаний исключены  исправительные работы, поскольку они  могли применяться исключительно  по месту работы и по существу являлись штрафом в рассрочку. Во-вторых, в  качестве новых видов административного  наказания введены такие меры, как дисквалификация и административное приостановление деятельности. Суть дисквалификации заключается в  лишении физического лица права  занимать руководящие должности  в исполнительном органе юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, быть арбитражным управляющим. Предполагается, что возможность применения такого административного наказания будет  служить дополнительным рычагом  в руках государства для усиления его влияния на ход экономических  процессов. Административное приостановление  деятельности предполагается применять  к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам за такие  противоправные деяния, которые представляют угрозу жизни или здоровью людей, связаны с возникновением эпидемий, причинением существенного вреда  окружающей среде и т.п. В-третьих, с учетом того, что штраф как  мера наказания известен различным  видам юридической ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой), в перечне административных наказаний, применяемых за совершение административных правонарушений, он ныне назван административным штрафом2.

В-четвертых, изменены наименования некоторых видов административных наказаний, что, безусловно, повлекло и  определенные изменения в их содержании. Например, в КоАП РСФСР говорилось о конфискации и возмездном изъятии "предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного  правонарушений" (ст. 24). В данной статье наименования этих мер изменены. Теперь речь идет о конфискации и  возмездном изъятии "орудия совершения или предмета административного  правонарушения". Необходимость  таких уточнений была вызвана  тем, что в действовавшем ранее  Кодексе допускалось смешение понятий "объект" и "предмет" административного  правонарушения.

В п. 7 ч. 1 статьи 3.2. КоАП РФ специально указан субъект правонарушения, к  которому применимо административное выдворение за пределы Российской Федерации. Такими субъектами могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства. Подобный подход в регулировании основывается на положениях Протокола № 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в ст. 3 которого указано: "... никто не может быть выслан путем индивидуальных или коллективных мер с территории государства, гражданином которого он является".

Система административных наказаний  включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет  учесть при назначении наказания  личность нарушителя и обстоятельства правонарушения.

 В отличие от УК  РФ (ст. 44), в котором все наказания  за преступления расположены  в определенной последовательности - от менее тяжких к более  тяжким, по расположению в перечне  видов административных наказаний  нельзя сделать вывод относительно  оценки законодателем тяжести  каждого из видов административных  наказаний в их соотношении  между собой.

Перечень административных наказаний является закрытым, исчерпывающим, поскольку определение видов  административных наказаний составляет прерогативу только федерального законодателя. В случае необходимости перечень видов административных наказаний  может быть изменен лишь путем  внесения изменений в статью 3.2. КоАП РФ.

2.3. Основные  и дополнительные административные  наказания

 Основными являются  такие административные наказания,  которые не могут назначаться  в дополнение к другим видам  административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение  специального права, дисквалификация  и административное приостановление  деятельности могут применяться  только в качестве основных3

 Остальные административные  наказания, перечень которых дан  в ст. 3.2 КоАП РФ, могут применяться  и как основные, и как дополнительные  наказания, усиливая потенциал  воздействия основного наказания.

 Дополнительное наказание  может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим  дело, только в том случае, если  это наказание предусмотрено  в санкции применяемой статьи  Особенной части Кодекса.

 В санкциях некоторых  статей Особенной части КоАП  указываются наказания, которые  могут (например, ст. 8.17-8.20, 8.37, 8.39) или  должны (например, ст. 7.12, 7.15, 14.16, 14.17) быть  назначены в качестве дополнительных. Там, где санкция сформулирована  как альтернативная (например, "штраф  с конфискацией... или без таковой", "штраф с возмездным изъятием... или без такового"), дополнительное  наказание может быть применено  или не применено по усмотрению  судьи, органа, должностного лица, рассматривавшего дело об административном  правонарушении. Необходимость в  применении дополнительного наказания  должна быть продиктована характером  правонарушения, степенью вины нарушителя  и другими обстоятельствами дела.

Если же санкция применяемой  статьи Особенной части Кодекса  не содержит альтернативы, то судья, орган, должностное лицо, рассматривающие  дело, обязаны наряду с основным назначить также и дополнительное наказание. Воздержаться от его назначения, руководствуясь характером совершенного правонарушения или личностью нарушителя, правоприменитель уже не может.

Статья 3.3 КоАП РФ содержит важное положение о допустимых вариантах  сочетания мер ответственности  за административное правонарушение. За конкретное административное правонарушение может быть назначено либо основное, либо основное плюс одно из дополнительных административных наказаний. В качестве основного за совершение административного правонарушения может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта Федерации. Основные наказания несочетаемы друг с другом. Как общее правило, недопустимо одновременное применение двух дополнительных наказании(11.

При назначении административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, рассмотрение дел о которых подведомственно  одному и тому же судье, органу, должностному лицу, в решении вопроса о сочетании  основных и дополнительных административных наказаний необходимо руководствоваться  ст. 4.4 КоАП РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Комментарий к Кодексу  Российской Федерации об административных  правонарушениях. (5-е изд., перераб.  и доп.) / Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко – М., 2006. С. 214.

3. Виды административных  наказаний и их применение

Статья 3.2 КоАП устанавливает  следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

4) конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

5) лишение специального  права, предоставленного физическому  лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение  за пределы РФ иностранного  гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация.

9) административное приостановление  деятельности .11 Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря  2001 г. N 195-ФЗ, - СЗ РФ, 2002, №1.

В отношении юридического лица могут применяться следующие  административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

4) конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

5) административное приостановление  деятельности.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация  и административное приостановление  деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний Статья 3.3. п. 1 КоАП.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства может устанавливаться  и применяться в качестве как  основного, так и дополнительного  административного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено  основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой  статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Информация о работе Виды административного права