Виды административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Понятие и виды административного права

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и цели административного наказания 5
2. Классификация административных наказаний 8
2.1. Система административных наказаний…………………………………
2.2. Понятие видов административных наказаний 8
2.3. Основные и дополнительные административные наказания 10
3. Виды административных наказаний и их применение 12
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 65.22 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие и цели административного наказания 5

2. Классификация административных наказаний 8

     2.1. Система административных наказаний…………………………………

2.2. Понятие видов административных наказаний 8

2.3. Основные и дополнительные административные наказания 10

3. Виды административных наказаний и их применение 12

Заключение 28

Список литературы 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ закрепил единые для всей России принципы и общие  параметры административной ответственности  в целях единообразного осуществления  всеми субъектами административно-юрисдикционной деятельности производства по делам  об административных правонарушениях. По-новому была представлена и сама структура мер административной ответственности. Предваряя содержание каждой из них, административно-деликтный  закон прибегает к характеристике административного наказания как  комплексного, собирательного в категориально-понятийном смысле правового явления.

Сама же совокупность административных наказаний уже не может быть представлена хаотичной, но принимает качества системной  категории. Для административного  наказания как явления социально-правовой действительности системное представление  его компонентов, элементов и  взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое значение. От того, что  понимается под системой административных наказаний, какие и в каком  порядке включаются в нее карательные  меры, как они соотносятся между  собой и приводятся в действие, зависит почти все, что ассоциируется  с административным наказанием.

Известно, что административные наказания оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений. Вместе с тем для  более успешной борьбы с правонарушениями необходимо знать, насколько результативны  эти наказания, какое воздействие  они оказывают на сознание и поведение  людей, так как без достоверных  данных об эффективности административных наказаний невозможно оптимизировать практику их применения, совершенствовать законодательство об административной ответственности.

Административное наказание  выступает как мера профилактического  характера и применяется в  целях предупреждения совершения новых  правонарушений, преступлений, как  самим правонарушителем, так и  другими лицами.

Именно устанавливая возможность  применения административного наказания  за то или иное противоправное деяние (действие или бездействие), государство  признает тем самым, что деяние представляет общественную вредность, а в отдельных  случаях и общественную опасность, а также дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждая противоправное деяние и лицо, его совершившее.

Актуальность данной темы заключается в том, что для  более успешной борьбы с правонарушениями, а также для предупреждения совершения новых правонарушений необходимо знать, насколько результативны применяемые  административные наказания, какое  воздействие они оказывают на сознание и поведение людей

 

1. Понятие и цели  административного наказания

Административное наказание - это мера ответственности, применяемая  за совершение административного правонарушения. Новый КоАП РФ ввел новый термин "административные наказания" взамен ранее существовавшего - "административные взыскания". Теперь наименованием "административные наказания" охватываются все установленные  КоАП РФ меры административной ответственности. Смена терминов была обусловлена  тем, что любая мера ответственности  обязательно содержит в себе какие-то ограничения или лишение прав и свобод субъекта, привлекаемого  к ответственности. Эти ограничения  прав составляют содержание наказания  как адекватной реакции государства  на совершенное правонарушение1. Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП административное наказание является «установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами».(2)

Данной статьей КоАП определены воспитательные и превентивные (предупреждающие) цели административного наказания, представляющего собой меру государственного принуждения к нарушителю. Административное наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения, и заключается в предусмотренным  КоАП ограничении прав и свобод физического  лица либо правомочий юридического лица - нарушителя. Административное наказание  как мера юридической ответственности  отличается от уголовного наказания, применяемого к лицу, признанному виновным по обвинительному приговору суда за совершенное  преступление.

Административное наказание  как ответную реакцию государства  на совершение правонарушения следует  отграничивать от иных мер административного  принуждения. К ним относятся:

1) административно-предупредительные меры (проверка документов, прекращение (ограничение) движения транспорта и пешеходов, различные надзорные проверки, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, досмотр, карантин, принудительное медицинское освидетельствование отдельных категорий граждан и т.д.).

2) меры административного пресечения (требование прекратить противоправное деяние, административное задержание, приостановление работы предприятий, прекращение эксплуатации транспортных средств, применение работниками милиции физической силы и технических средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и др.).

Административные наказания  следует отличать и от мер воздействия  принудительно-воспитательного характера, предусмотренных федеральным законодательством  о защите прав несовершеннолетних. К числу этих мер относятся  следующие: обязанность принесения публичного или в иной форме извинения  потерпевшему, предупреждение, выговор  или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего  по надзор родителей. (3)

Применение административного  наказания влечет для правонарушителя  ряд отрицательных последствий  морального, материального и физического  характера. Поэтому можно определить следующие цели рассматриваемых  наказаний: воспитание нарушителя, частное  и общее предупреждение правонарушений. (4)

Правоограничения, составляющие содержание санкции, не являются целью  административного наказания. Они  служат средством воспитания людей  в духе уважения к закону, к праву, способом формирования законопослушных  граждан. Постановка воспитательной цели административных наказаний свидетельствует  о подлинном гуманизме демократического государства, которое в борьбе с  правонарушениями исходит прежде всего  из задачи нравственного воспитания личности.

Цель частного предупреждения ставится только в отношении лиц, подвергнутых административным наказаниям за совершение

3. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /Под ред. Ю.М.Козлова, - М.: Юристъ, 2003. С. 127.

4. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Тюмень, 2004. С. 203.

 

административных правонарушений, для того, чтобы предупредить рецидив  с их стороны. Применение административных санкций влечет неблагоприятные  для правонарушителя последствия, которые он обязан претерпеть. Боязнь быть вновь подвергнутым наказанию  удерживает его от повторного совершения правонарушения. Это чувство усиливается  тем обстоятельством, что повторное  совершение аналогичного проступка  может повлечь за собой более  суровую административную санкцию.

Цель частного предупреждения наказаний - это предупреждение административных правонарушений. Однако превентивная роль административных санкций гораздо  шире. Многие административные правонарушения нередко "перерастают" в преступления, и борьба с ними посредством административного  наказания является одновременно и  борьбой с преступлениями. Поэтому  правильнее при определении предупредительной  цели административных наказаний говорить о предупреждении правонарушений, имея в виду как административные правонарушения, так и преступления.

Если частное предупреждение заключается в предотвращении правонарушений со стороны лиц, уже подвергнутых административным наказаниям, то общая  превенция состоит в предупреждении правонарушений иных лиц.

Цель общего предупреждения обеспечивается прежде всего информацией  о самом законе, предусматривающем  возможность применения наказания  за совершение административного правонарушения. Санкции правовых норм удерживают от совершения правонарушения неустойчивых лиц. Боязнь быть подвергнутым административному  наказанию удерживает их от совершения правонарушений. Важным средством достижения общепревентивной цели является применение административных наказаний к правонарушителям, их реальное исполнение.

Огромное значение для  достижения эффективности административных наказаний имеет соблюдение определенных условий их результативности. Нередко  причины недостаточной действенности  административных санкций, как показывает практика их применения, кроются именно в несоблюдении тех или иных условий.

Группировку конкретных условий  эффективности административных наказаний  можно провести по двум направлениям:

во-первых, это условия  эффективности, связанные с действующим  законодательством, и,

во-вторых, условия эффективности, связанные с применением административных санкций.

К первой группе относятся  два условия:

1) наличие систематизированного  и стабильного законодательства, регулирующего административную  ответственность; 

2) информированность субъектов  права о существующих правовых  запретах и санкциях, установленных  за их нарушение.

Вторая группа включает следующие  условия эффективности административных наказаний:

оперативность производства по делам об административных правонарушениях;

воспитательное воздействие  на нарушителя процедуры рассмотрения дела и вынесения постановления  о применении административного  наказания;

реальность исполнения санкций;

стабильность административной практики;

законность и справедливость примененных санкций;

сочетание административного  наказания с иными методами воздействия;

информированность субъектов  права о применении административных санкций;

авторитет правоприменительного органа.(5)

Результат воздействия административных санкций зависит от непосредственного  влияния на сознание и поведение  людей многочисленных и разнообразных  факторов, ситуаций, процессов правового  и неправового 

характера - экономических, социально-психологических, демографических, моральных и др. Эти обстоятельства являются факторами, определяющими  эффективность административных наказаний.

5. Манохин В.М. , Адушкин Ю.С. Российское административное право, - М.: Юристъ, 2006. С. 324.

 

Согласно ч. 2 ст. 3.2 КоАП административное наказание не может иметь своей  целью унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему  физических страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации юридического лица. Понятия "человеческое достоинство", "честь", "доброе имя" складываются на основе этических норм. При этом достоинство определяется не только самооценкой физического лица, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (нравственные установки, уровень знаний, обладание социально-полезными навыками). Под деловой репутацией понимается оценка его профессиональных качеств. Деловой репутацией может обладать любой гражданин, а также любое юридическое лицо: коммерческая и некоммерческая организация.

Гражданин и юридическое  лицо вправе требовать опровержения не соответствующих действительности порочащих его деловую репутацию  сведений, имеет право на помещение  ответа в средствах массовой информации и на установление в судебном порядке  факта несоответствия распространенных порочащих сведений действительности, а также на возмещение причиненного в связи с посягательствами на деловую репутацию имущественного вреда.

Административное наказание по своей природе может объективно причинить как физический, так и психологический дискомфорт.

Таким образом, административные наказания оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений. Основным субъективным фактором предотвращения повторного совершения лицом правонарушения является осознание  им неотвратимости применения карательных  санкций, предусмотренных законом. Превентивная цель применения административных санкций заключена в предотвращении совершения не только административного  проступка, но и других правонарушений - дисциплинарных проступков, преступлений и т.п., в том числе и их рецидивов.

Информация о работе Виды административного права