Виды административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Понятие и виды административного права

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и цели административного наказания 5
2. Классификация административных наказаний 8
2.1. Система административных наказаний…………………………………
2.2. Понятие видов административных наказаний 8
2.3. Основные и дополнительные административные наказания 10
3. Виды административных наказаний и их применение 12
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 65.22 Кб (Скачать)

Все виды административных наказаний делятся :

По уровню установления: устанавливаемые на федеральном  уровне (все виды административных наказаний), устанавливаемые на уровне субъекта РФ (предупреждение, административный штраф).

По характеру правоограничений: меры психического воздействия, устанавливаемые  на федеральном уровне (все виды административных наказаний), меры имущественного характера (административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или  предмета административного правонарушения), меры по ограничению отдельных субъективных прав (лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства; дисквалификация), меры, оказывающие  физическое воздействие (административный арест).

По процессуальному порядку  применения: меры, применяемые в  административном (внесудебном) порядке (предупреждение, административный штраф) и оказывающие физическое воздействие (административный арест); меры, применяемые  в судебном порядке (возмездное изъятие  орудия совершения или предмета административного  правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация).

По характеру распространенности: меры, применяемые ко всем субъектам (предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения), меры, применяемые  только к физическим лицам (лишение  специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация). (12)

Предупреждение - один из видов административного наказания.

Предупреждение применяется  в отношении физических и юридических  лиц, совершивших незначительные нарушения  установленных правил, когда они  не носят резко выраженного антиобщественного  характера.(13) Предупреждение может  налагаться, если оно предусмотрено  соответствующей статьей Кодекса  об административных правонарушениях  или нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

  Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом. Такая конструкция санкций характерна для многих незначительных административных правонарушений в области дорожного движения (см., например, ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, ст. 12.3 и др.). Вместе с тем не допускается его применение вместо других административных наказаний, поскольку Кодекс не предусматривает возможности замены одного административного наказания другим, если это не установлено в санкции соответствующей нормы. В случае малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, за которое предусмотрено предупреждение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

12. Душакова Л.А., Чепурнова  Н.М. Административное право. Учебно-методический  комплекс. - М.: ЕАОИ, 2008 - 371 с.

13. Стахов А. Виды административного принуждения // Российская юстиция, 2003, № 9. С.27

 

Содержание предупреждения как меры административного наказания  выражается в официальном порицании  поведения липа, совершившего административное правонарушение.

Применение предупреждения, равно как и другого административного  наказания, влечет для нарушителя соответствующие  правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение  одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено  более строгое административное наказание.

Административный  штраф - «денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством».(14) Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Нормы административного  права предусматривают штраф  в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция) и с точным указанием размера  штрафа (абсолютно-определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев  нормативные акты устанавливают  относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении  штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное  положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Штраф предусмотрен законодательством  в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться  не только Кодексом об административных правонарушениях, но и законодательными актами субъектов РФ.

Размеры штрафов и способы  их установления весьма разнообразны. Во-первых, они выражаются в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда без учета районных коэффициентов, установленному законодательством  РФ на момент окончания или пресечения правонарушения. Эта величина не является постоянной и корректируется с учетом инфляции законом РФ.

 

14. Кудрявцева И.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, - М.: Юристъ, 2007. С. 218.

Во-вторых, размер штрафа может  соответствовать кратной стоимости  предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения. Так, размер штрафа может соответствовать  кратной стоимости похищенного, утраченного и поврежденного  имущества. Например, ст. 7.27 КоАП устанавливает, что мелкое хищение чужого имущества  путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты влечет наложение административного  штрафа в размере до трехкратной  стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера  оплаты труда (МРОТ); ст. 15.25 административного  правонарушения. В этих случаях размер штрафа не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

В-третьих, штраф может  быть равен сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания  или пресечения административного  КоАП предусматривает за нарушение  установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности - штраф в размере  стоимости работ, услуг и результатов  интеллектуальной деятельности, явившихся  предметами правонарушения либо сумме  незаконной валютной операции, либо сумме  неуплаченного административного  штрафа. Так, сокрытие или занижение  фактически полученных доходов налогообложения  влечет наложение штрафа в размере, соответствующем сокрытой (заниженной) суммы дохода.

В-четвертых, размеры штрафов  в сфере таможенного регулирования  определяются в величинах кратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, либо в величинах кратной суммы  неуплаченных таможенных платежей.

Кодексом установлено, что  размер административного штрафа, налагаемого  на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных  лиц - 50 МРОТ, на юридических лиц - 1 тыс. минимального размера оплаты труда.

Размер административного  штрафа не может быть менее одной  десятой МРОТ.

Административный штраф  за нарушение законодательства РФ о  внутренних морских водах, территориальном  море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, о государственном  регулировании производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции, а также  законодательства о естественных монополиях, рекламе, лотереях, о противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может быть установлен с  превышением размеров, названных  ранее, но не может превышать для  должностных лиц 200, а для юридических  лиц - 5 тыс. МРОТ.(15)

Возмездное изъятие  орудия совершения или предмета административного  правонарушения является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения. Изъятию не подлежат предметы и орудия, не являющиеся собственностью правонарушителя.

По содержанию возмездное изъятие орудий совершения или предмета административного правонарушения состоит из трех взаимосвязанных  действий. Во-первых, принудительное изъятие  предмета у нарушителя, во-вторых, реализация орудий и предметов, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятых орудий или предметов. Возмездный характер является отличительной чертой рассматриваемого вида административного  наказания. По этому признаку оно  отличается от другого административного  наказания - конфискации орудия совершения или предмета административного  правонарушения.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения может устанавливаться  и применяться в качестве как  основного, так и дополнительного  вида административного наказания.

Порядок применения возмездного  изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются КоАП РФ. Такими предметами и орудиями могут быть только дозволенные орудия и предметы. Рассматриваемое административное наказание отличается от изъятия 

15. Кудрявцева И.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, - М.: Юристъ, 2007. С. 219.

предметов как меры административного  пресечения, которое применяется  независимо от привлечения лица к  административной ответственности, от принадлежности орудий и предметов  нарушителю, а также в отношении  указанных объектов, изъятых из гражданского оборота. Законодатель устанавливает  ограничения в применении возмездного  изъятия орудий или предметов  административного правонарушения. Оно касается охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных  орудий охоты и рыболовства. Возмездное изъятие указанных орудий и предметов  не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство  является основным законным источником средств  к  существованию.16

Применение возмездного  изъятия указанных орудий и предметов  приведено в соответствие с требованиями ст. 35 Конституции РФ, согласно которой  никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению  суда. Возмездное изъятие может назначаться  только судьей.

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения - мера административного  наказания, которая состоит в  принудительном безвозмездном обращении  не изъятых из оборота вещей в  федеральную собственность или  в собственность субъекта РФ. При  этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся в личной собственности правонарушителя.

Кодекс устанавливает  конфискацию лишь тех предметов, которые являются орудиями, средствами или непосредственными предметами административных правонарушений. Так, могут быть конфискованы изготовленная  продукция, орудия производства и сырье  за осуществление предпринимательской  деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограниченна; радиоэлектронные средства или высокочастотные  устройства, средства связи, если на них  отсутствует разрешение (лицензия); продукция средств массовой информации в случае злоупотребления свободой этой информации.(17)

Исходя из ч. 3 ст. 35 Конституции  РФ, установившей, что "никто не может  быть лишен своего имущества иначе  как по решению суда", конфискацию  как вид административного наказания  могут применять только судьи.(18). От конфискации как вида административного наказания за совершенное административное правонарушение, приводящего к лишению собственника права на определенное имущество, отличается изъятие (арест) материальных объектов собственности из незаконного владения виновного лица как мера пресечения или процессуальная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая в том числе для обеспечения возможной последующей конфискации. Такое изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами исполнительной власти, в определенной степени ограничивает право собственника пользоваться и распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности к государству. Поэтому оно производится без судебного решения, что не препятствует обжалованию такого изъятия (ареста) в суде.

Информация о работе Виды административного права