Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 21:21, шпаргалка
Понятие и предмет административного права.
АП – часть норм правовой системы РБ, обладающая всеми ее признаками. Нормы АП предназначены для всех членов общества, их организаций, не исключая государство в целом и его органы. Право РБ – это основной гос. регулятор соц. связей, это система правовых норм, которые получают свое выражение в официальной форме – государственных актах.
Полная материальная ответственность состоит в возмещении причиненного ущерба в полном размере. Она установлена ст. 404 ТК, а также Положением о порядке и условиях заключения контрактов с гос. служащими. В п.10 этого Положения обозначено, что в контракте обязательно должна быть указана полная материальная ответственность за ущерб, причиненный нанимателю по вине гос.служащего излишними денежными выплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением.
Возмещение причиненного материального ущерба может быть добровольное и принудительное, т.е. в виде материальной ответственности, применяемой судом независимо от привлечения служащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Взыскание причиненного ущерба с руководителей организации и их заместителей производится по заявлению собственника или уполномоченного им органа либо прокурора (ст.408 ТК).
64. Понятие и виды сфер гос.управления.
С позиций административного права под сферой государственного управления понимается система различного рода звеньев и отношений, связанных с управлением определенной группой родственных объектов, объединенных по их практическому назначению.
Сферы деятельности специального механизма государственного управления на республиканском уровне:
Из всех отраслей и сфер, регулируемых административно-правовыми нормами, наиболее сложными являются те, которые касаются экономики. Эффективная национальная экономика служит гарантией независимости государства.
Промышленность — ведущая отрасль народнохозяйственного комплекса государства, ставящая своей целью добычу и переработку природных богатств. От состояния и развития промышленности зависят состояние и развитие других отраслей народного хозяйства, социально-культурного и административно-политического строительства, а, следовательно, и уровень жизни граждан, развития общества, государства в целом.
Управление сельским хозяйством
Сельское хозяйство (агропромышленный комплекс), призванное обеспечивать общество продовольствием и сырьем для промышленного производства, охватывает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку (закупку) и переработку.
Государственная политика в сфере агропромышленного комплекса направлена на установление правовых основ его функционирования, утверждение национальных и других программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития села, определение объемов бюджетного финансирования, направлений инвестиционной политики.
Государственное управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством осуществляется в рамках единой отраслевой системы с учетом общегосударственных интересов, интересов регионов и местного самоуправления, что связано с разграничением государственной собственности (на общегосударственную и местную) и закреплением за органами местного самоуправления объектов строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
Управление коммуникациями
В широком плане под управлением коммуникациями понимают управление транспортом, связью, сетями и системами топливного, энергетического и водного снабжения, т. е. управление всеми областями хозяйства, которые обслуживают сферы производства (промышленность, агропромышленный комплекс и др.) и жизнедеятельности людей, но не создают материальных ценностей.
Природа представляет собой систему взаимосвязанных экологических подсистем, которые охватывают живую и неживую материю и самого человека. Для человека природа выступает в разных качествах. Во-первых, как естественные условия его жизни и деятельности; во-вторых, как источник и средства производства материальных благ; в-третьих, как объект его хозяйственной и культурной деятельности; в-четвертых, как источник и средство морального воспитания и эстетического удовлетворения. Надлежащая реализация этих связей человека и природы во многом зависит от эффективной управленческой деятельности государственных органов и их должностных лиц.
Управление торговлей
Сфера управления торговлей охватывает несколько направлений деятельности — внешнеэкономической, торговой, бытового обслуживания населения. Их осуществление регулируется на основе Конституции Республики Беларусь законами «О торговле» от 28 июля 2003 г. (в редакции от 26 ноября 2003 г.) «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г., Гражданским кодексом, актами Президента, Совета Министров и другими нормативно-правовыми актами.
Конституция Республики Беларусь в ст. 49 закрепляет право каждого на образование. Основанием для реализации этого права является система образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку. В сфере образования решаются две основные задачи: образование и воспитание.
Государство оказывает приоритетное содействие развитию науки как определяющего источника экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создавая необходимые условия для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научно- технической деятельности, обеспечивая использование достижений науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и других проблем.
Управление культурой
Культура как самостоятельная отрасль социально-культурного строительства включает в себя широкий круг государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, заведений культуры. К этой отрасли относятся: театральное, музыкальное, хореографическое, изобразительное, декоративно-прикладное, эстрадное и цирковое искусство; концертные организации, музеи, библиотеки, дома культуры и др.; кинематография, телевидение и радиовещание; издательское дело, полиграфия и книготорговля.
В соответствии с ст. 45 Конституции
Республики Беларусь гражданам Республики
Беларусь гарантируется право на охрану
здоровья, включая бесплатное лечение
в государственных учреждениях здравоохранения.
Охрана здоровья обеспечивается государственным
финансированием соответствующих социально-экономических,
медико-санитарных и оздоровительно-
Социальное обеспечение и защита граждан Республики Беларусь — одно из основных направлений деятельности государства. Государство берет на себя обязанность материально поддерживать своих граждан, создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки кадров в зависимости от общественных потребностей. Использование принудительного труда запрещается. Гражданам гарантируются защита от незаконного увольнения с работы, право на своевременное получение вознаграждения.
Особое место в административно-политической сфере занимают оборона и органы, осуществляющие управление ею.
Республика Беларусь поддерживает свою обороноспособность на уровне оборонительной достаточности для защиты от агрессии, стремится к мирному сосуществованию со всеми государствами.
Под государственной безопасностью понимают состояние защищенности государственного суверенитета, конституционного порядка, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонительного потенциала Республики Беларусь, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.
Главная цель, которая стоит перед системой органов внутренних дел, — охрана общественного порядка и общественной безопасности на всей территории государства.
Сущность управления в сфере внутренних дел и его особенности заключаются в том, что в процессе такого управления осуществляется непосредственная охрана прав и свобод граждан, а также обеспечиваются общественный порядок и общественная безопасность.
Государственное управление иностранными делами — это деятельность органов государства, направленная на проведение внешней политики Республики Беларусь. Согласно ст. 18 Конституции внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.
Управление в области чрезвычайных ситуаций
Особое место в государственном управлении возложено на Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Оно осуществляет управление деятельностью по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной, промышленной и радиационной безопасности, а также гражданской обороны.
Решения МЧС Республики Беларусь по вопросам, которые относятся к его компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Управление юстицией — это деятельность, направленная на выполнение задач укрепления законности, организации защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, предприятий, учреждений, организаций и государства.
Одной из особенностей юстиции является многообъектность в этой области управления. К объектам юстиции относятся судебные учреждения, нотариальные конторы, органы регистрации актов гражданского состояния, судебно-экспертные учреждения и адвокатура. Все они имеют разное правовое положение, различаются своим назначением и характером компетенции.
Административно-правовые основы управления межотраслевой сферой
Субъектами межотраслевого управления являются органы, не имеющие отраслевого профиля деятельности, специализирующиеся на выполнении межотраслевых задач и функций. Органы, выполняющие межотраслевые функции, создаются в форме государственных комитетов, ведомств, других организационно-структурных формах.
Объектами межотраслевого управления являются межотраслевые сферы: экономика, финансы, статистика, налоги, стандартизация и сертификация, таможенное дело и др.
Управление в сфере финансов и кредита
Управление в сфере финансов и кредита состоит в реализации финансово-кредитной политики республики, мобилизации денежных накоплений с целью: роста национального дохода; повышение эффективности производства, решение социальных проблем; укрепление безопасности и обороноспособности.
Управление в сфере налогов и сборов
В соответствии с Положением о Министерстве по налогам и сборам, утвержденным Постановлением Совмина от 31.10.2001 г. № 1592 Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий, и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, а также Положением.