Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:47, дипломная работа
Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Государственная социальная поддержка лиц, оставшихся без работы:
Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В соответствии с действующим законодательством, государство гарантирует гражданам Российской Федерации:
1.Свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда,
2.Охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;
3.Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
А гражданам, получившим статус безработного, государство гарантирует:
1.Бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовь и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
2.Обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
3. Компенсацию в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат, в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
4. Бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
5. Возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Для граждан , которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают дополнительные трудности на рынке труда и в поиске рабочего места (молодежь после окончания школы и других учебных заведений, домохозяйки, лица предпенсионного возраста, граждане, вышедшие из мест лишения свободы, пенсионеры и некоторые другие), государство обеспечивает дополнительные гарантии, в частности путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных специализированных рабочих мест, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профориентации, а также путем организации обучения по специальным программам.
Для лиц , которые высвобождаются из организаций в связи сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями), гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям – детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия. Важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособия по безработице, которая осуществляется органами службы занятости. Так , пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в %-ном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). В этом случае величина пособия по безработице начисляется: в первые месяцы безработицы – в размере 75% от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца – в размере 60%; в дальнейшем – в размере 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Аналогичные размеры пособия по безработице начисляются лицам, уволенным с военной службы и из органов внутренних дел и признанным в установленном порядке безработными. Пособие по безработице во всех иных случаях, устанавливается в размере минимальной оплаты труда. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением лиц предпенсионного возраста, для которых период выплаты пособия при определенных условиях может достигать 24 календарных месяца.
Граждане ,которые подверглись воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признаны в установленном порядке безработными, к пособию по безработице получают дополнительное пособие в размере от 50 до 200% установленного законом минимального размера оплаты труда, в зависимости от степени зараженности зоны проживания. Если у безработного находятся на иждивении лица, то размер пособия по безработице увеличивается на половину минимального размера оплаты труда на каждого иждивенца. При этом максимальный размер доплат не может превышать полуторакратной величины установленного законом минимального размера оплаты труда. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей. По истечении 12-месячного периода выплаты пособий по безработице большая часть безработных граждан, не найдя работу, оказываются в тяжелом финансовом положении, поскольку в последующие 6 месяцев они не имеют права на пособие. В этот период безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного, органами службы занятости может оказываться материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами. общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
В качестве одного из эффективных направлений поддержки доходов безработных граждан явилось дотирование путевок детям безработных в лагеря отдыха и оздоровительные учреждения. Преимущественным правом на получение этих средств пользовались безработные женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, одинокие и многодетные родители. Так, только на проведение летней оздоровительной кампании было израсходовано около 4,0 млрд. руб., что позволило организовать отдых и лечение почти для 11 тыс. детей безработных. Возраст граждан во многом влияет на успех трудоустройства. Для лиц предпенсионного возраста такие возможности существенно ограничены, что предполагает необходимость направления этих граждан, при условии их согласия, на досрочную пенсию.
Наиболее перспективным направлением государственной социальной поддержки лиц, оставшихся без работы, считается систематическое профессиональное обучение населения, что является составной частью активной политики занятости. Проведение широкого круга учебных мероприятий способствует улучшению качества работников и развитию конкурентоспособности неработающего населения путем повышения их квалификации, переподготовки и обручения новым профессиям, исходя из ситуации на рынке труда. Изучение условий выплаты пособий по безработице в промышленно развитых странах позволяет сделать вывод, что более чем в 80% стран с рыночной экономикой финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Это находится в соответствии с рекомендацией МОТ № 67, где говорится, что "пособие по безработице должно выплачиваться в случае потери заработка в связи с безработицей застрахованного, обычно работающего лица, способного к систематической работе по какой-либо профессии и ищущего подходящую работу, или в связи с частичной безработицей".
В Российской Федерации в 1990–2006 годах государственная политика занятости проводилась в основном за счет средств государственного фонда занятости населения Российской Федерации, который формировался и формируется за счет средств предприятий (отчисления 1,5 от фонда оплаты труда), незначительных штрафных санкций и небольшой финансовой поддержки, которая была оказана службе занятости бюджетами некоторых регионов.
2.2. Особенности формирования российского рынка труда в условиях безработицы.
Рынок труда занимает особое место в структуре рыночных отношений. Это , прежде всего, система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара- труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателем и наемными работниками. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых - в заработной плате.
Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд — свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности. Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания. В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно - производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.
Сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. Рынок рабочей силы , или как его еще называют, рынок труда, имеет принципиальную особенность – его составляющими являются непосредственно живые люди, которые не только выступают носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, политическими и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка рабочей силы в целом.
На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т. д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально- квалификационной, демографической), т. е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми). Этот рынок включает не только специально организованные учреждения - биржи труда, но и все индивидуальные сделки по найму рабочей силы. Рынок труда тесно связан с остальными подсистемами рынка. Например, для того чтобы пользоваться спросом, рабочая сила должна обладать определенной совокупностью физических, умственных и профессиональных способностей. Реализуя эти способности в процессе производства, она должна постоянно воспроизводиться. Это зависит, в частности, от состояния рынка потребительских товаров. На рынке рабочей силы должна присутствовать конкуренция как основная движущая сила совершенствования способностей работника к труду.
Испытывая потребность к постоянному воспроизводству, причем каждый раз на новом, более высоком уровне, носитель рабочей силы ищет только такого работодателя, которому он мог бы предложить ее на наиболее выгодных условиях. Поэтому в спросе на рабочую силу также должна быть конкуренция. При таких условиях будет происходить социальное и экономическое развитие общества, основанное на рыночной активности работников, предлагающих свою рабочую силу, с одной стороны, и нанимателей - с другой.
Рынок труда имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование:
1. Неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы от своего носителя, в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения.
2. Большая продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем.
3. Наличие и действие неденежных аспектов сделки. Это, прежде всего, условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе и профессионального роста.
4. Наличие большого числа институциональных структур особого рода. К их числу относятся: система трудового законодательства; различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т.д.
5. Высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются огромным разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален , а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет к претендентам свои специфические требования.
Специфика рынка труда заключаются в том, что квалификация работника всегда приобретается до прихода его на рынок труда, а это далеко не всегда верно, так как во многих случаях работник получает квалификацию уже на производстве, т. е. после приема на работу. Это значит, что оценить на рынке его потенциал достаточно сложно.
Другой постулат гласит, что производительность труда человека заранее известна. Но и это не так, поскольку существует множество методов мотивации, способных поднять производительность труда. Очевидно также, что не только заработная плата служит для работника достаточной оценкой его труда и отражением степени его удовлетворенности своим положением на производстве и на рынке труда. Это также ставит под сомнение упрощенный рыночно-ценовой подход к человеку. Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате.
В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими — уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой.
Особенности российского рынка труда заключаются в том, что еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. Главное , что отличает наш рынок труда от реального, это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников. Это и наличие регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости.