Понятие и виды федеральных органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 00:56, реферат

Краткое описание

Правовая основа системы и структуры органов исполнительной власти включает Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», указ Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"(ред. от 22.06.2010), указ Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 25.06.2012), иные указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Конституция РФ не затрагивает вопрос о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, фактически предоставляя его на решение Президента РФ на основе соответствующих представлений Председателя Правительства. Отсутствует и федеральный закон, специально посвященный федеральным органам исполнительной власти.

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 25.91 Кб (Скачать)

- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Этот же указ определяет, какие именно органы исполнительной власти имеют в своей компетенции исполнять контрольно-надзорные полномочия. Рассмотрим эти органы поочерёдно:

- федеральное министерство - орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности, возглавляемый министром РФ; в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ РФ, ФЗ?РФ, актами Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключениями, установленными теме же правовыми актами, которые приведены выше. Также министерства осуществляют контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, в связи, с чем федеральный министр осуществляет следующие функции:

1. утверждает ежегодный  план и показатели деятельности  федеральных служб и федеральных  агентств, а также отчет об их исполнении;

2. вносит в Правительство  Российской Федерации по представлению  руководителя федеральной службы, федерального агентства проект  положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения  о предельной штатной численности  федеральной службы, федерального  агентства и фонде оплаты труда их работников;

3. вносит в Министерство  финансов Российской Федерации  предложения по формированию  федерального бюджета и финансированию  федеральных служб и федеральных агентств;

4. вносит в Правительство  Российской Федерации проекты  нормативных правовых актов, относящихся  к определенной ему сфере деятельности  и к сферам деятельности федеральных  служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если  принятие таких актов относится  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации, федеральными  конституционными законами, федеральными  законами к компетенции Правительства Российской Федерации;

5. во исполнение поручений  Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской  Федерации дает поручения федеральным  службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

6. имеет право отменить  противоречащее федеральному законодательству  решение федерального агентства, федеральной службы, если иной  порядок отмены решения не  установлен федеральным законом;

7. назначает на должность  и освобождает от должности  по представлению руководителей  федеральных служб, федеральных  агентств заместителей руководителей  федеральных служб, федеральных  агентств, за исключением заместителей  руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство  деятельностью которых осуществляет  Президент Российской Федерации;

8. вносит в Правительство  Российской Федерации предложение  о назначении на должность (освобождении  от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;

9. принимает нормативные  правовые акты по сферам деятельности  государственных внебюджетных фондов;

10. вносит в Правительство  Российской Федерации проекты  нормативных правовых актов, регулирующих  деятельность государственных внебюджетных фондов;

11. вносит в Правительство  Российской Федерации по представлению  руководителя государственного  внебюджетного фонда проекты  федеральных законов о бюджете  государственного внебюджетного  фонда и об исполнении бюджета  государственного внебюджетного фонда;

12. назначает проверки  деятельности внебюджетных фондов  в случаях, устанавливаемых федеральным законом.

- федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности, возглавляемый руководителем (директором) федеральной службы. В область ведения федеральных служб входит издание индивидуальных правовых актов, на основании и во исполнении Конституции РФ, ФКЗ РФ, ФЗ РФ, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов министерств РФ.

Таким образом, мы делаем вывод, что контрольно-надзорными полномочиями в РФ наделены Федеральные Министерства РФ и Федеральные службы РФ, а наделяет их непосредственно Президент путём издания Указов и Правительство РФ.

Возьмём также во внимание Указ Президента от 12.05.2008 г. "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти". В соответствии с ним Министерства РФ и федеральные службы РФ переформировываются и изменяются в плане компетенции и численности штата. Примером нам может послужить ст.5: передать Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав; ст.6: установить, что в ведении Министерства культуры Российской Федерации находятся Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федеральное архивное агентство. Ст.15 налагает на министерства новые функции, устанавливает, что министерства вправе: давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания; приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом. Указ Президента РФ напрямую доказывает то, что государство тщательно занимается тем, чтобы федеральные министерства и федеральные службы правильно функционировали и профессионально выполняли контрольно-надзорные полномочия.

Основываясь на Федеральный Закон РФ от 26 декабря 2008 г. №294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)", который регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, мы выясним, что именно входит в полномочия по контролю и надзору. Ст.4 п.2 перечисляет их полномочия:

1) разработка и реализация  единой государственной политики  в области защиты прав юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей  при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

2) организация и осуществление  федерального государственного  контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

3) принятие административных  регламентов проведения проверок  при осуществлении федерального  государственного контроля (надзора);

4) организация и проведение  мониторинга эффективности федерального  государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения  которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

5) осуществление других  предусмотренных законодательством  Российской Федерации полномочий.

Также закон регламентирует функции органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющие муниципальный контроль. Их детально описывают статьи 5 и 6. Также закон задевает немаловажную сторону взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведение проверок (ст.7).

Федеральный Закон показывает, какого рода действия, возможно, осуществлять для контроля и надзора, а именно: проведение внеплановых проверок, документационная проверка, выездная проверка, также он регламентирует как и каким образом эти действия необходимо осуществлять.

Контрольно-надзорными полномочиями напрямую также обладает Правительство РФ, которое является наиважнейшим органом исполнительной власти в нашем государстве. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О правительстве РФ" от 17.12.1997 г. с изменениями от 29.01.2010 г. Правительство РФ:

1. осуществляет систематический  контроль за исполнением Конституции  РФ и федеральных законов федеральными  органами исполнительной власти  и органами исполнительной власти  субъектов РФ, принимает все возможные меры по устранению нарушению законодательства РФ;

2. руководит и контролирует  действия министерств и иных  федеральных органов исполнительной власти;

3. осуществляет контрольные  функции при утверждении положений  о федеральных министерствах  и об иных федеральных органов исполнительной власти;

4. имеет в своей компетенции  право отменить акты федеральных  органов исполнительной власти или приостановить их действие;

5. контролирует деятельность  органов исполнительной власти  субъектов РФ в отношении вопросов, отнесенных к ведению РФ и  полномочиям РФ по предметам  совместного ведения РФ и субъектов  РФ, разрешает конфликты между  федеральными органами и органами  субъектов исполнительной власти РФ;

6. вносит, в случае противоречия  актов органов исполнительной  власти Конституции РФ, федеральным  конституционным законам, федеральным  законам, международным обязательствам  РФ, правам и свободам человека  и гражданина, предложения о приостановлении  их действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Административное право  в схемах и определениях. Учебное  пособие. Овсянко Д.М. М., Юрист. 2002 г.

2. Административное право  России. Учебник. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. М., Проспект. 2006 г

3. КоАП РФ от 30.12.2001 с  изменениями в редакции от 21.12.2009 г.

4. Габричидзе Б.Н., ЕлисеевБ.П. Российское административное право. М.,2007 г.

5. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право: Учебник.- М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2004 г.

6. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. - М. «ТЕИС», 2003 г.

7. Авакьян С.А Государственная власть и местное самоуправление в Москве.- М.:Издательство МГУ, 2001 г.

8. Структура Федеральных органов исполнительной власти (в редакции указов Президента РФ от 28.07.2004 г. № 976, от 13.09.2004 г. № 1168)

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и виды федеральных органов исполнительной власти