Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 00:56, реферат
Правовая основа системы и структуры органов исполнительной власти включает Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», указ Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"(ред. от 22.06.2010), указ Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 25.06.2012), иные указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Конституция РФ не затрагивает вопрос о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, фактически предоставляя его на решение Президента РФ на основе соответствующих представлений Председателя Правительства. Отсутствует и федеральный закон, специально посвященный федеральным органам исполнительной власти.
- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Этот же указ определяет, какие именно органы исполнительной власти имеют в своей компетенции исполнять контрольно-надзорные полномочия. Рассмотрим эти органы поочерёдно:
- федеральное министерство - орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности, возглавляемый министром РФ; в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ РФ, ФЗ?РФ, актами Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключениями, установленными теме же правовыми актами, которые приведены выше. Также министерства осуществляют контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, в связи, с чем федеральный министр осуществляет следующие функции:
1. утверждает ежегодный
план и показатели
2. вносит в Правительство
Российской Федерации по
3. вносит в Министерство
финансов Российской Федерации
предложения по формированию
федерального бюджета и
4. вносит в Правительство
Российской Федерации проекты
нормативных правовых актов, относящихся
к определенной ему сфере
5. во исполнение поручений
Президента Российской
6. имеет право отменить
противоречащее федеральному
7. назначает на должность
и освобождает от должности
по представлению
8. вносит в Правительство
Российской Федерации
9. принимает нормативные
правовые акты по сферам
10. вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;
11. вносит в Правительство
Российской Федерации по
12. назначает проверки
деятельности внебюджетных
- федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности, возглавляемый руководителем (директором) федеральной службы. В область ведения федеральных служб входит издание индивидуальных правовых актов, на основании и во исполнении Конституции РФ, ФКЗ РФ, ФЗ РФ, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов министерств РФ.
Таким образом, мы делаем вывод, что контрольно-надзорными полномочиями в РФ наделены Федеральные Министерства РФ и Федеральные службы РФ, а наделяет их непосредственно Президент путём издания Указов и Правительство РФ.
Возьмём также во внимание Указ Президента от 12.05.2008 г. "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти". В соответствии с ним Министерства РФ и федеральные службы РФ переформировываются и изменяются в плане компетенции и численности штата. Примером нам может послужить ст.5: передать Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав; ст.6: установить, что в ведении Министерства культуры Российской Федерации находятся Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федеральное архивное агентство. Ст.15 налагает на министерства новые функции, устанавливает, что министерства вправе: давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания; приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом. Указ Президента РФ напрямую доказывает то, что государство тщательно занимается тем, чтобы федеральные министерства и федеральные службы правильно функционировали и профессионально выполняли контрольно-надзорные полномочия.
Основываясь на Федеральный Закон РФ от 26 декабря 2008 г. №294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)", который регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, мы выясним, что именно входит в полномочия по контролю и надзору. Ст.4 п.2 перечисляет их полномочия:
1) разработка и реализация
единой государственной
2) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;
3) принятие административных
регламентов проведения
4) организация и проведение
мониторинга эффективности
5) осуществление других
предусмотренных
Также закон регламентирует функции органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющие муниципальный контроль. Их детально описывают статьи 5 и 6. Также закон задевает немаловажную сторону взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведение проверок (ст.7).
Федеральный Закон показывает, какого рода действия, возможно, осуществлять для контроля и надзора, а именно: проведение внеплановых проверок, документационная проверка, выездная проверка, также он регламентирует как и каким образом эти действия необходимо осуществлять.
Контрольно-надзорными полномочиями напрямую также обладает Правительство РФ, которое является наиважнейшим органом исполнительной власти в нашем государстве. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О правительстве РФ" от 17.12.1997 г. с изменениями от 29.01.2010 г. Правительство РФ:
1. осуществляет систематический
контроль за исполнением
2. руководит и контролирует действия министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
3. осуществляет контрольные
функции при утверждении
4. имеет в своей компетенции
право отменить акты
5. контролирует деятельность
органов исполнительной власти
субъектов РФ в отношении
6. вносит, в случае противоречия актов органов исполнительной власти Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ, правам и свободам человека и гражданина, предложения о приостановлении их действия.
Список использованной литературы
1. Административное право в схемах и определениях. Учебное пособие. Овсянко Д.М. М., Юрист. 2002 г.
2. Административное право России. Учебник. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. М., Проспект. 2006 г
3. КоАП РФ от 30.12.2001 с изменениями в редакции от 21.12.2009 г.
4. Габричидзе Б.Н., ЕлисеевБ.П. Российское административное право. М.,2007 г.
5. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право: Учебник.- М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2004 г.
6. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. - М. «ТЕИС», 2003 г.
7. Авакьян С.А Государственная власть и местное самоуправление в Москве.- М.:Издательство МГУ, 2001 г.
8. Структура Федеральных органов исполнительной власти (в редакции указов Президента РФ от 28.07.2004 г. № 976, от 13.09.2004 г. № 1168)
Информация о работе Понятие и виды федеральных органов исполнительной власти