Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 17:13, курсовая работа
Важным фактором развития местного самоуправления является формирование муниципального права как новой отрасли российского права. Соответственно, анализ некоторых проблем муниципального права представлен в настоящей работе как своего рода интегративная правовая основа реализации конституционной модели местного самоуправления, основанной на сочетании норм и институтов самой по себе Конституции, а также решений Конституционного Суда РФ по муниципально-правовой проблематике.
Введение……………………………………………………………………...2
Понятие местного самоуправления……………………………………..4
Система и основы местного самоуправления…………………………10
Местное самоуправление и государственная власть…………………17
Список использованной литературы……………………………………...22
В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления.12 Таким образом, закрепляются две основные группы форм реализации народом своего суверенного полновластия: формы непосредственного народовластия и формы опосредованного народовластия через системы органов власти. В последнем случае речь идёт о системе органов государственной власти и системе органов местного самоуправления.
Согласно Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в различных организационных формах.13В своей совокупности эти формы образуют систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.
Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что она основывается на демократических принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных местных традиций и определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно.
Единство
данной системы проявляется в
разграничении предметов
Между всеми организационными формами местного самоуправления существует тесная организационно-правовая связь. Так, органы местного самоуправления – один из основных элементов системы местного самоуправления – избираются непосредственно населением или образуются представительным органом муниципального образования, формируемым населением муниципального образования.14
В
исключительной компетенции представительного
органа муниципального образования
находится осуществление
Вместе с тем следует иметь в виду, что в отличие, например, от государственных органов Российской Федерации, образующих единую систему в рамках государства, местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих муниципальных образований, а система местного самоуправления, сложившаяся в одном муниципальном образовании, независима от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании.
Аналогичным образом складываются и взаимоотношения между органами самоуправления этих образований. Подчиненность органа или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.15
Вместе с тем Федеральный закон устанавливает формы взаимодействия муниципального района с городскими и сельскими поселениями, которые входят в состав муниципального района; допускает возможность формирования представительного органа муниципального района из представителей соответствующих органов местного самоуправления поселений.16
В
целях взаимодействия органов местного
самоуправления, выражения и защиты
общих интересов муниципальных
образований Федеральный закон
предусматривает образование
Для
организации взаимодействия муниципальных
образований, советов муниципальных
образований субъектов
Совокупность организационных форм осуществления местного самоуправления в рамках муниципального образования образует систему местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других форм осуществления местного самоуправления, других форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения.
Термин «основы местного самоуправления» является новым для российского государствоведения. Впервые это понятие было введено Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с необходимостью установления основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления.19 Основы местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельность деятельности населения по управлению местными делами, независимость и невмешательство со стороны органов государственной власти, создавать условия для эффективного решения вопросов, возникающих на местном уровне.
Под основой местного самоуправления следует понимать объективно сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальной властью.20
Можно выделить следующие элементы основ местного самоуправления: правовые основы, территориальные основы, организационные основы, финансовые основы, экономические основы (финансово-экономические основы).
Согласно ст.4 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют:
1)
общепризнанные принципы и
2) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);
3)
конституции (уставы), законы и
иные нормативные правовые
4)
уставы муниципальных
В перечне нормативных правовых актов, составляющих правовую основу местного самоуправления, на первое место Федеральный закон поставил общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации (к которым, в частности, относится Европейская хартия местного самоуправления и в соответствии со ст.15 Конституции РФ ставшая частью нашей правовой системы).21
Такое законодательное расположение нормативных правовых актов можно, в частности, объяснить тем, что местное самоуправление обеспечивает реализацию общепризнанного права каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей, и в силу этого местное самоуправление является одной из главных основ любого демократического строя.
Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.22
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Организационные основы местного самоуправления – это совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.23
Организационные основы местного самоуправления не остаются неизменными. Их развитие обусловлено эволюцией местного самоуправления, изменением муниципального законодательства, поиском оптимальных организационных моделей местного самоуправления, форм и методов работы муниципальных органов.
Финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.24
Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В
соответствии с требованиями Федерального
закона 2003 г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», других федеральных
законов, законов субъектов Федерации
в уставах муниципальных
3. Взаимоотношение органов местного самоуправления и органов государственной власти.
Органы
местного самоуправления не входят в
систему органов
Принцип организационного обособления местного самоуправления призван обеспечить возможность муниципальным образованиям, «не нарушая более общих законодательных положений», самим «определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление».28 В соответствии с данным положением ст. 131 Конституции РФ закрепляет, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчётность, вопросы организации и деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством. Так в Уставе Самарской области все это определяется шестнадцатой, семнадцатой, восемнадцатой и девятнадцатой главами.29
Рассматриваемый принцип предопределяет взаимоотношений муниципальных образований между собой. Согласно ст.17 Федерального закона 2003 г. общие полномочия органов местного самоуправления, установленные данной статьёй, осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. При этом подчинённость органа или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Информация о работе Понятие и содержание местного самоуправления