Паспортная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение паспортной система Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Дать понятие, содержание, цели паспортной системы;
- Рассмотреть вопросы прав и обязанностей граждан в условиях паспортной системы Российской Федерации;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………………...6
1.1 История возникновения паспортной системы………………………………...6
1.2 Понятие и виды паспортизации населения Российской Федерации………………………………………………………………………25
1.3 Цели и задачи паспортизации населения……………………………………..36
ГЛАВА 2. ПАСПОРТ – ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ, УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ ЛИЧНОСТЬ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………….45
2.1 Основания для выдачи и замены паспорта…………………………………...45
2.2 Виды паспортов граждан Российской Федерации…………………………...49
2.3 Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета………………….66
2.4 Особенности паспортно-визовой деятельности……………………………...72
ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………96

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 492.50 Кб (Скачать)


3

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………………...6

1.1    История возникновения паспортной системы………………………………...6

1.2    Понятие и виды паспортизации населения Российской Федерации………………………………………………………………………25

1.3    Цели и задачи паспортизации населения……………………………………..36

ГЛАВА 2. ПАСПОРТ – ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ, УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ ЛИЧНОСТЬ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………….45

2.1 Основания для выдачи и замены паспорта…………………………………...45

2.2 Виды паспортов граждан Российской Федерации…………………………...49

2.3 Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета………………….66

2.4 Особенности паспортно-визовой деятельности……………………………...72

ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………88

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..93

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………96

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Российская паспортно-регистрационная система увязывает права людей с наличием у них отметки о регистрации по месту жительства, проставляемой в гражданском паспорте. Получение регистрации возможно только при наличии паспорта и прав на жилое помещение, что в условиях сниженной доступности жилья для большинства российского населения существенно ограничивает свободу передвижения на территории РФ. Люди без регистрации (и тем более без паспорта) оказываются исключенными из правового поля и из общества. На этих людей фактически не распространяется Конституция РФ, им недоступны все те возможности, которые доступны другим гражданам. Их не видит законодатель при разработке законов, их не видят органы власти при разработке целевых социальных программ для различных групп населения (молодежи, инвалидов и др.).

Однако паспортная система в России не только является одной из основных причин массового нарушения конституционных прав граждан, но и в значительной степени определяет особенности и перспективы социально-экономического и демографического развития России, оказывая во многом негативное влияние на эти процессы. В Советском Союзе система прописки и паспортный режим выполняли функции подавления инакомыслия и контроля над распределением рабочей силы по территории страны, необходимые для решения экономических задач и задач управления страной командно-административными методами. В современных российских реалиях паспортная система, основанная на старых принципах, уже не справляется с возложенными на нее функциями, становясь тормозом для развития страны.

Призванная создавать условия для реализации прав граждан и предупреждать правонарушения, эта система формирует административные барьеры и является причиной совершения многочисленных правонарушений и коррупции. Созданная в целях обеспечения необходимых условий для исполнения гражданином обязанностей перед другими гражданами и государством, она в целом ряде случаев делает их исполнение невозможным. Ярким примером этого может служить обязанность воинского учета.

Тема данной дипломной работы актуальна тем, что современное состояние правопорядка в Российской в значительной степени осложнена не только влиянием отечественной и зарубежной криминальной средой, но и упорядоченностью миграционных потоков населения, ослаблением в силу ряда причин объективного и субъективного характера контроля за въездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан и, прежде всего, граждан государств ближнего зарубежья – стран СНГ.

Объектом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и практического осуществления административно-правовой охраны порядка соблюдения паспортных правил.

Предметом  дипломной работы является  организационно-правовые основы функционирования паспортной системы, ее структурно-функционирующие элементы.

Целью данной работы является изучение паспортной система Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

-                     Дать понятие, содержание, цели паспортной системы;

-                     Рассмотреть вопросы прав и обязанностей граждан в условиях паспортной системы Российской              Федерации;

-                     Описывается паспорт, как основной вид документа гражданина;

-                     Рассматривается паспорт нового образца (биометрический паспорт);

-                     Показывается порядок выдачи заграничного паспорта.

Степень изученности данной темы. На протяжении многих лет отечественные ученые занимались изучением различных аспектов формирования, функционирования, эволюции и правового обеспечения паспортной системы Российской Федерации.

В  дипломной работе используются работы таких ученых, как  М.В. Костенников, А.В. Куракин, Ю.Н. Сосновская, Е.  Ситникова, Г. Мельничук, М.Б. Илезов, О.Н. Шерстобаев, Боков А.С..

Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике.

Нормативную основу курсовой работы составляют:

-                     Конституция Российской Федерации;

-                     ФКЗ;

-                     Федеральное законодательство, затрагивающее вопросы паспортной системы Российской Федерации;

-                     Указы Президента РФ;

-                     Постановления и распоряжения Правительства;

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались общенаучные, а также специальные методы познания.

Общенаучными методами явились такие методы как: метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, который применялся в определении паспортной системы. Системный метод дает возможность правильно и упорядоченно выделить основные виды паспортной системы. Метод сравнительного государствоведенья и правоведения, помогает изучать возникновение паспортной системы в Российской Федерации. С помощью конкретно-социологического метода  можно определить количество лиц нелегально мигрирующих в Российскую Федерацию.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней произведен комплексный анализ существующей в Российской Федерации паспортной системы, в особенности ее системных свойств, а также выявлены особенности правового регулирования деятельности федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в сфере применения элементов паспортной системы.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1  История возникновения паспортной системы

 

         Было бы неверно полагать, что прописка и система внутренних паспортов, ограничивающих права граждан зоной разрешенного проживания, являются в истории исключительно российским явлением.  Напротив, подобные порядки существовали во многих странах в различные периоды времени. Они зародились на Древнем Востоке затрагивая прежде всего сельское население. Затем проявились в сословном порядке средневековой Европы. Но наиболее полное свое выражение они получили в эпоху упадка Римской империи, найдя воплощение в позднем римском праве (вульгарном римском праве, послужившем основой для средневекового и позднейшего права)[1].

        По своей сути регистрационная и паспортная системы России представляют форму ограничения рабочей силы в свободе передвижения и выбора места проживания. Паспортно-регистрационная система устроена и функционирует таким образом, что люди могут трудиться без утраты многих своих прав лишь по месту формально установленного проживания. Паспорт выступает разрешением на передвижение, одновременно свидетельствуя о постоянном месте жительства человека. Институт прописки лишает российских граждан свободного выбора места жительства. Прописка (вся система регистрационных норм) и паспорт служат лишь формальным выражением правового порядка, согласно которому человек фактически не имеет права без разрешения государственных органов покидать место, в котором обязан проживать. Переселяясь на другую территорию, где ему не принадлежит жилая недвижимость, гражданин оказывается на полулегальном положении. Получение прописки, выступающей как разрешение на проживание, становится для него крупной проблемой. Это оборачивается серьезными затруднениями всего развития российской экономики.

          Порядок ограничения свободы передвижения и проживания для отдельных групп населения практиковался в истории на протяжении тысячелетий. Он мог быть очень суровым и относительно мягким, но никогда не определялся характером правителя. В основе установления норм контроля над населением всегда лежали экономические интересы определенных групп общества. Крестьян прикрепляли к земле и занятию, чтобы не дать им возможности уйти от эксплуатации. Работник, привязанный к средствам производства и конкретному месту обитания, не мог ускользнуть от феодала, присваивавшего часть крестьянского урожая и обязывавшего бесплатно трудиться на себя. С такого зависимого труженика государству удобней было собирать налоги[2].

          Жесткость прикрепления крестьян и ремесленников зависела от интересов правящего обществом класса. В одних исторических условиях отсутствие у большой части населения прав на свободу выбора места обитания способствовало хозяйственному развитию общества, в других — являлось его тормозом. Иногда выражало глубокий кризис всей прежде существовавшей системы экономических отношений и возникавших на их основе институтов. Когда экономическое развитие требовало освобождения рабочих рук от спутывавших их ограничительных норм закона, это неминуемо происходило как вследствие общественных потрясений, так и законодательных преобразований.

         Римский образец общества с широким распространением ограничительных норм в праве граждан менять место жительства, а с ним и профессию начал складываться в конце III века. Предшествовавший этому исторический период был временем глубокого кризиса всего римского рабовладельческого общества. На протяжении почти столетия средиземноморскую империю сотрясали непрерывные гражданские войны, восстания и вторжения варварских племен. Свирепствовали эпидемии. Наиболее сложный этап полосы нестабильности, продолжавшийся почти 50 лет, получил название «эпохи солдатских императоров». Накал политической борьбы был так велик, что императоры, правившие более двух лет, считались удачливыми. Никакой законной передачи власти, как правило, не происходило. Одного главу империи смещал другой.

         Конец политическому хаосу положил император Диоклетиан, правивший с 284 по 305 год. Он стабилизировал управление, но установил порядок, лишавший большинство свободных жителей империи их прежних прав. В период расцвета римского государства в Ι–ΙΙ веках в экономике господствовали товарные отношения. Все свободное население, от римских граждан до отпущенных на свободу рабов, могло беспрепятственно перемещаться по стране и выбирать себе место жительства исходя из собственных интересов. Люди не были ограничены в праве избрания профессии[3].

           К началу IV века многое изменилось. Римская хозяйственная система переживала тяжелейший кризис: прежние отношения рушились, многие города приходили в упадок, население сокращалось. Доходы от торговли снижались. В деревне происходил переход от производства на продажу к натуральному хозяйству. Место небольших поместий с использованием рабского труда занимали крупные имения — латифундии, землю в которых возделывали арендаторы. Налоговые поступления непрерывно сокращались. Люди бежали от тягот налогов, оставляя свои занятия. Государство теряло финансовую устойчивость. Чтобы сдержать распад старого общества, Диоклетиан принял жесткие меры. Он запретил подданным покидать места своего жительства и менять виды деятельности. Кузнецы должны были оставаться кузнецами, передавая по наследству не только имущество, но и обязательное занятие, кожевенники — кожевенниками, земледельцы — земледельцами. Владельцы мастерских или торговых предприятий обязаны были содержать их любой ценой. Все несли налоговые и иные тяготы в полной мере. После Диоклетиана другие правители империи, даже разделенной на Западную и Восточную державы, продолжали придерживаться той же политики. Самым тяжелым оказалось положение сельских арендаторов — колонов. Их статус был почти приравнен к статусу рабов. Прежний порядок заключения письменных и устных договоров с владельцем земли отменялся, колоны прикреплялись к ней навечно, были обязаны обрабатывать ее, выплачивая все подати[4].

           Созданный правовой порядок получил название прикрепления человека к месту и роду занятий. Изменять свое положение без разрешения власти не дозволялось. Тех, кто пытался бросить потерявшее всякий смысл, но прежде приносившее плоды дело, сурово наказывали. Сословная система римского общества стала жестче, более репрессивной. Бюрократическая машина империи выросла. На протяжении IV–VI веков нашей эры императоры Западной и Восточной римских империй ужесточали порядок, установленный Диоклетианом, параллельно упрощая законодательство. Своего пика этот процесс достиг в годы правления императора Юстиниана (527–565 годы), воплотившись в его кодексе. Юридическое основание для прикрепления человека к месту и ограничения его права на передвижение было разработано в римском государстве. Это не спасло его от хозяйственного ослабления и распада. Однако правовой базис, оформленный довольно детально, был создан и в дальнейшем не раз использовался.

         Корни российской системы прописки и паспортов лежат в глубоком прошлом. Вместе с зарождением на Руси феодального государства менялась вся система общественных прав и свобод. Еще до принятия христианства, княгиня Ольга отменила прежнюю практику полюдья, походов правителей за данью на формально подвластные государству племена. Вместо полюдья устанавливался оброк, собираемый уже не военной силой, а относительно мирно. Учету подлежали дворы, люди и скот племен. В зависимости от богатства подвластных земель устанавливался и регулярный оброк. В дальнейшем, земли, прежде принадлежавшие крестьянам-общинникам, оказались собственностью феодальной аристократии — боярства, во главе которой стояли князья. Система учета голов и имущества свободных землепашцев (смердов) превратилась в систему учета богатства феодального владения. Крестьяне попадали в зависимость к его хозяевам. Помимо внесения натурального оброка, они должны были также трудиться на его пашне — отрабатывать барщину. На их плечи ложилась и другая работа в хозяйстве господина. Сопротивление закабалению свободных крестьян подавлялось, а устанавливавшийся порядок подкреплялся идеологией православного терпения и послушания. Закладывались основы многовековой системы несвободы, в новых условиях выразившейся в форме прописки и паспортного порядка[5].

Информация о работе Паспортная система РФ