Основные понятия, предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:36, реферат

Краткое описание

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Файлы: 1 файл

правоохранительные органы.docx

— 34.79 Кб (Скачать)

При классификации  данной группы органов следовало  бы пользоваться дополнительным критерием: учитывать удельный вес деятельности по выявлению и расследованию  преступлений в общей массе полномочий конкретного органа. Скажем, для  капитана корабля, находящегося в дальнем  плавании, функция дознания является далеко не основной, хотя по закону в  случае совершения преступления кем-то из членов команды он обязан возбудить  уголовное дело и выполнить неотложные следственные действия по выявлению  и фиксации доказательств. Данную функцию  нельзя назвать основной и для  воинских начальников, для должностных  лиц таможенной службы, для служб  внешней разведки и охраны государственных  деятелей, для начальников частей и подразделений пограничных  войск, а равно для органов  контрразведки. В этом нетрудно убедиться  при ознакомлении с положениями  или иными правовыми актами, регулирующими  полномочия этих органов и должностных  лиц. Для них рассматриваемая  функция - крайне незначительная часть  того, что они обязаны делать. Поэтому было бы неправильно всех их целиком относить к правоохранительным. Из числа органов и должностных лиц данной группы полностью правоохранительными можно было бы считать, пожалуй, лишь органы внутренних дел, для которых борьба с преступлениями и иными правонарушениями, их выявление и расследование - основная задача. Именно они сталкиваются с большинством преступлений и административных правонарушений.

В течение длительного  времени считалось бесспорным, что  суд является одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в  последние годы это положение  нередко оспаривается. Высказывается  мнение, что суды не следует относить к правоохранительным органам. Они-де являются органами судебной власти, и  их нельзя включать в одну “команду”  с органами прокуратуры и исполнительной власти (юстиции, внутренних дел и  т. д.). Суды должны быть независимыми и  от них, подобно тому как судебная

власть должна быть независимой и от законодательной, и от исполнительной. В рассуждениях такого рода есть свой резон. Но их сторонники упускают из виду по крайней мере два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных отнюдь не означает лишения его независимости и подчинения другим однородным органам. К примеру, факт отнесения органов юстиции к правоохранительным не должен вести и не ведет к их зависимости от органов внутренних дел или прокуратуры. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной права. Это уже совсем лишено логики. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, именно ту власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна и может охранять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права. И данное положение практически никто не оспаривает.

По давно сложившейся  традиции в рамках дисциплины “Правоохранительные  органы” принято изучать адвокатуру, а заодно и иные организационные  формы оказания юридической помощи и ведения защиты по уголовным  делам, хотя их едва ли можно называть органами, тем более государственными. Они представляют собой негосударственные  образования, создаваемые для того, чтобы содействовать охране прав и законных интересов человека и  гражданина, государственных и негосударственных  учреждений. Другими словами, их задачи в значительной мере сходны с задачами государственных правоохранительных органов.

Ведущее место  среди них занимает адвокатура с  ее коллегиями адвокатов - добровольными  объединениями юристов-профессионалов, призванными выполнять важную правоохранительную функцию. К адвокатуре близко примыкают  иные формы оказания юридической  помощи, в том числе защиты по уголовным делам, получающие все  большее распространение в последние  годы. Это кооперативы и иные виды предпринимательской деятельности, берущие на себя выполнение адвокатских  функций.

 

§ 3. Предмет  и система дисциплины “Правоохранительные  органы”

 

Известно, что  предмет любой учебной дисциплины определяется прежде всего кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. В соответствии с такой общей установкой и определяется предмет преподаваемой в юридических высших учебных заведениях дисциплины “Правоохранительные органы”.

В значительной мере содержание предмета уже раскрыто в  предыдущих параграфах данной главы  учебника. Он включает сведения в первую очередь о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, а равно некоторых негосударственных  образованиях, призванных содействовать  такого рода деятельности. Среди этих сведений центральное место, естественно, занимают те, которые дают представление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и о конкретных ее направлениях (функциях), а равно о построении соответствующих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, главных полномочиях и задачах, взаимодействии друг с другом и со всем государственным механизмом. Внимание фокусируется также на порядке подбора и расстановки кадров соответствующих органов, их ответственности.

С учетом этого  дисциплину “Правоохранительные органы”  можно было бы определить как такую, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства.

В учебные планы  юридических вузов уже давно  включаются дисциплины, дающие начинающим студентам-юристам исходные сведения о судах, прокуратуре, органах юстиции  и расследования дел о преступлениях, адвокатуре и некоторых других учреждениях  и организациях, связанных с осуществлением функций, направленных на укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов государственных и  негосударственных организаций, отдельных  лиц. Их цель - предоставление минимума знаний об основных учреждениях, призванных обеспечивать реализацию правовых предписаний, а равно в целом о механизме правоприменения.

До революции 1917 г. в большинстве юридических  учебных заведений эта дисциплина не преподавалась как самостоятельная. Данные о судах и иных связанных  с ними органах, их основных полномочиях  обычно сообщались студентам в рамкахдругих дисциплин - гражданского и уголовного процесса. Но уже тогда были попытки ввести для изучения данных такого рода самостоятельную дисциплину под названием “Судоустройство”.

В первые десятилетия  после Октябрьской революции  эта дисциплина получила широкое  распространение. Называли ее по-прежнему - “Судоустройство”. И такое наименование в тех условиях было вполне оправданным, поскольку существовавшее тогда  законодательство о судоустройстве комплексно регламентировало основы организации  и деятельности не только судов, но и учреждений юстиции, прокуратуры, следствия и адвокатуры, а равно  некоторых других органов. Такими были, например, Положения о судоустройстве РСФСР, принимавшиеся в 1922 и 1926 гг. Наименование дисциплины прямо отражало благие намерения хотя бы декларировать ведущую роль суда среди правоохранительных органов, а также тот факт, что в те времена следственный аппарат находился в ведении судов, а прокуроры при рассмотрении дел в судах выполняли лишь функцию обвинения и опротестования судебных решений.

Как известно, по мере формирования командно-административной системы с ее централизмом и подчинением  всего государственного аппарата непосредственно  Центру претерпели существенные изменения  организация и полномочия прокуратуры. Она стала строго централизованным учреждением, уполномоченным надзирать  и за деятельностью суда, влиять на его решения. В таких условиях все больше зрело мнение, что изложение  данных об основах организации и  деятельности прокуратуры в рамках дисциплины, именуемой “Судоустройством”, лишено логики. Поэтому предлагалось изменить это наименование и включить в него упоминание не только суда, но и прокуратуры. Это произошло  в середине 50-х гг., когда вместо “Судоустройства” в учебные планы  юридических вузов была включена дисциплина “Организация суда и прокуратуры  в СССР”. Под таким заголовком дисциплина просуществовала до конца70-х  гг., когда ее еще раз изменили и стали называть “Суд и правосудие в СССР”. Но на этом поиски самого удачного наименования дисциплины не закончились. В 1988 г. она получила еще одно название - “Правоохранительные органы в  СССР”. В 1992 г. по известным причинам из него “исчезло” упоминание СССР, а в наши дни начались эксперименты по реставрации того названия, которое было в первые десятилетия советского периода, но без существенного изменения содержания этой дисциплины.

Предпринятым  в 1988 г. изменением подчеркнута необходимость  включения в рассматриваемую  учебную дисциплину достаточно полных сведений не только о каком-то одном  или двух правоохранительных органах - судах и прокуратуре, но и обо  всех, поскольку все они взаимосвязаны. В результате в учебной программе  и учебной литературе большее  внимание вполне обоснованно стало  уделяться органам юстиции, органам  внутренних дел, другим органам, призванным выявлять и расследовать преступления.

Однако в целом  система дисциплины существенно  не изменилась. Как и прежде, в  ее рамках рассматриваются некоторые  общие вопросы, связанные с характеристикой  и уяснением понятия и содержания правоохранительной деятельности, круга  государственных и негосударственных  организаций, создаваемых для выполнения этой деятельности, некоторых исходных идей, которые лежат в основе построения правоохранительных органов, их взаимодействия друг с другом и иными учреждениями.

В полном соответствии с признанием особой роли правосудия и иной деятельности судов в реализации замыслов, направленных на придание нашему государству правового облика, значительное внимание уделяется раскрытию понятия  правосудия и его демократических  основ (принципов), изложению сведений о построении судебной системы в  целом, характеристике организации  и главных полномочий всех звеньев  общих, военных и арбитражных  судов, Конституционного Суда РФ. Именно этим вопросам отведена большая часть тем.

Система дисциплины охватывает также темы, посвященные  организационному обеспечению деятельности судов, прокурорскому надзору и  иным направлениям работы прокуратуры, выявлению и расследованию преступлений, оказанию юридической помощи, а вместе с этим и построению органов и  учреждений, выполняющих эти правоохранительные функции.

 

§ 4. Соотношение  дисциплины “Правоохранительные органы”  с другими юридическими дисциплинами

 

“Правоохранительные органы” - один из вводных предметов, дающих, как уже отмечалось выше, исходные сведения о правоохранительной деятельности и осуществляющих ее государственных  органах и иных учреждениях. Эти  сведения находятся в тесной связи  и взаимозависимости со сведениями, которые даются студентам юридических  вузов при изучении ряда смежных дисциплин.

К числу последних  можно было бы отнести “Конституционное право”, в рамках которого наряду с  освещением многих других проблем дается общая картина роли и места  правоохранительных органов в системе  всех органов государства, характеризуются  взаимосвязи между ними, определяются основные (конституционные) принципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений  Конституции РФ, конституций республик  в составе Российской Федерации, других российских законов, в том  числе положений, содержащихся в главах 11 и VII первого раздела Конституции РФ, специально посвященных правам и свободам человека и гражданина, правосудию.

Немало точек  соприкосновения имеет рассматриваемая  дисциплина и с дисциплиной “Административное  право”, одной из задач которой  является изучение закономерностей  организации и функционирования всех органов государственного управления (исполнительных органов). Такие правоохранительные органы, как Министерство юстиции  РФ, Министерство внутренних дел РФ и подчиненные им учреждения свои правоохранительные функции осуществляют одновременно с функциями управленческими (исполнительными). В связи с этим некоторые аспекты их организации  и полномочий, преимущественно управленческие, получают необходимое освещение  в курсе “Административного права”. Там же даются подробные сведения об основных правилах применения административной ответственности за соответствующие  проступки.

Весьма тесно  дисциплина “Правоохранительные органы”  связана с дисциплиной “Уголовный процесс”, основное назначение которой - глубокий анализ содержания деятельности всех правоохранительных органов, связанной  с производством по делам о  преступлениях. Эта дисциплина дает представление о том, как должны действовать правоохранительные органы при раскрытии преступлений, изобличении  лиц, виновных в их совершении, и  определении мер правового воздействия  на таких лиц, а равно при принятии решений о их реабилитации, если привлечение к уголовной ответственности было незаконным. Она также дает ориентацию, как должны строиться возникающие в ходе названной деятельности отношения между правоохранительными органами, между ними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершенным преступлением. Организация правоохранительных органов в значительной мере зависит от содержания выполняемой ими деятельности, порядка (процедуры) производства конкретных действий. И наоборот: содержание деятельности существенно зависит от решения организационных вопросов, т. е. от того, как, скажем, должны строиться и фактически строятся взаимоотношения между прокурором и следователем, прокурором и судом, адвокатом -защитником обвиняемого и следователем.

“Правоохранительные органы” как учебная дисциплина также тесно соприкасается с  курсом “Гражданский процесс”, который  тоже имеет дело преимущественно  с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением  и разрешением гражданских дел - дел об имущественных и некоторых  неимущественных спорах (как будет  показано ниже, речь идет об очень широком  круге дел).

Не изолирована  дисциплина “Правоохранительные органы”  и от таких юридических дисциплин, как “Общая теория государства и  права” и “Отечественная история  государства и права”. Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как нашими современниками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении основ теории государства и права, отечественной и зарубежной истории..

 

 


Информация о работе Основные понятия, предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы"