Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:36, реферат
Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
При классификации данной группы органов следовало бы пользоваться дополнительным критерием: учитывать удельный вес деятельности по выявлению и расследованию преступлений в общей массе полномочий конкретного органа. Скажем, для капитана корабля, находящегося в дальнем плавании, функция дознания является далеко не основной, хотя по закону в случае совершения преступления кем-то из членов команды он обязан возбудить уголовное дело и выполнить неотложные следственные действия по выявлению и фиксации доказательств. Данную функцию нельзя назвать основной и для воинских начальников, для должностных лиц таможенной службы, для служб внешней разведки и охраны государственных деятелей, для начальников частей и подразделений пограничных войск, а равно для органов контрразведки. В этом нетрудно убедиться при ознакомлении с положениями или иными правовыми актами, регулирующими полномочия этих органов и должностных лиц. Для них рассматриваемая функция - крайне незначительная часть того, что они обязаны делать. Поэтому было бы неправильно всех их целиком относить к правоохранительным. Из числа органов и должностных лиц данной группы полностью правоохранительными можно было бы считать, пожалуй, лишь органы внутренних дел, для которых борьба с преступлениями и иными правонарушениями, их выявление и расследование - основная задача. Именно они сталкиваются с большинством преступлений и административных правонарушений.
В течение длительного времени считалось бесспорным, что суд является одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последние годы это положение нередко оспаривается. Высказывается мнение, что суды не следует относить к правоохранительным органам. Они-де являются органами судебной власти, и их нельзя включать в одну “команду” с органами прокуратуры и исполнительной власти (юстиции, внутренних дел и т. д.). Суды должны быть независимыми и от них, подобно тому как судебная
власть должна быть независимой и от законодательной, и от исполнительной. В рассуждениях такого рода есть свой резон. Но их сторонники упускают из виду по крайней мере два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных отнюдь не означает лишения его независимости и подчинения другим однородным органам. К примеру, факт отнесения органов юстиции к правоохранительным не должен вести и не ведет к их зависимости от органов внутренних дел или прокуратуры. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной права. Это уже совсем лишено логики. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, именно ту власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна и может охранять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права. И данное положение практически никто не оспаривает.
По давно сложившейся
традиции в рамках дисциплины “Правоохранительные
органы” принято изучать
Ведущее место
среди них занимает адвокатура с
ее коллегиями адвокатов - добровольными
объединениями юристов-
§ 3. Предмет и система дисциплины “Правоохранительные органы”
Известно, что
предмет любой учебной
В значительной мере
содержание предмета уже раскрыто в
предыдущих параграфах данной главы
учебника. Он включает сведения в первую
очередь о государственных
С учетом этого дисциплину “Правоохранительные органы” можно было бы определить как такую, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства.
В учебные планы
юридических вузов уже давно
включаются дисциплины, дающие начинающим
студентам-юристам исходные сведения
о судах, прокуратуре, органах юстиции
и расследования дел о
До революции
1917 г. в большинстве юридических
учебных заведений эта
В первые десятилетия после Октябрьской революции эта дисциплина получила широкое распространение. Называли ее по-прежнему - “Судоустройство”. И такое наименование в тех условиях было вполне оправданным, поскольку существовавшее тогда законодательство о судоустройстве комплексно регламентировало основы организации и деятельности не только судов, но и учреждений юстиции, прокуратуры, следствия и адвокатуры, а равно некоторых других органов. Такими были, например, Положения о судоустройстве РСФСР, принимавшиеся в 1922 и 1926 гг. Наименование дисциплины прямо отражало благие намерения хотя бы декларировать ведущую роль суда среди правоохранительных органов, а также тот факт, что в те времена следственный аппарат находился в ведении судов, а прокуроры при рассмотрении дел в судах выполняли лишь функцию обвинения и опротестования судебных решений.
Как известно, по мере формирования командно-административной системы с ее централизмом и подчинением всего государственного аппарата непосредственно Центру претерпели существенные изменения организация и полномочия прокуратуры. Она стала строго централизованным учреждением, уполномоченным надзирать и за деятельностью суда, влиять на его решения. В таких условиях все больше зрело мнение, что изложение данных об основах организации и деятельности прокуратуры в рамках дисциплины, именуемой “Судоустройством”, лишено логики. Поэтому предлагалось изменить это наименование и включить в него упоминание не только суда, но и прокуратуры. Это произошло в середине 50-х гг., когда вместо “Судоустройства” в учебные планы юридических вузов была включена дисциплина “Организация суда и прокуратуры в СССР”. Под таким заголовком дисциплина просуществовала до конца70-х гг., когда ее еще раз изменили и стали называть “Суд и правосудие в СССР”. Но на этом поиски самого удачного наименования дисциплины не закончились. В 1988 г. она получила еще одно название - “Правоохранительные органы в СССР”. В 1992 г. по известным причинам из него “исчезло” упоминание СССР, а в наши дни начались эксперименты по реставрации того названия, которое было в первые десятилетия советского периода, но без существенного изменения содержания этой дисциплины.
Предпринятым
в 1988 г. изменением подчеркнута необходимость
включения в рассматриваемую
учебную дисциплину достаточно полных
сведений не только о каком-то одном
или двух правоохранительных органах
- судах и прокуратуре, но и обо
всех, поскольку все они
Однако в целом
система дисциплины существенно
не изменилась. Как и прежде, в
ее рамках рассматриваются некоторые
общие вопросы, связанные с характеристикой
и уяснением понятия и
В полном соответствии с признанием особой роли правосудия и иной деятельности судов в реализации замыслов, направленных на придание нашему государству правового облика, значительное внимание уделяется раскрытию понятия правосудия и его демократических основ (принципов), изложению сведений о построении судебной системы в целом, характеристике организации и главных полномочий всех звеньев общих, военных и арбитражных судов, Конституционного Суда РФ. Именно этим вопросам отведена большая часть тем.
Система дисциплины
охватывает также темы, посвященные
организационному обеспечению деятельности
судов, прокурорскому надзору и
иным направлениям работы прокуратуры,
выявлению и расследованию
§ 4. Соотношение дисциплины “Правоохранительные органы” с другими юридическими дисциплинами
“Правоохранительные органы” - один из вводных предметов, дающих, как уже отмечалось выше, исходные сведения о правоохранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости со сведениями, которые даются студентам юридических вузов при изучении ряда смежных дисциплин.
К числу последних можно было бы отнести “Конституционное право”, в рамках которого наряду с освещением многих других проблем дается общая картина роли и места правоохранительных органов в системе всех органов государства, характеризуются взаимосвязи между ними, определяются основные (конституционные) принципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений Конституции РФ, конституций республик в составе Российской Федерации, других российских законов, в том числе положений, содержащихся в главах 11 и VII первого раздела Конституции РФ, специально посвященных правам и свободам человека и гражданина, правосудию.
Немало точек
соприкосновения имеет
Весьма тесно
дисциплина “Правоохранительные органы”
связана с дисциплиной “
“Правоохранительные
органы” как учебная дисциплина
также тесно соприкасается с
курсом “Гражданский процесс”, который
тоже имеет дело преимущественно
с содержанием деятельности суда,
но такой, которая связана с
Не изолирована дисциплина “Правоохранительные органы” и от таких юридических дисциплин, как “Общая теория государства и права” и “Отечественная история государства и права”. Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как нашими современниками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении основ теории государства и права, отечественной и зарубежной истории..
Информация о работе Основные понятия, предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы"