ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ
И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ" /
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ"
Известно, что
предмет любой учебной дисциплины
определяется кругом тех вопросов и
проблем, которые должны изучаться
в ее рамках. В соответствии с
такой общей установкой и определяется
предмет преподаваемой в юридических
высших учебных заведениях дисциплины
"Правоохранительные органы". Содержание
предмета включает сведения о государственных
органах, выполняющих правоохранительную
деятельность, а также о некоторых
негосударственных образованиях, призванных
содействовать такого рода деятельности.
Среди этих сведений центральное место,
естественно, занимают те, которые дают
представление не только о правоохранительной
деятельности в целом, но и о конкретных
ее направлениях (функциях), а также о построении
соответствующих органов или организаций,
их структуре, взаимосвязи и соподчиненности,
главных полномочиях и задачах, взаимодействии
друг с другом и со всем государственным
механизмом. Внимание фокусируется также
на порядке подбора и расстановки кадров
соответствующих органов, их ответственности.
С учетом этого дисциплину "Правоохранительные
органы" можно было бы определить как
такую, в рамках которой изучаются основы
организации и наиболее существенные
направления и задачи деятельности этих
органов, их взаимодействие друг с другом
и иными органами государства. В учебные
планы юридических вузов уже давно включаются
дисциплины, дающие начинающим студентам-юристам
исходные сведения о судах, прокуратуре,
органах юстиции и расследовании дел о
преступлениях, адвокатуре и некоторых
других учреждениях и организациях, связанных
с осуществлением функций, направленных
на укрепление законности и правопорядка,
охрану прав и законных интересов государственных
и негосударственных организаций, отдельных
лиц. Их цель - предоставление минимума
знаний об основных учреждениях, призванных
обеспечивать реализацию правовых предписаний,
а также о механизме правоприменения.
До революции 1917 г. в большинстве юридических
учебных заведений эта дисциплина не преподавалась
как самостоятельная. Данные о судах и
иных связанных с ними органах, их основных
полномочиях обычно сообщались студентам
в рамках других дисциплин. Но уже тогда
были попытки ввести для изучения данных
такого рода самостоятельную дисциплину
под названием "Судоустройство".
В первые десятилетия после Октябрьской
революции эта дисциплина получила широкое
распространение. Называли ее "Судоустройство".
И такое наименование в тех условиях было
вполне оправданным, поскольку существовавшее
тогда законодательство о судоустройстве
комплексно регламентировало основы организации
и деятельности не только судов, но и учреждений
юстиции, прокуратуры, следствия и адвокатуры,
некоторых других органов. По мере формирования
командно-административной системы с
ее централизмом и подчинением всего государственного
аппарата непосредственно Центру претерпели
существенные изменения организация и
полномочия прокуратуры. Она стала строго
централизованным учреждением, уполномоченным
надзирать за деятельностью суда, влиять
на его решения. В таких условиях все больше
зрело мнение, что изложение данных об
основах организации и деятельности прокуратуры
в рамках дисциплины, именуемой "Судоустройством",
лишено логики. Поэтому предлагалось изменить
это наименование и включить в него упоминание
не только суда, но и прокуратуры. Это произошло
в середине 50-х гг., когда вместо "Судоустройства"
в учебные планы юридических вузов была
включена дисциплина "Организация суда
и прокуратуры в СССР". Под таким заголовком
дисциплина просуществовала до конца
70-х гг., когда ее еще раз изменили и стали
называть "Суд и правосудие в СССР".
Но на этом поиски самого удачного наименования
дисциплины не закончились. В 1988 г. она
получила еще одно название - "Правоохранительные
органы в СССР". В 1992 г. по известным
причинам из него "исчезло" упоминание
СССР, а в наши дни начались эксперименты
по реставрации того названия, которое
было в первые десятилетия советского
периода, но без существенного изменения
содержания этой дисциплины. Предпринятым
в 1988 г. изменением подчеркнута необходимость
включения в рассматриваемую учебную
дисциплину достаточно полных сведений
не только о каком-то одном или двух правоохранительных
органах, но и обо всех, поскольку все они
взаимосвязаны. В учебной программе и
учебной литературе большее внимание
стало уделяться органам юстиции, органам
внутренних дел, другим органам, призванным
выявлять и расследовать преступления.
Однако в целом система дисциплины существенно
не изменилась. Как и прежде, в ее рамках
рассматриваются некоторые общие вопросы,
связанные с характеристикой и уяснением
понятия и содержания правоохранительной
деятельности, круга государственных
и негосударственных организаций, создаваемых
для выполнения этой деятельности, некоторых
исходных идей, которые лежат в основе
построения правоохранительных органов,
их взаимодействия друг с другом и иными
учреждениями. В полном соответствии с
признанием особой роли правосудия и иной
деятельности судов в реализации замыслов,
направленных на придание нашему государству
правового облика, значительное внимание
уделяется раскрытию понятия правосудия
и его демократических основ (принципов),
изложению сведений о построении судебной
системы в целом, характеристике организации
и главных полномочий всех звеньев общих,
военных и арбитражных судов, Конституционного
суда РФ. Именно этим вопросам отведена
большая часть тем. Система дисциплины
охватывает также темы, посвященные организационному
обеспечению деятельности судов, прокурорскому
надзору и иным направлениям работы прокуратуры,
выявлению и расследованию преступлений,
оказанию юридической помощи, построению
органов и учреждений, выполняющих эти
правоохранительные функции.