Основные понятия, предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы""

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:53, доклад

Краткое описание

Известно, что предмет любой учебной дисциплины определяется кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. В соответствии с такой общей установкой и определяется предмет преподаваемой в юридических высших учебных заведениях дисциплины "Правоохранительные органы". Содержание предмета включает сведения о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, а также о некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать такого рода деятельности. Среди этих сведений центральное место, естественно, занимают те, которые дают представление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и о конкретных ее направлениях (функциях)

Файлы: 1 файл

1 вопрос.docx

— 17.71 Кб (Скачать)
 

ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ  И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ" / ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ" 
 

Известно, что  предмет любой учебной дисциплины определяется кругом тех вопросов и  проблем, которые должны изучаться  в ее рамках. В соответствии с  такой общей установкой и определяется предмет преподаваемой в юридических  высших учебных заведениях дисциплины "Правоохранительные органы". Содержание предмета включает сведения о государственных  органах, выполняющих правоохранительную деятельность, а также о некоторых  негосударственных образованиях, призванных содействовать такого рода деятельности. Среди этих сведений центральное место, естественно, занимают те, которые дают представление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и о конкретных ее направлениях (функциях), а также о построении соответствующих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, главных полномочиях и задачах, взаимодействии друг с другом и со всем государственным механизмом. Внимание фокусируется также на порядке подбора и расстановки кадров соответствующих органов, их ответственности. С учетом этого дисциплину "Правоохранительные органы" можно было бы определить как такую, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства. В учебные планы юридических вузов уже давно включаются дисциплины, дающие начинающим студентам-юристам исходные сведения о судах, прокуратуре, органах юстиции и расследовании дел о преступлениях, адвокатуре и некоторых других учреждениях и организациях, связанных с осуществлением функций, направленных на укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, отдельных лиц. Их цель - предоставление минимума знаний об основных учреждениях, призванных обеспечивать реализацию правовых предписаний, а также о механизме правоприменения. До революции 1917 г. в большинстве юридических учебных заведений эта дисциплина не преподавалась как самостоятельная. Данные о судах и иных связанных с ними органах, их основных полномочиях обычно сообщались студентам в рамках других дисциплин. Но уже тогда были попытки ввести для изучения данных такого рода самостоятельную дисциплину под названием "Судоустройство". В первые десятилетия после Октябрьской революции эта дисциплина получила широкое распространение. Называли ее "Судоустройство". И такое наименование в тех условиях было вполне оправданным, поскольку существовавшее тогда законодательство о судоустройстве комплексно регламентировало основы организации и деятельности не только судов, но и учреждений юстиции, прокуратуры, следствия и адвокатуры, некоторых других органов. По мере формирования командно-административной системы с ее централизмом и подчинением всего государственного аппарата непосредственно Центру претерпели существенные изменения организация и полномочия прокуратуры. Она стала строго централизованным учреждением, уполномоченным надзирать за деятельностью суда, влиять на его решения. В таких условиях все больше зрело мнение, что изложение данных об основах организации и деятельности прокуратуры в рамках дисциплины, именуемой "Судоустройством", лишено логики. Поэтому предлагалось изменить это наименование и включить в него упоминание не только суда, но и прокуратуры. Это произошло в середине 50-х гг., когда вместо "Судоустройства" в учебные планы юридических вузов была включена дисциплина "Организация суда и прокуратуры в СССР". Под таким заголовком дисциплина просуществовала до конца 70-х гг., когда ее еще раз изменили и стали называть "Суд и правосудие в СССР". Но на этом поиски самого удачного наименования дисциплины не закончились. В 1988 г. она получила еще одно название - "Правоохранительные органы в СССР". В 1992 г. по известным причинам из него "исчезло" упоминание СССР, а в наши дни начались эксперименты по реставрации того названия, которое было в первые десятилетия советского периода, но без существенного изменения содержания этой дисциплины. Предпринятым в 1988 г. изменением подчеркнута необходимость включения в рассматриваемую учебную дисциплину достаточно полных сведений не только о каком-то одном или двух правоохранительных органах, но и обо всех, поскольку все они взаимосвязаны. В учебной программе и учебной литературе большее внимание стало уделяться органам юстиции, органам внутренних дел, другим органам, призванным выявлять и расследовать преступления. Однако в целом система дисциплины существенно не изменилась. Как и прежде, в ее рамках рассматриваются некоторые общие вопросы, связанные с характеристикой и уяснением понятия и содержания правоохранительной деятельности, круга государственных и негосударственных организаций, создаваемых для выполнения этой деятельности, некоторых исходных идей, которые лежат в основе построения правоохранительных органов, их взаимодействия друг с другом и иными учреждениями. В полном соответствии с признанием особой роли правосудия и иной деятельности судов в реализации замыслов, направленных на придание нашему государству правового облика, значительное внимание уделяется раскрытию понятия правосудия и его демократических основ (принципов), изложению сведений о построении судебной системы в целом, характеристике организации и главных полномочий всех звеньев общих, военных и арбитражных судов, Конституционного суда РФ. Именно этим вопросам отведена большая часть тем. Система дисциплины охватывает также темы, посвященные организационному обеспечению деятельности судов, прокурорскому надзору и иным направлениям работы прокуратуры, выявлению и расследованию преступлений, оказанию юридической помощи, построению органов и учреждений, выполняющих эти правоохранительные функции. 


Информация о работе Основные понятия, предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы""