Основные источники правового регулирования инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:04, доклад

Краткое описание

Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются настоящим Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными договорами с Республикой Беларусь.

Файлы: 1 файл

Основные источники правового регулирования инвестиционной деятельности.docx

— 27.23 Кб (Скачать)

Инвестиционный  кодекс Республики Беларусь, статья 10, 92, 94-96 

10. Защита инвестиций 

Государство гарантирует  защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией. Порядок и условия национализации и реквизиции, а также выплаты компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией, устанавливаются настоящим Кодексом и законами Республики Беларусь.

Инвестиционный  кодекс Республики Беларусь, статья 11 

11. Компенсация 

Компенсация стоимости  национализированного или реквизированного инвестиционного имущества должна быть равной реальной стоимости этого  имущества на момент, непосредственно предшествовавший национализации или реквизиции либо их публичному объявлению, в зависимости от того, что из них имело место ранее. Кроме того, компенсация должна включать процент, исчисленный согласно официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсации. Указанный процент не должен быть ниже, чем соответствующий процент, установленный на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR).

Компенсация стоимости  национализированного или реквизированного инвестиционного имущества национальному  инвестору выплачивается в официальной денежной единице Республики Беларусь, иностранному инвестору — в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции.

Размер компенсации  стоимости национализированного или  реквизированного инвестиционного  имущества может быть обжалован  инвестором в суд.

Инвестиционный  кодекс Республики Беларусь, статья 12 

12.  Государственная поддержка инвестиционной деятельности

Инвестиционная  деятельность поддерживается государством с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности оказывается в виде предоставления:

  • гарантий Правительства Республики Беларусь;
  • централизованных инвестиционных ресурсов.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением иных ее видов, а также установлением дополнительных гарантий инвесторам.

Вид, размер и сроки государственной поддержки для каждой организации, внедряющей новые и высокие технологии, устанавливаются индивидуально решением Президента Республики Беларусь.

Гарантии Правительства  Республики Беларусь предоставляются  кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов.

Государственная поддержка в виде выделения средств за счет централизованных ресурсов (финансовых ресурсов государства, в том числе средств республиканского бюджета) предоставляется инвесторам при условии, что в реализацию инвестиционного проекта ими вкладываются собственные средства в размере не менее 20 процентов от общего объема инвестиций по данному проекту.

Решения о государственной поддержке инвестиционных проектов в случаях реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь; использования средств централизованных инвестиционных ресурсов; участия государства в создании предприятий с иностранными инвестициями принимаются на основании государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов, проводимой Министерством экономики.

Основными критериями оценки инвестиционных проектов при  проведении государственной комплексной  экспертизы являются: актуальность инвестиционного  проекта и его соответствие стратегии развития отрасли; финансовое состояние организации-инвестора; техническая, технологическая, финансовая возможность и целесообразность реализации инвестиционного проекта в намечаемых условиях осуществления инвестиционной деятельности; обоснованность инвестиционных затрат по инвестиционному проекту и государственного участия в этом проекте; научно-технический уровень привлекаемых и (или) создаваемых технологий; конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) и перспективность рынков сбыта, эффективность стратегии маркетинга организации-инвестора; сравнительные показатели эффективности и устойчивости инвестиционного проекта.

Инвестиционный  кодекс Республики Беларусь, статья 14-21, 26, 33, 37 

13. Государственная  поддержка в виде заключения инвестиционного договора

В целях оказания государственной поддержки при  реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» установлены  правила, облегчающие реализацию инвестиционных проектов в Беларуси, как для белорусских, так и для иностранных инвесторов.

Декрет предусматривает  трёхуровневую систему заключения инвесторами договоров с Республикой  Беларусь. Дифференциация зависит от значимости проекта и предоставляемых  преференций.

К значимым проектам относятся проекты по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях, повышению конкурентоспособности отечественной продукции и объемов экспорта, решению проблем социального значения и другим важным для экономики Республики Беларусь вопросам. При этом размер вклада национальных и (или) иностранных инвесторов в такой инвестиционный проект должен составлять сумму, эквивалентную не менее 5 миллионов долларов США.

Сторонами в инвестиционном договоре выступают:

  • с одной стороны — Республика Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь);
  • с другой стороны — национальные или (и) иностранные инвесторы.

Инвестиционный  договор может заключаться на основании решения:

- Совета Министров,  согласованного с Президентом  Республики Беларусь, если договором  предусматривается предоставление  инвестору преференций, не установленных  законодательными актами или  иными решениями Главы государства; 

- Совета Министров  в случае, если инвестиционным  договором предусматривается предоставление  инвестору льгот и преференций,  уже установленных законодательными  актами ;

- республиканского  органа государственного управления, иной государственной организации,  подчиненной правительству; 

- решения облисполкома  в случаях, когда для реализации  проекта преференции не требуются. 

В заключаемых  с инвестором договорах определяются объекты, объемы и сроки вложения инвестиций, закрепляется ответственность  инвесторов за выполнение взятых на себя обязательств. Инвесторам, заключившим инвестиционные договоры, предлагаются общие преференции: предоставление земельного участка в аренду без проведения аукциона; поэтапное оформление документов по отводу земельного участка одновременно со строительством на фактически занятых землях и строительство объектов с параллельным проектированием последующих этапов строительства; ввоз технологического оборудования и запасных частей к нему для объектов без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, и другие.

Порядок заключения инвестиционных договоров с Республикой  Беларусь определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 года №1449 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10».

Условия инвестиционных договоров сохраняют силу в течение всего срока действия этих договоров. Изменение условий допускается только с взаимного согласия сторон, если иное не предусмотрено инвестиционным договором. 
 
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, статьи 44, 45, 48; 

Декрет  Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года № 10 «О создании дополнительных  
условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» 
 
Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1449 от  6 ноября 2009 г. «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года № 10»

14. Концессии 

Инвестиционная  деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессий.

Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой  Беларусь с инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.

Концессионерами могут быть любые физические и юридические лица, за исключением тех юридических лиц, в имуществе которых доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет более 25 процентов.

Концессионер  определяется посредством проведения конкурсов или аукционов. Заключение концессионных договоров без  проведения конкурса или аукциона допускается  лишь: в случаях, когда поступила единственная заявка; по решению Президента Республики Беларусь, когда в целях государственной безопасности или интересов обороны Республики Беларусь требуется заключение концессионного договора путем прямых переговоров с определенным инвестором.

В число обязательных условий концессионного договора входят:

  • срок действия концессионного договора; виды деятельности, осуществляемой в соответствии с договором, или описание имущества, являющегося объектом концессии; права сторон по принятию решений, связанных с выполнением договора;
  • обязательства концессионного органа перед концессионером по выдаче ему разрешительных документов, необходимых для осуществления предусмотренной договором деятельности;
  • право собственности на произведенную продукцию и полученную прибыль (доходы) в соответствии с требованиями Инвестиционного кодекса;
  • территория Республики Беларусь или ее часть, на которой концессионер имеет право, в том числе и исключительное, осуществлять отдельные виды деятельности (если объектом концессии является право на осуществление отдельных видов деятельности), а также программа и график работ, выполняемых в соответствии с договором;
  • обязанность концессионера соблюдать трудовое законодательство Республики Беларусь и правила техники безопасности;
  • обязанность концессионера соблюдать законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • порядок проверки деятельности концессионера; ответственность сторон договора;
  • порядок и орган разрешения споров (включая международный арбитраж для иностранного инвестора), вытекающих из концессионного договора.

Установлено также, что условия концессионных договоров  сохраняют силу в течение всего срока действия этих договоров. Изменение условий допускается только с взаимного согласия сторон, если иное не предусмотрено концессионным договором.

Информация о работе Основные источники правового регулирования инвестиционной деятельности