Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2015 в 19:57, курсовая работа
Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. На данную систему государственной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
Введение 3
Понятие органа исполнительной власти 4
Признаки органа исполнительной власти 5
Система органов исполнительной власти 5
Федеральные органы исполнительной власти 9
Президент РФ и его полномочные представители в субъектах РФ 9
Правительство РФ 11
Федеральные министерства 15
Федеральные службы 16
Федеральные агентства 17
3.2. Органы исполнительной власти субъектов РФ 17
4. Правовое положение органов исполнительной власти 20
4.1. Правовой статус и организационно-правовые формы центральных органов исполнительной власти РФ 23
4.2. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ 27
5. Заключение
6. Список используемой литературы
К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы.
Это наиболее подвижная и изменяемая часть структуры исполнительной власти. Комиссии создаются и ликвидируются, их статус часто меняется или обновляется. Тем не менее, в настоящее время число действующих комиссий достаточно велико. Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции. Существуют и комиссии Правительства РФ, наделенные полномочиями госоргана и принимающие обязательные для других органов решения. Примером таких комиссий являются Комиссия Правительства РФ по оперативным вопросам и Межведомственная комиссия по переподготовке и повышению квалификации госслужащих федеральных органов исполнительной власти (решения обязательны только для органов, представленных в составе данной комиссии).
Действуют также межведомственные комиссии, решения которых обязательны для органов, делегирующих в ее состав своих представителей. Такова, например, комиссия по предотвращению поступлений на внутренний рынок недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров.
Здесь важно отметить, что такое множество комиссий свидетельствует о том, что происходит девальвация полномочий министерств и государственных комитетов. По сути ,образование комиссии говорит об изъятии функций от ведомства и переложении их на временно действующий орган. Кроме того, сколь бы представительной ни была комиссия, ее решения не могут быть приравнены к акту органа исполнительной власти Российской Федерации, хотя есть случаи, когда комиссия квалифицируется именно как «орган правительства».
Говоря о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не упомянуть о том, что для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
В соответствии с постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» территориальные органы являются составной частью системы исполнительной власти и действуют под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Создаются, реорганизуются и ликвидируются территориальные органы соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт–Петербурга. Те же вопросы на территории автономного округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон. Определено правовое положение территориальных органов, принципы их деятельности и основные полномочия.
4.2. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно Конституции России все ее субъекты самостоятельно устанавливают систему своих органов государственной власти, исходя из общих принципов организации государственной власти в России. К числу таких принципов относятся положения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправия всех субъектов во взаимоотношениях с органами государственной власти Федерации, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исходя из указанных принципов, система органов государственной власти субъектов Российской Федерации включает в себя, как правило, Президента, парламент - законодательный (представительный) орган государственной власти и исполнительный орган власти (правительство, администрацию или главу администрации).
1. Президент Республики - субъекта Российской Федерации.
Согласно конституциям ряда республик Российской Федерации (Республики Татарстан, Республики Тыва, Республики Калмыкия, Республики Кабардино-Балкария, Республики Башкортостан, Республики Саха (Якутия), Удмуртской Республики и других), в них учреждена должность Президента. Однако правовой статус Президента законодательством республик определяется по-разному. Так, если в Республике Татарстан Президент является главой государства, то в Тыве - главой государства и исполнительной власти, Ингушетии - главой государства и высшим должностным лицом государства, в Калмыкии - главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В Республике Бурятия Президент является главой республики, ее исполнительной власти и Председателем правительства.
Президенты республик избираются народом на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. При этом в большинстве республик Президент избирается сроком на пять лет и лишь в Бурятии и Коми - на четыре года. Во всех республиках установлено правило, что одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд.
Во всех республиках действует правило, что на должность Президента не может быть выдвинут гражданин, признанный судом недееспособным, а также содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. В большинстве республик не может быть избран Президентом гражданин, свободно не владеющий языками республики.
После вступления в должность Президент республики приостанавливает свое членство в политических партиях, общественных объединениях. Он не вправе занимать никаких иных должностей в государственных органах, коммерческих организациях, не должен заниматься предпринимательской деятельностью.
Полномочия Президента республики весьма обширны. В соответствии с республиканскими конституциями Президент:
1) в качестве главы государства
* выступает гарантом
территориальной целостности
* вводит в интересах обеспечения безопасности граждан чрезвычайное положение в республике (или ее отдельных частях) с последующим утверждением парламентом,
* разрешает вопросы гражданства республики и др.
2) в качестве высшего
должностного лица в системе
исполнительной власти
* назначает с согласия
парламента председателя
* назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов и ведомств республики;
* руководит деятельностью Правительства (прежде всего в республиках где он является главой исполнительной власти, председателем Правительства);
3) как должностное лицо,
призванное обеспечивать
* назначает выборы депутатов
высшего представительного
* обладает правом
* подписывает и обнародует законы, принятые парламентом.
Законодательством республик предусмотрены основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента. Такими основаниями являются: добровольная отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, отрешение от должности (импичмент).
2. Система и основные
полномочия законодательных (представительных)
органов государственной
Законодательными (представительными) органами государственной власти являются избираемые населением соответствующих субъектов Российской Федерации парламенты. В разных субъектах он называется по-разному. Наибольшее распространение получили органы, имеющие в наименовании слово "Собрание": Наряду с этими названиями, применяются и национальные термины - Народный Хурал (в Республике Бурятия и Калмыкии), Законодательный сулган (Эвенкийского автономного округа).
Сроки полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не одинаковы. Большинство республиканских парламентов избирается на 5 лет, а парламентов краевого, областного уровня - на 2 года. Различно и количество депутатов представительных органов власти: от 32 депутатов Верховного Хурала Тувы, 36 - Московской Думы, до 250 депутатов Государственного Совета Татарстана.
В соответствии с конституциями
республик и уставами других субъектов
России их парламенты обладают достаточно
широкими полномочиями. Так, к ведению
большинства парламентов республик относятся:
- принятие Конституции, внесение в нее
изменений и дополнений;
- принятие республиканских законов и
кодексов;
- принятие решений по вопросам государственного
устройства;
- определение внутренней и внешней политики
республики;
- утверждений перспективных и текущих
планов экономического и социального
развития, - избрание членов Конституционного
Верховного и Высшего Арбитражного Судов
республики;
- согласие на назначение Прокурора республики
Генеральным прокурором России;
- принятие отставки, отрешение от должности Президента республики.
В тех республиках, где парламенты двухпалатные
(Башкортостан, Карелия, Кабардино-Балкариия,
Республики Саха (Якутия), указанный перечень
наиболее типичных их полномочий определяется
республиканским законодательством.
В области экономического и социально-культурного
развития законодательные (представительные)
органы государственной власти регионов
утверждают свой бюджет, программы экономического
и социального развития, принимают решения
о введении или отмене налогов, сборов
и иных платежей и др.
В области обеспечения деятельности государственной
власти и местного самоуправления к полномочиям
региональных парламентов относятся:
- принятие Уставов края, области, города
федерального значения, автономного образования;
- установление административно-
- определение системы органов государственной власти, порядок их организации и деятельности;
- осуществление права законодательной
инициативы в Федеральном Собрании России
и т.д.
В области реализации прав и свобод человека
и гражданина парламенты краев, областей,
городов федерального значения, автономной
области и автономных округов вправе устанавливать
административную ответственность граждан
и должностных лиц за неисполнение законов
и других нормативных актов регионального
значения, принимать решения о проведении
региональных референдумов, определять
в соответствии с федеральным законом
порядок деятельности политических партий
и общественных объединений, их отделений
на территории региона и т.д.
3. Виды и компетенция органов
исполнительной власти
Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации входят в единую
систему исполнительной власти государства
(п. 2 ст. 77 Конституции РФ). Важную роль
в этой системе играют республиканские
правительства и возглавляемые ими министерства,
ведомства и государственные комитеты,
а также администрации (правительства)
и главы администраций (губернаторы) краев,
областей, городов федерального значения
и автономных образований.
Наименования этих органов государственной
власти устанавливаются законодательством
субъектов Федерации с учетом исторических
условий и национальных традиций, и могут
быть самым разнообразным. Так, в Адыгее,
Бурятии, Дагестане, Ингушетии, Северной
Осетии и Тыве орган исполнительной власти
республики называется Правительством,
в Кабардино-Балкарии - Кабинетом Министров
- Правительством, а в Татарстане и Башкортостане
- Кабинетом Министров. Региональные органы
исполнительной власти также имеют различные
названия: губернатора и правительства
- в Ленинградской области и Ставропольском
крае, губернатора и администрации области
- в Иркутской области, главы администрации
и администрации - в Липецкой, Новгородской
и других областях.
В соответствии с республиканскими Конституциями и законами о Правительстве в их состав входят Председатель (Премьер-министр), его заместители, министры, председатели государственных комитетов и руководители иных республиканских ведомств. В большинстве республик Председатель Правительства назначается Президентом с согласия парламента, а его заместители и другие члены Правительства - Президентом республики по предложению вновь назначенного Председателя Правительства. В ряде республик не предусмотрено создание Правительства.
Органы исполнительной власти республик обладают обширной компетенцией. Она определяется республиканскими конституциями и законами о правительствах и, в целом, сходна с полномочиями Правительства Российской Федерации с учетом, конечно, масштабов деятельности. В ряде республик компетенция Правительства определяется в так называемом "негативном порядке". Например, Конституция Республики Татарстан устанавливает правило, в соответствии с которым Правительство вправе решать все вопросы государственного управления, если они не входят в компетенцию Президента Татарстана.
Иначе формируются органы исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Здесь весьма важную роль играет глава администрации (губернатор), который, вне зависимости от того, избран ли он населением региона или назначен Президентом России, формирует администрацию (правительство) и руководит всеми органами исполнительной власти на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Информация о работе Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение