Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:16, дипломная работа
Представленная автором тема курсовой работы «Исполнительная власть (на примере Оренбургской области)» была выбрана им, поскольку данная проблема являлась значимой со времени возникновения теории разделения властей и представляет особую важность и актуальность и на сегодняшний день. Исполнительная власть, олицетворяемая Президентом и Правительством, по своей природе является вторичной ветвью власти. Ее главное предназначение – исполнение законов, их реализация. Но в распоряжении ее находится большая сила – чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства, и все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.
. Введение………………………………………………………..……….с.3
II. Механизм государства:
1) Понятие и признаки органов государства…………………………с.6
2) Классификация органов государства………………………………с.8
3) Понятие механизма государства……………………………….…с.10
4) Принципы организации и деятельности механизма государства……………………………………………………………….…с.13
III. Характеристика исполнительной власти:
1) Теория разделения властей…………………………………….….с.15
2) Характеристика законодательной, исполнительной и судебной власти………………………………………………………………………..с.16
3) Понятие и виды исполнительных органов государственной власти………………………………………………………………………..с.19
4) Система исполнительных органов государственной власти……с.21
5) Центральные федеральные исполнительные органы…………....с.22
6) Территориальные федеральные органы……………………….…с.24
IV. Исполнительная власть субъектов Российской Федерации (на примере Оренбургской области):
1) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации…………………………………………………………………..с.27
2) Органы исполнительной власти в Оренбургской области……...с.42
V. Заключение…………………………………………………………...с.48
VI. Библиография:
1) Нормативные правовые акты……………………………………..с.51
2) Список используемой литературы……………
3
Содержание:
I. Введение……………………………………………………….
II. Механизм государства:
1) Понятие и признаки органов государства…………………………с.6
2) Классификация органов государства………………………………с.8
3) Понятие механизма государства……………………………….…с.10
4) Принципы организации и деятельности механизма государства…………………………………………………
III. Характеристика исполнительной власти:
1) Теория разделения властей…………………………………….….с.15
2) Характеристика законодательной, исполнительной и судебной власти………………………………………………………………
3) Понятие и виды исполнительных органов государственной власти………………………………………………………………
4) Система исполнительных органов государственной власти……с.21
5) Центральные федеральные исполнительные органы…………....с.22
6) Территориальные федеральные органы……………………….…с.24
IV. Исполнительная власть субъектов Российской Федерации (на примере Оренбургской области):
1) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации………………………………………………………
2) Органы исполнительной власти в Оренбургской области……...с.42
V. Заключение……………………………………………………
VI. Библиография:
1) Нормативные правовые акты……………………………………..с.51
2) Список используемой литературы………………………………..с.53
I. Введение.
Представленная автором тема курсовой работы «Исполнительная власть (на примере Оренбургской области)» была выбрана им, поскольку данная проблема являлась значимой со времени возникновения теории разделения властей и представляет особую важность и актуальность и на сегодняшний день. Исполнительная власть, олицетворяемая Президентом и Правительством, по своей природе является вторичной ветвью власти. Ее главное предназначение – исполнение законов, их реализация. Но в распоряжении ее находится большая сила – чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства, и все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.
От исполнительной государственной власти требуется эффективность в ее деятельности по оперативному управлению общественной жизни и добросовестность в соблюдении законов. Она должна быть наделена достаточными полномочиями, самостоятельностью в реализации своих функций, но в рамках закона.
Целью своей работы автор выбрал анализ структуры системы исполнительной власти в Российской Федерации и непосредственно в оренбургской области для определения сложившихся проблем во взаимоотношениях органов исполнительной власти в Оренбургской области с федеральными органами исполнительной власти, а также общих насущных проблем, возникающих в регионе при реализации различных нормативных правовых актов.
Задачами курсовой работы являются вычленение элементов системы исполнительной власти в Российской Федерации путем дедуктивного умозаключения с последующим анализом специфики их деятельности, выявление необходимых признаков и принципов, объединяющих те или иные явления, связанные с поставленными задачами перед исполнительной ветвью власти.
Структура данной работы поможет раскрыть в полном объеме ее содержание, поскольку в ней широко изучены, обобщены и проанализированы нормативные правовые акты различной юридической силы, регламентирующие деятельность исполнительной власти. В ней также раскрыты и в полной мере изложены понятие и значение исполнительной власти в России, а также непосредственно в Оренбургской области.
В первом разделе содержательной части автор приводит исчерпывающий теоретический материал, раскрывающий понятие механизма государства: понятие и признаки органов государства, их классификация, собственно понятие механизма государства и принципы его организации и деятельности. Далее, отталкиваясь от этого базиса, можно перейти непосредственно к характеристике исполнительной власти. Важное место и роль в этой характеристике играет теория разделения властей, как основа построения всей системы государственной власти большинства современных государств. Автор лаконично и в достаточном объеме раскрывает содержание понятий законодательной и судебной ветвей власти и в полной мере – понятие исполнительного органа государственной власти, его виды и систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. В этом же разделе характеризуются как центральные, так и территориальные федеральные исполнительные органы.
Будучи уроженцем Оренбургской области, автор посвятил целый раздел структуре исполнительной власти в области. Данный раздел разделен на две основные части: теоретический материал, касающийся органов исполнительной власти субъектов Федерации в целом, и практический, раскрывающий проблематику на примере одного из Субъектов Российской Федерации – Оренбургской области. В этом подразделе определяется компетенция и функции высших должностных лиц и органов исполнительной власти в регионе.
В данной курсовой работе произведен сравнительный анализ учебников, монографий и статей различных авторов, внесших бесценный научный вклад в развитие положений об исполнительной власти таких, как Баглай М.В., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Бахрах Д.Н. и многие другие.
II. Механизм государства.
Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма. Государство как таковое существует, проявляет себя вовне, функционирует через свой механизм, через входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них служащих.
Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, представляется логичным начать его рассмотрение с характеристики последних.[1]
Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками.
1. Государственный орган наделен властными полномочиями, то есть юридическими закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.
Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:
а) порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;
б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;
в) установленные этими актами предписания обеспечиваются, прежде всего, мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы государства;
г) государственный орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета.
В категории государственно-властного полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа.
Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязанных элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Обладание властными полномочиями – важнейший признак государственного органа.
Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а такая категория граждан, как государственные служащие.
Согласно Федеральному Закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Федеральным Законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета (средств бюджета соответствующего субъекта Федерации) (ст.3, п.1). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным Законом государственными служащими Российской Федерации (ст.3, п.2).[3]
Рассмотренные признаки в совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства, позволяют сформулировать его определение. Орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.
Классификация государственных органов может быть проведена по различным основаниям. Прежде всего, все органы государственной власти по способу формирования делятся на назначаемые и избираемые.
Избираемые органы формируются путем избрания их гражданами или иными выборными лицами и органами на определенный срок. Важнейшие принципы этой процедуры – принцип свободных выборов и периодическая сменяемость состава выборных органов власти. Гарантия прав выборных лиц – усложненная процедура привлечения их к ответственности, называемая в законодательстве иммунитетом.
В отличие от выборных, назначаемые в органы публичной власти претенденты зависят от воли назначающих их лиц или органов, которые, как правило, лишены возможности свободного выбора кандидатов. Поэтому при назначении выдвигаются более жесткие, чем при выборах, профессиональные требования, повышенная ответственность этих лиц, компенсируемая отсутствием ограничений на сроки пребывания в должности.
В основе следующей классификации лежит количественный состав органов публичной власти. С этих позиций все рассматриваемые органы делятся на единоличные и коллегиальные. Причем дело здесь не в количестве конкретных граждан, занятых в деятельности того или иного органа (число сотрудников Администрации Президента Российской Федерации – единоличного органа государственной власти – в несколько раз больше аппарата Правительства России; тем не менее, последний относится к числу коллегиальных органов власти), а в способе принятия решений. Единоличный орган принимает решение путем самостоятельного императивного волеизъявления, а коллегиальный – большинством голосов граждан, уполномоченных законом или иным нормативным правовым актом принимать решение в пределах своей компетенции. Данный порядок не исключает наличия при единоличном органе публичной власти различного рода коллегиальных совещательных структур. Но даже если проект решения вырабатывается в них коллегиально, его веление носит консультативно-
Некоторые авторы, опираясь на предложенную классификацию, делят рассматриваемые формирования на публично-властные органы и должностные лица. Это неверное, по мнению М.М. Рассолова, представление порождено неточностью определения статуса Президента Российской Федерации ныне уже утратившим силу Законом РСФСР от 4 апреля 1991г. «О Президенте РСФСР»,[4] который именовал его высшим должностным лицом Российской Федерации (ст.121-1 Конституции Российской Федерации в последующей редакции). На самом деле должностное лицо обладает самостоятельными полномочиями, производными от компетенции того органа публичной власти, от имени которого он выступает. А Президент Российской Федерации, несмотря на его единоличный статус, является органом государственной власти.
Третья классификация органов публичной власти основана на определении места, занимаемого этими органами в иерархии механизма публичной власти. С этих позиций все органы власти делятся на центральные, региональные и местные. Соответственно определяется и территория, на которую распространяется юридическая сила принимаемых ими нормативных правовых актов: общегосударственных, локальных и местных. В ряде случаев по этим же критериям происходит и их отмена вышестоящими органами публичной власти.
Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.
Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении, как совокупности исполнительно-
В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, то есть как адекватное категории механизма государства.
Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.
Во-первых, механизм (аппарат) государства – это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других Федеральных Законах.
Информация о работе Организационные структуры самоуправления