Организационные структуры самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:16, дипломная работа

Краткое описание

Представленная автором тема курсовой работы «Исполнительная власть (на примере Оренбургской области)» была выбрана им, поскольку данная проблема являлась значимой со времени возникновения теории разделения властей и представляет особую важность и актуальность и на сегодняшний день. Исполнительная власть, олицетворяемая Президентом и Правительством, по своей природе является вторичной ветвью власти. Ее главное предназначение – исполнение законов, их реализация. Но в распоряжении ее находится большая сила – чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства, и все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

Оглавление

. Введение………………………………………………………..……….с.3
II. Механизм государства:
1) Понятие и признаки органов государства…………………………с.6
2) Классификация органов государства………………………………с.8
3) Понятие механизма государства……………………………….…с.10
4) Принципы организации и деятельности механизма государства……………………………………………………………….…с.13
III. Характеристика исполнительной власти:
1) Теория разделения властей…………………………………….….с.15
2) Характеристика законодательной, исполнительной и судебной власти………………………………………………………………………..с.16
3) Понятие и виды исполнительных органов государственной власти………………………………………………………………………..с.19
4) Система исполнительных органов государственной власти……с.21
5) Центральные федеральные исполнительные органы…………....с.22
6) Территориальные федеральные органы……………………….…с.24
IV. Исполнительная власть субъектов Российской Федерации (на примере Оренбургской области):
1) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации…………………………………………………………………..с.27
2) Органы исполнительной власти в Оренбургской области……...с.42
V. Заключение…………………………………………………………...с.48
VI. Библиография:
1) Нормативные правовые акты……………………………………..с.51
2) Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Исполнительная власть субъектов РФ (Оренбургская обл.).doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями.  При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его конституции.  Например, в Конституциях СССР и РСФСР таким системообразующим фактором было положение о Советах, как политической основе государства.

В ст.10 Конституции Российской Федерации в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.  В развитие данного положения в ст.11 Конституции определено, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации – образуемые ими органы государственной власти.

Согласно ст.12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь.  Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Особенность этих придатков в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве самостоятельных частей (элементов) как государственные органы, а именно как «вещественные придатки» последних.  К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.  В рассмотренные материальные средства, «вещественные придатки», механизма государства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения.  Их не следует смешивать.  Последние соотносятся с государственным механизмом как составные негосударственные элементы единой для данного общества политической системы.

Обобщение всех анализируемых признаков позволяет придти к выводу: механизм современного Российского государства – пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

 

Принципы организации и деятельности механизма государства – это руководящие абстрактные положения, на основе которых формируются и функционируют государственные органы.  К ним относятся:

      принцип законности – соответствия, строгого следования и непротиворечивости всех аспектов деятельности государственного аппарата в целом, его отдельных органов и государственных служащих конституции, законам и подзаконным актам;

      принцип эффективности – обеспечение результативности, рентабельности управленческой деятельности, особенно необходимой в условиях рыночных отношений;

      принцип профессионализма; в соответствии с ним обеспечивается занятие тех или иных должностей (особенно руководящих) квалифицированными, компетентными, дипломированными специалистами, использующими научный подход;

      принцип демократизма, обеспечивающий участие всех граждан, народа, как источника государственной власти в принятии политических решений, формировании и деятельности государственных органов;

      принцип гуманизма, признающий ценности каждого отдельного человека как личности, приоритета его законных прав, свобод и интересов;

      принцип гласности, обеспечивающий «прозрачность» деятельности государственных органов, их периодическую отчетность, информирование населения о результатах деятельности по тем или иным направлениям;

      принцип национального равноправия, требующий равного доступа и замещения вакантных должностей в государственном аппарате людям не какой-то одной, а разных национальностей или рас;

      принцип централизма, отражающий иерархичность структуры государственного аппарата, «вертикального» или «горизонтального» подчинения;

      принцип федерализма, который выражает единство государственной власти в стране при разграничении предметов ведения федерального центра и отдельных субъектов Федерации;

      принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, позволяющий соединить коллективное обсуждение с оперативным принятием решения начальником;

      принцип разделения властей, в соответствии с которым создается баланс ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная), их контроль (сдерживание) и исключается злоупотребление властью.

 

 

 

 

III. Исполнительная власть.

Разделение властей – атрибут правового демократического государства.  Осуществление этого принципа ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает граждан от произвола должностных лиц, создает (через разделение труда и компетенции) предпосылки к эффективной деятельности государственных структур.

Теория разделения властей – итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Наиболее последовательно принцип разделения властей изложен в трудах Ш. Монтескье, в частности в его книге «О духе законов».  Чтобы заставить правительство работать на благо народа, утверждал философ, необходимо создавать как можно больше простора для инициативы людей и в то же время поставить заслон власть имущим в их попытках ограничить политическую свободу граждан.  «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически их применять.  Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной.  Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем.  Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.  Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении были соединены эти три власти».[5]

Разделение властей ни в коем случае нельзя понимать как их противостояние.  Напротив, конституция должна исключать такую возможность.  Согласно концепции разделения властей каждая из них – законодательная, исполнительная и судебная – имеет свое предназначение (функции) и наделяется соответствующей компетенцией; власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга.  Ни одна из властей не может принять на себя функции другой; но действовать обособленно она также не в состоянии.  Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм», функционирующий для блага народа.

Организационно-правовое выражение принципа разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов.  Элементами такой системы являются: срочность полномочий должностных лиц; несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления; право вето на законопроекты; право роспуска парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый в ходе выборов; независимость судейского корпуса.

 

Законодательные органы государственной власти – образуемые непосредственно народом, подотчетные и подответственные ему государственные органы.  Представительные органы издают законодательные акты и контролируют аппарат исполнительной власти, главным образом, в финансовой сфере.

Признаки законодательной власти:

      первичное представительство (идет от народа – единственного источника власти);

      приоритет и верховенство (среди других властей);

      делегированность (право издавать нормативные правовые акты от имени народа);

      зависимость от воли избирателей;

      коллегиальность;

      соответствие законов конституции политико-юридическим реалиям;

      финансовая функция (бюджетная);

      распорядительная функция (формирование высших исполнительных и судебных органов);

      контроль за работой правительства;

      политическая оценка (импичмент) должностных лиц;

      представлена парламентом.

 

Исполнительные органы власти – образуемые представительными институтами и подотчетные им государственные органы, осуществляющие в рамках своих полномочий исполнительно-распорядительную деятельность.

Признаки исполнительной власти:

      вторична, производна, подзаконна;

      универсальна (действует непрерывно, везде, по всей территории государства);

      предметна (в ее распоряжении различного рода ресурсы), «силовая» составляющая;

      контролируется законодательной властью (с помощью законодательства);

      контролируется судебной властью (с помощью конституционного надзора и судебного контроля);

      может быть единоличной (в президентской республике правительство – советники главы государства) или коллегиальной (в парламентарной республике правительство подотчетно парламенту);

      обладает правом законодательной инициативы;

      несет солидарную ответственность за принятые решения;

      представлена правительством в центре; на местах местной администрацией и/или местным самоуправлением (муниципальной властью).

Органы правосудия – предусмотренная конституцией государства система судов, осуществляющих судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Признаки судебной власти:

      суд является арбитром в споре о праве;

      только суд отправляет правосудие;

      выступает гарантом прав и свобод граждан;

      независим и подчиняется только закону;

      реализует принцип справедливости в правоприменительной практике;

      является арбитром в процессе законотворчества;

      выступает как инструмент сдержек и противовесов по отношению к другим ветвям власти;

      оперативно и эффективно укрепляет правопорядок;

      в принятии решений может руководствоваться и «буквой», и «духом» закона;

      осуществляет власть посредством главной, состязательной, независимой, коллегиальной процедуры;

      представлена системой судов.

 

Исполнительные органы государственной власти:

         осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций, граждан;

         наделены оперативной самостоятельностью;

         как правило, имеют постоянные штаты;

         образовываются вышестоящими органами;

         подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти;

         их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируются нормами административного права.

Поскольку существуют три вида администрации: государственная, муниципальная и частная, постольку существуют и три вида исполнительных органов: государственные, муниципальные и частные.

В зависимости от правовой основы образования можно различать органы, создаваемые на основе конституций, текущего законодательства, подзаконных актов.

По содержанию деятельности отличаются органы общей и специальной компетенции.  Органы общей компетенции несут ответственность за положение дел в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге), округе.  Они выполняют все общие административные функции.  Органы специальной компетенции осуществляют отраслевое (внутриведомственное) управление, либо одновременно и то и другое.  Таким образом, различаются органы специальной, отраслевой, функциональной и смешанной компетенции.

По порядку решения вопросов органы исполнительной власти делятся на единоначальные и коллегиальные.  Преобладает первый тип органов, а коллегиальных сейчас немного.  Необходимо отметить, что единоначалие очень часто сочетается с совещательной коллегиальностью.

Информация о работе Организационные структуры самоуправления