Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:50, контрольная работа
Административное право – отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации.
Первостепенной задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предмет административного права………………………………………...4
2. Виды управленческих отношений………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………………...16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Факультет параллельного образования и экстерната
Контрольная работа
по дисциплине «Административное право»
на тему
Общественные отношения, регулируемые административным правом.
Проверила
Выполнила
специальности «Юриспруденция» Бакина Ю. Л.
Сыктывкар 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Административное право – отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации.
Первостепенной задачей
любой правовой науки является правильное
определение и обоснование ее
предмета. Данная проблема актуальна
и для административного права,
которое переживает существенные изменения
в последние годы. Закрепление
в Конституции Российской Федерации
принципа разделения властей, обособление
института исполнительной власти, выход
на арену в качестве субъекта административного
права коммерческих структур - все
это существенно повысило значение
административного права в
Предмет административного права – общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права.
Главная особенность общественных отношений, регулируемых административным правом, состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны1.
В этих общественных отношениях соответственно:
а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
б) непосредственно выражается
многообразное содержание подчиненного
задачам реализации этой политики особого
вида государственной деятельности
по практической реализации исполнительной
власти как одной из ветвей единой
государственной власти (исполнительная,
или государственно-
в) выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.
Такого рода общественные отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административного права.
Эти общественные отношения
непосредственно связаны с
Отсюда видно, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права. Так, назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит в обеспечении необходимой самоорганизации (организация собственных дел), а не в выражении интересов государства.
В них превалируют воля
и интересы членов данных объединений,
выражаемые не в юридических нормах
(а, например, в уставных нормах). Но
это не означает, что административное
право безразлично к
При этом достигается цель
"подчинения" деятельности такого
рода формирований требованиям общего
правового режима в сфере государственного
управления, обеспечения законности
их задач и функций путем
Тем не менее главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности – это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъекты исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или - правом управления)4.
Необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых проливает свет на реальное место административного права в правовой системе, на его служебную роль.
Во-первых, свое регулятивное
воздействие административное право
оказывает на управленческие общественные
отношения, придавая им упорядоченный,
т.е. соответствующий интересам
Соответственно
Данную область общественных
отношений традиционно называют
сферой государственного управления,
в рамках которой субъекты исполнительной
власти повседневно руководят
Значит, во избежание превращения сферы государственного управления в совокупность проявлений любой общественно значимой деятельности требуется установление определенных границ. Эти границы определяются, прежде всего, наличием специальных субъектов – органов исполнительной власти (исполнительных органов). Отношения без их участия не могут относиться к предмету административного права6.
Субъекты исполнительной власти могут совершать и такие действия, которые регламентируются не административными, а другими отраслями права (например, заключение гражданско-правовых сделок). Фактически в сфере государственного управления могут действовать нормы гражданского, трудового, финансового, земельного и других отраслей права, причем ими регулируются лишь отдельные стороны деятельности исполнительных органов (см., например, ст. ст. 3, 8, 13, 51 ГК РФ). Значит, наличие субъекта исполнительной власти в данном общественном отношении не всегда достаточно для квалификации его в качестве управленческого и, следовательно, нуждающегося в административно-правовом оформлении. Например, конституционные нормы регламентируют основы взаимоотношений Правительства РФ – высшего звена системы органов исполнительной власти страны – с Государственной Думой, т.е. с органом законодательной власти. Субъект исполнительной власти налицо, однако, отношения такого рода являются государственно-правовыми, а не управленческими, хотя с внешней стороны они могут восприниматься в качестве таковых и регулируются нормами конституционного права7.
Во-вторых, административное
право регулирует те отношения с
участием соответствующих субъектов
исполнительной власти, которые складываются
по поводу осуществления ими возложенных
именно на них управленческих функций.
Имеется в виду практическая реализация
принадлежащих им юридически властных
полномочий исполнительно-
В-третьих, следует особо подчеркнуть, что такие категории, как "сфера государственного управления" и "управленческие отношения", настолько многозначны, что охватывают все основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политической жизни. Соответственно они обнаруживаются и там, где действуют нормы иных отраслей права. Иначе говоря, управленческими по своей сути могут быть общественные отношения, входящие в предмет трудового, финансового и даже гражданского права, что, однако, не исключает их из механизма административно-правового регулирования9.
Поскольку субъекты исполнительной
власти (исполнительные органы) в соответствии
с законодательством
Таким образом, при определении предмета административного права необходимо учитывать:
а) сферу государственного управления, охватывающую любые проявления государственно-управленческой деятельности;
б) наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;
в) практическую реализацию
ими распорядительных полномочий, предоставленных
для осуществления
По существу - это те условия, при которых управленческие отношения возникают "в связи" и "по поводу" практической реализации задач и функций исполнительной власти10.
Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей их участников выделяются следующие наиболее типичные их виды:
а) между соподчиненными
субъектами исполнительной власти, находящимися
на различном организационно-
б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);
в) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), организациями;
г) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, организациями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);
Информация о работе Общественные отношения, регулируемые административным правом