Общественные отношения, регулируемые административным правом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:50, контрольная работа

Краткое описание

Административное право – отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации.
Первостепенной задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предмет административного права………………………………………...4
2. Виды управленческих отношений………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

адм.право.docx

— 38.85 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

“СЫКТЫВКАРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Факультет параллельного  образования и экстерната

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Административное право»

на тему

Общественные  отношения, регулируемые административным правом.

 

 

 

 

 

 

Проверила                                          к.ю.н., Четверикова Лариса Владимировна

 

Выполнила                                                           студентка 3 курса, группы 6301,

специальности «Юриспруденция»   Бакина Ю. Л.

 

 

 

 

Сыктывкар 2011

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Предмет административного права………………………………………...4
  2. Виды управленческих отношений………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованных источников…………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Административное право  – отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации.

Первостепенной задачей  любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна  и для административного права, которое переживает существенные изменения  в последние годы. Закрепление  в Конституции Российской Федерации  принципа разделения властей, обособление  института исполнительной власти, выход  на арену в качестве субъекта административного  права коммерческих структур - все  это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.

Предмет административного  права – общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет административного права.

Главная особенность общественных отношений, регулируемых административным правом, состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны1.

В этих общественных отношениях соответственно:

а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная  политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека;

б) непосредственно выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого  вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти (исполнительная, или государственно-управленческая, деятельность);

в) выражаются приоритет  публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.

Такого рода общественные отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административного  права.

Эти общественные отношения  непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно  называются управленческими. Поскольку  управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно  выражается государственный интерес, государственная управляющая воля2.

Отсюда видно, что не все  общественные отношения, по своей природе  являющиеся управленческими, можно  отнести к предмету административного  права. В частности, отношения, возникающие  в связи с функционированием  негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры  и т.п.), не относятся к предмету административного права. Так, назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит в обеспечении необходимой самоорганизации (организация собственных дел), а не в выражении интересов государства.

В них превалируют воля и интересы членов данных объединений, выражаемые не в юридических нормах (а, например, в уставных нормах). Но это не означает, что административное право безразлично к организации  и деятельности негосударственных  формирований. Его нормы оказывают  определенное регулирующее воздействие  на них в тех случаях, когда  это прямо предусматривается  действующим законодательством.

При этом достигается цель "подчинения" деятельности такого рода формирований требованиям общего правового режима в сфере государственного управления, обеспечения законности их задач и функций путем установления обязательной их государственной регистрации, регламентации их взаимоотношений  с субъектами исполнительной власти, осуществления государственного контроля и надзора за соответствием их деятельности требованиям закона, административно-правовых норм и т.п. В отдельных случаях административное право регламентирует и некоторые стороны внутренней жизни негосударственных формирований (например, применительно к трудовым коллективам), а также может предоставлять возможность использовать за пределами их внутренней организации определенную долю полномочий внешне властного характера, в принципе не свойственных им в силу их общественной, а не государственной (публично-правовой) природы (например, добровольные народные дружины)3.

Тем не менее главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности – это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъекты исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или - правом управления)4.

Необходимо учитывать  ряд важных обстоятельств, совокупность которых проливает свет на реальное место административного права  в правовой системе, на его служебную  роль.

Во-первых, свое регулятивное воздействие административное право  оказывает на управленческие общественные отношения, придавая им упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства  и общества, характер. В центре его  внимания находятся отношения, которые  непосредственно возникают в  связи с практическим выполнением  задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Соответственно административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в  принципе исключено юридическое  равенство их участников. Объясняется  это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных  ему юридически-властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним  волеизъявлениям5.

Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими  процессами свойственными им средствами (методами). Такое понимание данной сферы весьма широко и многообразно, ибо в ее рамках осуществляется деятельность различных по характеру органов государственного управления, не все из которых в соответствии с Конституцией РФ являются субъектами исполнительной власти, хотя, несомненно, относятся к числу исполнительных органов (например, отраслевые департаменты министерств, администрация государственных корпораций, холдингов и концернов). В таком же плане следует говорить и о должностных лицах, действующих от имени соответствующих исполнительных органов. Кроме того, руководство названными процессами является функцией субъектов законодательной (представительной) власти, а также исполнительных органов системы местного самоуправления.

Значит, во избежание превращения  сферы государственного управления в совокупность проявлений любой  общественно значимой деятельности требуется установление определенных границ. Эти границы определяются, прежде всего, наличием специальных субъектов – органов исполнительной власти (исполнительных органов). Отношения без их участия не могут относиться к предмету административного права6.

Субъекты исполнительной власти могут совершать и такие  действия, которые регламентируются не административными, а другими отраслями права (например, заключение гражданско-правовых сделок). Фактически в сфере государственного управления могут действовать нормы гражданского, трудового, финансового, земельного и других отраслей права, причем ими регулируются лишь отдельные стороны деятельности исполнительных органов (см., например, ст. ст. 3, 8, 13, 51 ГК РФ). Значит, наличие субъекта исполнительной власти в данном общественном отношении не всегда достаточно для квалификации его в качестве управленческого и, следовательно, нуждающегося в административно-правовом оформлении. Например, конституционные нормы регламентируют основы взаимоотношений Правительства РФ – высшего звена системы органов исполнительной власти страны – с Государственной Думой, т.е. с органом законодательной власти. Субъект исполнительной власти налицо, однако, отношения такого рода являются государственно-правовыми, а не управленческими, хотя с внешней стороны они могут восприниматься в качестве таковых и регулируются нормами конституционного права7.

Во-вторых, административное право регулирует те отношения с  участием соответствующих субъектов  исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных  именно на них управленческих функций. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически властных полномочий исполнительно-распорядительного  характера. В них выражено целевое  назначение государственно-управленческой деятельности (исполнительство), а также  оснащение ее субъектов распорядительными, т.е. государственно-властными, полномочиями, без которых невозможно практически  обеспечить приоритет публично-правовых интересов в регулируемых административным правом управленческих отношениях. Без  таковых исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти, осуществлять управленческие функции8.

В-третьих, следует особо  подчеркнуть, что такие категории, как "сфера государственного управления" и "управленческие отношения", настолько  многозначны, что охватывают все  основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политической жизни. Соответственно они обнаруживаются и там, где действуют нормы  иных отраслей права. Иначе говоря, управленческими по своей сути могут  быть общественные отношения, входящие в предмет трудового, финансового и даже гражданского права, что, однако, не исключает их из механизма административно-правового регулирования9.

Поскольку субъекты исполнительной власти (исполнительные органы) в соответствии с законодательством функционируют  в качестве обязательной стороны  в различного рода общественных отношениях имущественного, финансового, природоохранного, предпринимательского и прочего  характера, постольку и в названных  сферах возникают управленческие отношения, составляющие предмет административного  права.

Таким образом, при определении  предмета административного права  необходимо учитывать:

а) сферу государственного управления, охватывающую любые проявления государственно-управленческой деятельности;

б) наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или  иного исполнительного органа;

в) практическую реализацию ими распорядительных полномочий, предоставленных  для осуществления государственно-управленческой деятельности.

По существу - это те условия, при которых управленческие отношения  возникают "в связи" и "по поводу" практической реализации задач и  функций исполнительной власти10.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды управленческих отношений.

Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости  от особенностей их участников выделяются следующие наиболее типичные их виды:

а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и  нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном  подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и  пр.), организациями;

г) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном  подчинении (ведении) государственными объединениями, организациями (по вопросам финансового контроля, административного  надзора и т.п.);

Информация о работе Общественные отношения, регулируемые административным правом