Общественные отношения, регулируемые административным правом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:50, контрольная работа

Краткое описание

Административное право – отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации.
Первостепенной задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предмет административного права………………………………………...4
2. Виды управленческих отношений………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

адм.право.docx

— 38.85 Кб (Скачать)

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, организациями (коммерческие структуры  и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Во всех названных видах  управленческих отношений участвует  тот или иной исполнительный орган. Без исполнительных органов управленческие отношения в административно-правовом смысле возникать не могут, ибо только они в состоянии в юридической  форме выражать волю и интересы государства, практически реализовать в исполнительном варианте государственную власть. Поэтому такого рода отношения не могут возникать между гражданами, между общественными объединениями и внутри них. Отношения между государственными организациями, а также коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, регламентируются не административным, а гражданским правом, так как они связаны не с управленческой, а с хозяйственной (имущественной) деятельностью11.

В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного устройства России. Основой в данном случае служат ведущие позиции, закрепленные Конституцией РФ (ст. ст. 5, 71 - 72). По этому критерию можно выделить следующие основные управленческие отношения:

а) между органами федеральной  исполнительной власти и исполнительными  органами субъектов Федерации, т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов  федерального значения. Это, например, отношения между Правительством РФ и правительствами республик, администрациями краев и областей и т.п.;

б) между органами исполнительной власти различных однопорядковых субъектов Федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей и т.п.);

в) между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации (например, между администрациями края и автономного округа)12.

Управленческие отношения  можно классифицировать также в  зависимости от конкретных целей  возникновения и, соответственно, административно-правового  регулирования. По этому критерию выделяются две группы отношений:

а) внутренние, или внутриорганизационные, внутрисистемные. Это отношения, связанные  с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т.п. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, а также должностные лица;

б) внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это и отношения по управлению государственными организациями, так как они не являются субъектами исполнительной власти13.

Особо следует выделить управленческие отношения, которые возможны между  различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными  органами (администрацией) системы  местного самоуправления – с другой. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несмотря на спорность такой позиции, следует признать, что эти органы не могут быть исключены из числа возможных участников управленческих отношений, регулируемых административным правом. Исполнительные органы городов, поселков и т.п. действуют не изолированно от администрации республик, краев и областей, в состав которых они входят. Подобного рода управленческие отношения регламентируются нормами административного права14.

Наконец, управленческая деятельность имеет место не только в сфере  государственного управления и внутренней жизни негосударственных формирований. Практически ее отдельные проявления можно обнаружить и в процессе функционирования органов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры. Свой рабочий аппарат имеют, например, Федеральное Собрание РФ, его палаты, республиканские, краевые, областные и прочие законодательные (представительные) органы. Конечно, такой аппарат не подменяет эти органы. Его роль подсобная, имеющая своим назначением обеспечение необходимых условий для эффективной работы указанных государственных органов. Например, это - делопроизводство, планирование, подготовка материалов, оказание организационной и методической помощи комитетам и комиссиям и т.п. По сути это внутриорганизационная деятельность, не связанная с реализацией исполнительной власти. Аналогичные по своему назначению управленческие проявления свойственны деятельности председателей судов, прокуроров, которые при этом не осуществляют функции правосудия или прокурорского надзора. Они обеспечивают их организационно. Подобного рода внутриорганизационные отношения также регулируются нормами административного права.

Кроме того, суды (судьи) часто  реализуют юридически властные полномочия, характерные для исполнительных органов (например, при назначении административных наказаний, рассмотрении и разрешении жалоб граждан на неправомерные  действия органов управления и должностных  лиц). Естественно, что такого рода их действия и возникающие при этом отношения прямо "вписываются" в предмет административного  права15.

На основе изложенных позиций можем получить обобщенную характеристику предмета административного права. Он достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно  реализуются задачи, функции и  полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения  внутриорганизационного характера, возникающие  в процессе деятельности субъектов  законодательной (представительной) и  судебной власти, а также органов  прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов  местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере "внутренней" жизни общественных объединений  и других негосударственных формирований.

Регулируя подобного рода общественные отношения, административное право в рамках своего предмета создает  определенный правовой режим организации  и деятельности субъектов исполнительной власти в полном соответствии с их конституционным назначением, а  также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное проявление его регулятивной функции16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, административное право – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Необходимо особо подчеркнуть, что административное право ориентировано  на определяющее качество государственно-управленческой деятельности, т.е. на практическую реализацию законов в общегосударственном  масштабе. При этом оно регулирует не исполнительную власть как таковую (это функция законодательства), а ее внешние проявления.

В качестве итогового вывода имеются достаточные основания  для признания того факта, что  исполнительная власть практически  реализуется в рамках общественных отношений, регулируемых административным правом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета". – 2009. – №7.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.04.2011) // "Собрание законодательства РФ". – 2002 – №1 (ч. 1, ст. 1).
  3. Административное право России. Общая часть: Учебник для высших учебных заведений // Под ред. П. И. Кононова. – М., 2005.
  4. Бахрах, Д. Н. Административное право. Учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М., 2004.
  5. Бунякин, Н. Е. Концепция становления и развития административного права в России // Монография. – Тамбов, 2002.
  6. Коренев, А. П. Административное право России. Учебник. Часть I / А П. Коренев. – М., 2002.
  7. Ноздрачев, А. Ф. Административное право. Фундаментальный курс / А. Ф. Ноздрачев. – М., 2002.
  8. Туманов, Г. А. О некоторых актуальных проблемах административного права / Г. А. Туманов. – М., 2006.

1 Бахрах, Д. Н. Административное право. Учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М., 2004.

2 Административное право России. Общая часть: Учебник для высших учебных заведений // Под ред. П. И. Кононова. – М., 2005.

3 Административное право России. Общая часть: Учебник для высших учебных заведений // Под ред. П. И. Кононова. – М., 2005.

4 Административное право России. Общая часть: Учебник для высших учебных заведений // Под ред. П. И. Кононова. – М., 2005.

5 Бунякин, Н. Е. Концепция становления и развития административного права в России // Монография. – Тамбов, 2002.

6 Бунякин, Н. Е. Концепция становления и развития административного права в России // Монография. – Тамбов, 2002.

7 Ноздрачев, А. Ф. Административное право. Фундаментальный курс / А. Ф. Ноздрачев. – М., 2002.

8 Бунякин, Н. Е. Концепция становления и развития административного права в России // Монография. – Тамбов, 2002.

9 Бунякин, Н. Е. Концепция становления и развития административного права в России // Монография. – Тамбов, 2002.

10 Туманов, Г. А. О некоторых актуальных проблемах административного права / Г. А. Туманов. – М., 2006.

11 Коренев, А. П. Административное право России. Учебник. Часть I / А П. Коренев. – М., 2002.

12 Ноздрачев, А. Ф. Административное право. Фундаментальный курс / А. Ф. Ноздрачев. – М., 2002.

13 Административное право России. Общая часть: Учебник для высших учебных заведений // Под ред. П. И. Кононова. – М., 2005.

14 Туманов, Г. А. О некоторых актуальных проблемах административного права / Г. А. Туманов. – М., 2006.

15 Бахрах, Д. Н. Административное право. Учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М., 2004.

16 Туманов, Г. А. О некоторых актуальных проблемах административного права / Г. А. Туманов. – М., 2006.

 


Информация о работе Общественные отношения, регулируемые административным правом