Лицензионное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования
1. Выявить особенности административно-правового регулирования порядка лицензирования в России;
2. Вскрыть существующие проблемы и выработать предложения по их эффективному решению в рамках осуществляющейся сегодня в России административно-правовой реформы как части масштабной реформы государственного управления.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
1. проанализирована правовая природа института лицензирования,

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………………....3-4
I. Правовая природа лицензионного производства и его место в административном праве России
1) Понятие и сущность лицензионного производства.................................................................5-9
2) Лицензионное производство как вид административного производства в структуре административного процесса ……………………………………………………………...9-12
II. Законодательное регулирование лицензионного производства
1) Общий порядок производства по лицензированию отдельных
видов деятельности. Федеральный закон…………………………………………………..…….12-20
2)Особенности лицензирования деятельности высших учебных
заведений Российской Федерации……………………………………………….…………………….20-27
Заключение……………………………………………………………………………………………………………...28-29
Литература ……………………………………………………………………...............................................................30-31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Лицензионному производству.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

                                     Содержание

                                                                                                                                  
Введение……………………………………………………………………………………………………………………....3-4

I. Правовая природа лицензионного производства и его место в административном праве России

1) Понятие и сущность лицензионного производства.................................................................5-9

2) Лицензионное производство как вид административного производства в структуре административного процесса ……………………………………………………………...9-12

II. Законодательное регулирование лицензионного производства

1) Общий порядок производства по лицензированию отдельных

 видов деятельности. Федеральный закон…………………………………………………..…….12-20

2)Особенности лицензирования деятельности высших учебных

 заведений Российской Федерации……………………………………………….…………………….20-27

Заключение……………………………………………………………………………………………………………...28-29

Литература ……………………………………………………………………...............................................................30-31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

Введение лицензирования в России обусловлено переменами в характере воздействия государства  на общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики и социального развития. Проникая во многие сферы производственной и социальной деятельности, лицензирование дает возможность соблюдать баланс интересов предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и гражданина, общества, государства, с другой. В связи с вышеизложенным особую актуальность приобретают проблемы разработки теоретических основ института лицензирования, определения его места в системе административно-правовых институтов и особенностей административно-правового регулирования порядка лицензирования, выявления правовой природы и недостатков современного лицензирования, прогнозирование сокращения лицензируемых видов деятельности, а также их замены на более современные механизмы — саморегулируемые организации, обязательное страхование ответственности, предоставление финансовых гарантий. Обосновывается положение о том, что в качестве правовых процедур лицензионного производства выступают закрепленные в законодательстве общие и факультативные стадии осуществления лицензионной процедуры: возбуждение лицензионного производства, принятие решения о выдаче лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществление надзора, применение мер административного принуждения за несоблюдение лицензионных требований, в частности, приостановление и аннулирование лицензии. Лицензионное производство образуют специальные стадии - совокупность объединенных в определенные этапы конкретных действий субъектов лицензионных отношений, регламентированных законодательными и подзаконными актами и ориентированных на достижение внутристадийных (промежуточных) целей.

Теоретическую основу курсовой работы составили, главным образом, работы таких отечественных ученых-административистов как А. В. Алфимова, А.Б. Багандова, А. Воронова, Т. Даурова, А. В. Тущина, М. Масленникова, В. Д. Сорокина и других.

 

Объектом исследования являются исследования основных направлений современной государственной политики систематизации и модификации российского лицензионного законодательства;

          Предметом исследования являются административно-правовой механизм регулирования лицензионных отношений.

                                  Цели исследования

1. Выявить особенности административно-правового регулирования порядка лицензирования в России;

 2. Вскрыть существующие проблемы и выработать предложения по их эффективному решению в рамках осуществляющейся сегодня в России административно-правовой реформы как части масштабной реформы государственного управления.

Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:

1. проанализирована правовая  природа института лицензирования,

2. изучена правовая природа, принципы и особенности режима лицензирования как разновидности административно-правового режима;

3. выявлены и проанализированы  критерии определения лицензируемых видов деятельности, а также изучены режимы лицензирования в отдельных сферах государственного управления;

4. проанализированы содержание и особенности осуществления лицензирования как формы административной деятельности органов исполнительной власти России, а также раскрыты роль и функции системы лицензирования;

 

 

 

 

 

 

 I. Правовая природа лицензионного производства и его место в               административном праве России

 

1) Понятие и сущность лицензионного производства

 Лицензирование, представляя собой специфический административно-правовой метод государственно-управленческой деятельности и государственного регулирования, сочетает в себе охранительные и регулятивные функции. Охранительная функция лицензирования связана с тем, оно распространяет свое действие на такие виды социально значимой деятельности, осуществление которых без соблюдения определенных требований и условий может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Регулятивная функция лицензирования связана с регулированием порядка производства определенных видов товаров и услуг путем упорядочения функционирования индивидуальных предпринимателей, государственных и негосударственных организаций, учреждений в целях сбалансированного осуществления ими социально значимых видов деятельности, установления правовых основ единого рынка.

 В российской правовой доктрине термин «лицензия» употребляется в двух основных значениях: как право на осуществление определенного вида деятельности и как документ, удостоверяющий наличие такого права. Во втором значении лицензия представляет собой особого рода «паспорт юридического или физического лица (индивидуального предпринимателя), подтверждающий наличие у него реальных возможностей и предпосылок для осуществления конкретного вида деятельности». Н.Ю. Круглова определяет лицензию как официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока на определенных условиях1.

 Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности; реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.  Исходя из смысла указанного определения, лицензия может выдаваться только на осуществление конкретного вида деятельности, а не на совершение отдельных разовых действий. Перечень указанных в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» и подлежащих лицензированию видов деятельности физических и юридических лиц показывает, что под деятельностью, на осуществление которой необходимо получение лицензии, следует понимать систему многократно повторяемых, продолжаемых во времени действий, направленных на получение прибыли или иного полезного результата. Лицензированию подлежат, как правило, отдельные виды предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а также на осуществление некоторых социально значимых видов деятельности (деятельность нотариусов, врачей, частных медицинских учреждений, учреждений образования и т.д.).

              Общими признаками для правоотношений лицензирования являются:

  1. наличие косвенного запрета на осуществление данной деятельности без специального разрешения;
  2. осуществление государственными органами административной юрисдикции в отношении организационно не подчиненных субъектов;
  3. контроль государственных органов за соблюдением субъектами правил и условий соответствующей деятельности при ее санкционировании или осуществлении;
  4. применение принудительных мер для прекращения или недопущения нарушения правил, условий разрешенной деятельности2.

       Сущностью указанных процессов является правонаделительный процесс, а сами процессы осуществляются в рамках разрешительной системы.

      Т. Даурова рассматривает лицензионное производство как вид административной деятельности, осуществляемой в рамках административно-правонаделительного процесса и связанный с реализаций лицензионных правоотношений на основе общих и специальных процессуальных норм. В качестве правовых процедур лицензионного производства выступают закрепленные в законодательстве общие и факультативные стадии осуществления лицензионного процесса; наряду с этим процесс лицензионного производства образуют специальные процедуры - совокупность объединенных в определенные этапы конкретных действий участников лицензионных отношений, ориентированных на достижение внутристадийных промежуточных целей и регламентированных законодательными и подзаконными актами.3

      Правовое регулирование лицензионной деятельности отличается непоследовательностью, неполнотой и противоречивостью, в силу чего не обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере лицензирования, реальную защиту прав и законных интересов невластных субъектов лицензионных отношений. 

      В научной литературе лицензирование рассматривается как особый правовой режим начала и осуществления отдельных видов деятельности, предполагающий государственное подтверждение на ее ведение, государственный контроль над ней, возможность ее прекращения по особым основаниям. В данном определении речь идет о праве, которое возникает у лица при лицензировании, однако не раскрывается содержание этого права. При этом юридическое значение лицензирования заключается не в конкретизации пределов имеющейся у лица правоспособности, а в ее легитимации.

Лицензирование любого вида деятельности обусловлено не произвольным выбором, а объективной необходимостью обеспечения государственного контроля за качеством производимой продукции, оказываемых услуг, производимых работ, добросовестностью субъектов, осуществляющих ту или иную деятельность, а также в отдельных случаях необходимостью ограничения осуществления той или иной деятельности в связи с ее особым характером, угрожающим безопасности государства, здоровью граждан и т.п. Таким образом, можно достаточно легко выявить предметную обособленность лицензионного права, не прибегая к традиционным критериям содержания и характера общественных отношений.

Предметом лицензионного права РФ являются общественные отношения, возникающие в процессе лицензирования между субъектами тех видов хозяйственной деятельности, в отношении которых государством предусмотрен разрешительный порядок их осуществления, а также органами государственной власти РФ и ее субъектов, осуществляющими функции по обеспечению разрешительного механизма осуществления указанных видов деятельности и контроля за их осуществлением. 4

Лицензионное право  представляет собой определенную обособленную совокупность норм административного права, объединенных в институт по признакам цели правового регулирования, однородности возникающих правоотношений, а также наличия специфической методики воздействия на общественные отношения и сформированной подотрасли законодательства, регулирующая властные общественные отношения, возникающие в процессе реализации такой формы государственного регулирования экономики как лицензирование.

Принципами лицензионного  права предлагается считать те общие, основополагающие положения, на основе которых происходит становление и применение норм лицензионного права. В настоящее время законодательно сформулирован четкий перечень (состав) принципов лицензионного права, который закреплен в ст. 3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Отметим, что этот Закон несколько скорректировал состав принципов отрасли по сравнению с Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». 5

Таким образом, лицензионные отношения содержат следующие признаки: а) существуют в сфере государственного управления; б) их возникновение связывается с односторонним волеизъявлением (в данном случае, под которым понимается решение должностного лица о выдаче или отказе в выдаче лицензии); в) наличие в них действующего субъекта исполнительной власти или иного органа исполнительной власти; г) практическая реализация субъектов исполнительной власти своих распорядительных полномочий; д) характеризуются организационным началом, т.е. являются формой, в рамках которой происходит организующее воздействие государственного управления в рассматриваемой сфере на соответствующие объекты управления; е) имеют особый правовой режим обеспечения законности и своей правовой защиты, а именно в административном и судебном порядке.

 

2) Лицензионное производство как вид административного производства в структуре административного процесса

Лицензионное производство рассматривается как процесс получения лицензии на осуществление определенного вида деятельности и условно следует делить на несколько обязательных и факультативных стадий, к каковым относятся следующие:

первая (обязательная) стадия - подача необходимых документов в лицензирующий орган;

вторая (обязательная) стадия - проверка и рассмотрение представленных документов;

третья (факультативная) стадия - назначение и проведение предлицензионной экспертизы;

четвертая (обязательная) стадия — принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче;

Информация о работе Лицензионное производство