Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:29, курсовая работа
Цели исследования
1. Выявить особенности административно-правового регулирования порядка лицензирования в России;
2. Вскрыть существующие проблемы и выработать предложения по их эффективному решению в рамках осуществляющейся сегодня в России административно-правовой реформы как части масштабной реформы государственного управления.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
1. проанализирована правовая природа института лицензирования,
Введение……………………………………………………………………………………………………………………....3-4
I. Правовая природа лицензионного производства и его место в административном праве России
1) Понятие и сущность лицензионного производства.................................................................5-9
2) Лицензионное производство как вид административного производства в структуре административного процесса ……………………………………………………………...9-12
II. Законодательное регулирование лицензионного производства
1) Общий порядок производства по лицензированию отдельных
видов деятельности. Федеральный закон…………………………………………………..…….12-20
2)Особенности лицензирования деятельности высших учебных
заведений Российской Федерации……………………………………………….…………………….20-27
Заключение……………………………………………………………………………………………………………...28-29
Литература ……………………………………………………………………...............................................................30-31
Аттестационное заключение государственной аттестационной службы может быть обжаловано в суд только в части процедуры аттестации. Высшее учебное заведение вправе потребовать повторной аттестации не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.
Результаты аттестации,
отраженные в заключении, являются
основанием для решения вопроса
об аккредитации высшего учебного заведения.
Вопросы аккредитации рассматриваются
коллегиальным органом
Вузы аккредитуются на срок не более 5 лет. Решение об аккредитации высшего учебного заведения утверждается распорядительным документом аккредитационного органа, на основе которого высшему учебному заведению выдается свидетельство о государственной аккредитации. Свидетельство является документом, подтверждающим статус вуза, соответствие содержания и качества подготовки выпускников по аккредитованным программам требованиям Государственных образовательных стандартов, право высшего учебного заведения на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Свидетельство подписывается руководителем аккредитационного органа и заверяется печатью данного органа.
В свидетельстве указываются регистрационный номер, дата выдачи и срок действия свидетельства, местонахождение (юридический адрес) вуза, его полное наименование, включающее название (в том числе специальное — консерватория, высшее училище и т.д.), вид вуза (институт, академия, университет), организационно-правовая форма. Если при аккредитации устанавливается, что статус вуза отличается от указанного в его наименовании, вузу выдается на срок не более шести месяцев временное свидетельство с указанием его наименования. Такое свидетельство дает вузу на соответствующий срок все права высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию. Постоянное свидетельство выдается вузу на основании заявления и учредительных документов с наименованием вуза, приведенным в соответствие с установленным при аккредитации статусом. В приложении к свидетельству указываются аккредитованные программы всех уровней образования, реализуемые высшим учебным заведением, а также ступени образования, квалификации (степени), которые будут присваиваться выпускникам, наименование и местонахождение филиалов, перечни аккредитованных программ, реализуемых в каждом филиале. Свидетельство без приложения недействительно. Свидетельство действительно в течение срока аккредитации, по истечении которого оно утрачивает силу. Возобновление действия осуществляется в том же порядке, что и его получение. Отрицательное заключение по результатам аттестации является основанием для отказа высшему учебному заведению в аккредитации.
Аккредитационный орган своим распорядительным документом может приостановить действие либо аннулировать выданное им свидетельство (лишить вуз аккредитации) полностью или по отдельным указанным в приложении образовательным программам в случае:
- представления учредителем или органом, осуществляющим полномочия учредителя, соответствующего заявления;
- обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для аккредитации;
- нарушения вузом требований законодательства Российской Федерации в области образования;
- приостановления действия лицензии либо аннулирование ее;
- получения отрицательного заключения по результатам аттестации, проведенной в период действия свидетельства;
- предъявления рекламации государственного органа, проводившего аттестацию вуза.
Решение об аккредитации высшего учебного заведения или об отказе в его аккредитации может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации22.
Таким образом, сведения о высших учебных заведениях, прошедших аккредитацию и получивших свидетельства, с перечнем аккредитованных программ, а также сведения о вузах, действие свидетельства которых приостановлено или аннулировано, вносятся аккредитационным органом в реестр аккредитованных вузов и публикуются в периодических изданиях этого органа.
Заключение
Лицензионного производства выступают закрепленные в законодательстве общие и факультативные стадии осуществления лицензионной процедуры: возбуждение лицензионного производства, принятие решения о выдаче лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществление надзора, применение мер административного принуждения за несоблюдение лицензионных требований, в частности, приостановление и аннулирование лицензии. Лицензионное производство также образуют специальные стадии - совокупность объединенных в определенные этапы конкретных действий субъектов лицензионных отношений, регламентированных законодательными и подзаконными актами и ориентированных на достижение внутристадийных (промежуточных) целей.
Механизм лицензирования в сфере социальных отношений включает в себя несколько административно-правовых режимов, реализуемых в рамках государственной системы социального обеспечения: режим пенсионного обеспечения, режим социального страхования, режим медицинского страхования, режим социального обслуживания, режим минимальной заработной платы и минимального прожиточного уровня, режим социальной защиты инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан, режим возмещения вреда, причиненного в результате природных и техногенных катаклизмов и др.
Необходимо выделить основные направления лицензионного производства:
Литература
Федеральные законы :
4. О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Федеральный закон от 2 июля 2005 года № 80-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 27. - Ст. 2719.
Постановления Правительства РФ :
Монографии:
Статьи:
1 Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. - М., 1997. - С.301.
2 Мельничук Г. Лицензирование как форма государственного регулирования // Российская юстиция. – 2005. - № 5.
3 Даурова Т. Правовые основы лицензирования.// Закон. 1999. №8. С. 112-117.
4 Гущин, А. В. Лицензирование в Российской Федерации.2004. С.50
5 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ( в ред. ФЗ от 05.02.2007 года № 13-ФЗ).- СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.
6 Багандов А.Б. Лицензионное производство как вид административного производства. 2005.
7 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ( в ред. ФЗ от 05.02.2007 года № 13-ФЗ).- СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.
8 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ( в ред. ФЗ от 05.02.2007 года № 13-ФЗ).- СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.
9 Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ( в ред. ФЗ от 23.12.2003 года № 186-ФЗ).- СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
10 С 1998 года по ноябрь 2001 было принято свыше 50 постановлений Правительства Российской Федерации, которыми были утверждены положения о лицензировании соответствующих видов деятельности.
11 Российская газета. 2001. 4 апр. Принятый 8 августа 2001 г. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» примерно вдвое - с 207 до 120 - сокращает количество лицензируемых видов деятельности по сравнению с одноименным Федеральным законом от 25 сентября 1998 г.
12 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ( в ред. ФЗ от 05.02.2007 года № 13-ФЗ).- СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.
13 Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля.2000 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Российская газета от 27.04.2000 г.
14 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ( в ред. ФЗ от 05.02.2007 года № 13-ФЗ).- СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.
15 Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса. С. 84-85
16 Лицензирование отдельных видов деятельности / [М. Масленников и др.]. 2000. С.100
17 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ( в ред. ФЗ от 05.02.2007 года № 13-ФЗ).- СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.
18 Алфимов, В. Г. Региональный подход к проблемам лицензирования и лицензионной деятельности .Великий Новгород,1999. С. 163 – 166
19 Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ( в ред. ФЗ от 23.12.2003 года № 186-ФЗ).- СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
20 Федеральный закон от 13 января 1996 г. Об образовании».- СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
21 Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ( в ред. ФЗ от 23.12.2003 года № 186-ФЗ).- СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
22 Багандов А.Б. Лицензионное право как институт административного права: Материалы конференции // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики на современном этапе. Калининград, 2004. п.л.1,2