Лицензионное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования
1. Выявить особенности административно-правового регулирования порядка лицензирования в России;
2. Вскрыть существующие проблемы и выработать предложения по их эффективному решению в рамках осуществляющейся сегодня в России административно-правовой реформы как части масштабной реформы государственного управления.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
1. проанализирована правовая природа института лицензирования,

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………………....3-4
I. Правовая природа лицензионного производства и его место в административном праве России
1) Понятие и сущность лицензионного производства.................................................................5-9
2) Лицензионное производство как вид административного производства в структуре административного процесса ……………………………………………………………...9-12
II. Законодательное регулирование лицензионного производства
1) Общий порядок производства по лицензированию отдельных
видов деятельности. Федеральный закон…………………………………………………..…….12-20
2)Особенности лицензирования деятельности высших учебных
заведений Российской Федерации……………………………………………….…………………….20-27
Заключение……………………………………………………………………………………………………………...28-29
Литература ……………………………………………………………………...............................................................30-31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Лицензионному производству.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

     Аттестационное заключение государственной аттестационной службы может быть обжаловано в суд только в части процедуры аттестации. Высшее учебное заведение вправе потребовать повторной аттестации не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.

Результаты аттестации, отраженные в заключении, являются основанием для решения вопроса  об аккредитации высшего учебного заведения. Вопросы аккредитации рассматриваются  коллегиальным органом аккредитационного  органа, в состав которого включаются представители федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении вузы, а также представители общественных организаций, руководители вузов.

    Вузы аккредитуются на срок не более 5 лет. Решение об аккредитации высшего учебного заведения утверждается распорядительным документом аккредитационного органа, на основе которого высшему учебному заведению выдается свидетельство о государственной аккредитации. Свидетельство является документом, подтверждающим статус вуза, соответствие содержания и качества подготовки выпускников по аккредитованным программам требованиям Государственных образовательных стандартов, право высшего учебного заведения на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Свидетельство подписывается руководителем аккредитационного органа и заверяется печатью данного органа.

В свидетельстве указываются  регистрационный номер, дата выдачи и срок действия свидетельства, местонахождение (юридический адрес) вуза, его полное наименование, включающее название (в том числе специальное — консерватория, высшее училище и т.д.), вид вуза (институт, академия, университет), организационно-правовая форма. Если при аккредитации устанавливается, что статус вуза отличается от указанного в его наименовании, вузу выдается на срок не более шести месяцев временное свидетельство с указанием его наименования. Такое свидетельство дает вузу на соответствующий срок все права высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию. Постоянное свидетельство выдается вузу на основании заявления и учредительных документов с наименованием вуза, приведенным в соответствие с установленным при аккредитации статусом. В приложении к свидетельству указываются аккредитованные программы всех уровней образования, реализуемые высшим учебным заведением, а также ступени образования, квалификации (степени), которые будут присваиваться выпускникам, наименование и местонахождение филиалов, перечни аккредитованных программ, реализуемых в каждом филиале. Свидетельство без приложения недействительно. Свидетельство действительно в течение срока аккредитации, по истечении которого оно утрачивает силу. Возобновление действия осуществляется в том же порядке, что и его получение. Отрицательное заключение по результатам аттестации является основанием для отказа высшему учебному заведению в аккредитации.

     Аккредитационный орган своим распорядительным документом может приостановить действие либо аннулировать выданное им свидетельство (лишить вуз аккредитации) полностью или по отдельным указанным в приложении образовательным программам в случае:

   - представления учредителем или органом, осуществляющим полномочия учредителя, соответствующего заявления;

   - обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для аккредитации;

   - нарушения вузом требований законодательства Российской Федерации в области образования;

   - приостановления действия лицензии либо аннулирование ее;

   - получения отрицательного заключения по результатам аттестации, проведенной в период действия свидетельства;

   - предъявления рекламации государственного органа, проводившего аттестацию вуза.

    Решение об аккредитации высшего учебного заведения или об отказе в его аккредитации может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации22.

  Таким образом, сведения о высших учебных заведениях, прошедших аккредитацию и получивших свидетельства, с перечнем аккредитованных программ, а также сведения о вузах, действие свидетельства которых приостановлено или аннулировано, вносятся аккредитационным органом в реестр аккредитованных вузов и публикуются в периодических изданиях этого органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Лицензионного производства выступают закрепленные в законодательстве общие и факультативные стадии осуществления лицензионной процедуры: возбуждение лицензионного производства, принятие решения о выдаче лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществление надзора, применение мер административного принуждения за несоблюдение лицензионных требований, в частности, приостановление и аннулирование лицензии. Лицензионное производство также образуют специальные стадии - совокупность объединенных в определенные этапы конкретных действий субъектов лицензионных отношений, регламентированных законодательными и подзаконными актами и ориентированных на достижение внутристадийных (промежуточных) целей.

   Механизм лицензирования в сфере социальных отношений включает в себя несколько административно-правовых режимов, реализуемых в рамках государственной системы социального обеспечения: режим пенсионного обеспечения, режим социального страхования, режим медицинского страхования, режим социального обслуживания, режим минимальной заработной платы и минимального прожиточного уровня, режим социальной защиты инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан, режим возмещения вреда, причиненного в результате природных и техногенных катаклизмов и др.

 

            Необходимо выделить основные направления лицензионного производства:

  1. Во-первых, глобальными тенденциями развития современного общества и государства, суть которых сводится к решению вопроса об обеспечении гармонии между государственными и частноправовыми интересами в стремительно меняющемся мире.
  2. Во-вторых, относительно слабой научно-теоретической разработанностью современных вопросов реализации административно-правового механизма лицензирования в РФ, а потому, потребностью теоретического анализа правовой природы понятия «лицензирование» как предоставляемого государством права на осуществление хозяйствующим субъектом определенного вида деятельности, а также как санкционированного государством специального административно-правового режима.
  3. В-третьих, очевидным несовершенством действующего законодательства о лицензировании, отсутствием его систематизации.
  4. В-четвертых, потребностью в совершенствовании административной деятельности субъектов лицензирования, а также в постепенной замене административно-правового механизма лицензирования иными институтами (саморегулируемые организации, обязательное страхование ответственности, предоставление финансовых гарантий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

    Федеральные законы :

 

  1. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ( в ред. ФЗ от 05.02.2007 года № 13-ФЗ).- СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.
  2. Федеральный закон от 13 января 1996 г. Об образовании».- СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
  3. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ( в ред. ФЗ от 23.12.2003 года № 186-ФЗ).- СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

4. О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Федеральный закон от 2 июля 2005 года № 80-ФЗ //  Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 27. - Ст. 2719.

 

    Постановления Правительства РФ :

 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». СЗ РФ. 06.02.2006г. № 6. Ст. 700. РГ. 17.02.2006г. № 34.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля.2000 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Российская газета от 27.04.2000 г.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству и утилизации вооружения, военной техники и боеприпасов"// Российская газета. 9.04.98 г.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1999 г. № 472 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации" // Российская газета. 4.05.99 г.

      Монографии:

  1. Гущин, А. В. Лицензирование в Российской Федерации: правовые и организационные основы / А.В. Гущин ; Изд.- корпорация "Дашков и Кш". - М. : Дашков и Кш, 2004. – 164 с.
  2. Алфимов, В. Г. Региональный подход к проблемам лицензирования и лицензионной деятельности // Административное право Российской Федерации. - Великий Новгород,1999. - С. 163 – 166
  3. Лицензирование отдельных видов деятельности / [М. Масленников и др.]. - М. : Б.и., 2000. - 126 с. - (Экономико-правовой бюллетень / АКДИ "Экономика и жизнь"; N11).

     Статьи:

  1. Багандов А.Б. Лицензионное производство как вид административного производства в структуре административного процесса // Современное право. — 2008. — № 10(1). — 1,0 п.л.
  2. Багандов А.Б. Лицензионное право как институт административного права: Материалы конференции // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики на современном этапе. — Калининград, 2004. — 1,2 п.л.
  3. Багандов А.Б. Лицензионное производство как вид административного производства: Материалы международной научно-практической конференции // Проблемы теории и практики защиты прав человека в условиях формирования гражданского общества. — Одесса, 2005. — 0,7 п.л.
  4. Воронов А. Некоторые проблемы лицензирования.// Юридический мир.1998. №5. С. 7-9.
  5. Даурова  Т. Правовые     основы  лицензирования.// Закон.  1999.  №8.        С.  112-117.
  6. Лицензионное производство [Электронный ресурс] // Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право / В.Д.Сорокин. - СПб. : Изд-во Юридического ин-та, 2002.
  7. Мельничук Г. Лицензирование как форма государственного регулирования // Российская юстиция. – 2005. - № 5.
  8. О лицензировании отдельных видов деятельности. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года № 1418 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 1. - Ст. 69.
  9. Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса. С. 84-85; О видах производств в административном процессе// Вестник ЛГУ. 1968. № 5.

 

 

1 Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. - М., 1997. - С.301.

2 Мельничук Г. Лицензирование как форма государственного регулирования // Российская юстиция. – 2005. - № 5.

3 Даурова Т. Правовые     основы  лицензирования.// Закон.  1999.  №8.        С.  112-117.

4 Гущин, А. В. Лицензирование в Российской Федерации.2004. С.50

5 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ( в ред. ФЗ от 05.02.2007 года № 13-ФЗ).- СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.

6 Багандов А.Б. Лицензионное производство как вид административного производства. 2005.

7 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ( в ред. ФЗ от 05.02.2007 года № 13-ФЗ).- СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.

8 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ( в ред. ФЗ от 05.02.2007 года № 13-ФЗ).- СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.

9 Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ( в ред. ФЗ от 23.12.2003 года № 186-ФЗ).- СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

10 С 1998 года по ноябрь 2001 было принято свыше 50 постановлений Правительства Российской Федерации, которыми были утверждены положения о лицензировании соответствующих видов деятельности.

11 Российская газета. 2001. 4 апр. Принятый 8 августа 2001 г. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» примерно вдвое - с 207 до 120 - сокращает количество лицензируемых видов деятельности по сравнению с одноименным Федеральным законом от 25 сентября 1998 г.

12 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ( в ред. ФЗ от 05.02.2007 года № 13-ФЗ).- СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.

13 Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля.2000 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Российская газета от 27.04.2000 г.

14 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ( в ред. ФЗ от 05.02.2007 года № 13-ФЗ).- СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.

15 Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса. С. 84-85

 

 

16 Лицензирование отдельных видов деятельности / [М. Масленников и др.]. 2000. С.100

17 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ( в ред. ФЗ от 05.02.2007 года № 13-ФЗ).- СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.

18 Алфимов, В. Г. Региональный подход к проблемам лицензирования и лицензионной деятельности .Великий Новгород,1999. С. 163 – 166

19 Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ( в ред. ФЗ от 23.12.2003 года № 186-ФЗ).- СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

20 Федеральный закон от 13 января 1996 г. Об образовании».- СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

21 Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ( в ред. ФЗ от 23.12.2003 года № 186-ФЗ).- СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

22 Багандов А.Б. Лицензионное право как институт административного права: Материалы конференции // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики на современном этапе. Калининград, 2004. п.л.1,2

 

Информация о работе Лицензионное производство