Лицензионное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования
1. Выявить особенности административно-правового регулирования порядка лицензирования в России;
2. Вскрыть существующие проблемы и выработать предложения по их эффективному решению в рамках осуществляющейся сегодня в России административно-правовой реформы как части масштабной реформы государственного управления.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
1. проанализирована правовая природа института лицензирования,

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………………....3-4
I. Правовая природа лицензионного производства и его место в административном праве России
1) Понятие и сущность лицензионного производства.................................................................5-9
2) Лицензионное производство как вид административного производства в структуре административного процесса ……………………………………………………………...9-12
II. Законодательное регулирование лицензионного производства
1) Общий порядок производства по лицензированию отдельных
видов деятельности. Федеральный закон…………………………………………………..…….12-20
2)Особенности лицензирования деятельности высших учебных
заведений Российской Федерации……………………………………………….…………………….20-27
Заключение……………………………………………………………………………………………………………...28-29
Литература ……………………………………………………………………...............................................................30-31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Лицензионному производству.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

пятая (факультативная) стадия - обжалование отказа в выдаче лицензии;

шестая (обязательная) стадия - оформление лицензии и ее выдача заявителю.6

 К перечисленным можно добавить еще одну седьмую (факультативную) стадию - проведение независимой экспертизы при обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии, а последняя (обязательная) стадия должна быть сформулирована как «оформление и выдача документа, подтверждающего наличие лицензии».

С лицензионным производством непосредственно  связан вопрос о его субъектах, а если точнее, то вопрос об участниках лицензионных отношений в широком смысле. Он представляется весьма важным. Анализ законодательства позволяет говорить, что в круг таких субъектов входят:

   1. лицензирующие органы;

   2. соискатель лицензии;

   3. лицензиат;

   4. иные субъекты лицензионных отношений.

Думается, круг участников лицензионных отношений, безусловно, оказывается шире, чем круг участников собственно лицензионного производства.

 Среди участников лицензионных  отношений особое положение занимают лицензирующие органы. Таковыми согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" могут быть только федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. Закон исключил из их числа, к примеру, органы местного самоуправления, сузив, таким образом, круг лицензирующих органов. Только названные выше органы осуществляют лицензирование в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".7

Перспективной задачей  совершенствования правового регулирования  лицензирования, которое позволит создать дополнительные условия для развития предпринимательства в РФ, видится упорядочение деятельности лицензирующих органов. Требуется дальнейшая оптимизация их количества при одновременном сохранении доступности их для хозяйствующих субъектов.

Законодательство в сфере лицензирования представляет собой несистематизированную  совокупность нормативных правовых актов, как непосредственно направленных на установление лицензионной процедуры, так и косвенно упоминающих о ней, применительно к особенностям соответствующей области правового регулирования. Постоянное усложнение отношений в сфере лицензирования требует скорейшей систематизации и унификации всего лицензионного законодательства, проведения его кодификации и разработки Лицензионного кодекса РФ.

Таким образом, лицензирование является одним из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в частноправовой деятельности, находящейся в значительной степени в сфере регулирования гражданского права. В результате анализа норм общей и особенной частей лицензионного права в его структуре можно выделить несколько крупных общих институтов. Прежде всего, это ключевой институт лицензионного процесса, объединяющий нормы общей, особенной и специальной частей лицензионного права, регулирующих различные процедуры, существующие при осуществлении лицензионной деятельности. Это и процедура выдачи лицензии, включающая анализ представленных документов, проверку соответствия соискателя лицензионным требованиям и условиям, принятие решения о выдаче лицензии, выдачу документа, удостоверяющего наличие лицензии, внесение сведений в реестр лицензий и т.д., и процедура текущего контроля (выездные и документальные проверки, оформление актов проверок, ознакомление лицензиата с результатами проверки, принятие решения по итогам проверки и т.д.), и процедура применения мер ответственности за нарушение лицензионных требований и условий (принятие решения о приостановлении действия лицензии, о подаче иска об аннулировании лицензии либо аннулирование лицензии, процедура обжалования такого решения и т.д.).

 

 

   II. Законодательное регулирование лицензионного производства.

1) Общий порядок производства по лицензированию отдельных видов деятельности. Федеральный закон.

    С 1998 года по ноябрь 2001 было принято свыше 50 постановлений Правительства Российской Федерации, которыми были утверждены положения о лицензировании соответствующих видов деятельности. Принятый 8 августа 2001 г. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»8 примерно вдвое - с 207 до 120 - сокращает количество лицензируемых видов деятельности по сравнению с одноименным Федеральным законом от 25 сентября 1998 г.

     Правовую базу лицензионного производства образует ряд нормативных правовых актов, к числу которых относятся: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также нормы, содержащиеся в иных федеральных законах, например, Федеральном законе от 13 января 1996 г. «Об образовании», от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»9, постановления Правительства Российской Федерации: от 2 декабря 1999 г. Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, от 11 апреля 2000 г. «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности и многие другие10.

     В своем ежегодном Послании (2001 г.) Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В.Путин обратил внимание на необходимость минимизации административного вмешательства государства в дела предприятий. «Надо работать над тем, — подчеркнул Президент России, -- чтобы дальше сокращать перечень лицензируемых видов деятельности»11.

     Лицензионное производство обладает следующими характерными чертами:

     1. Лицензия представляет собой официальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

     К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»12 не распространяется на следующие виды деятельности:

   - деятельность кредитных организаций;

   - деятельность, связанную с защитой государственной тайны;

   - деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

   - деятельность в области связи;

   - биржевая деятельность;

   - деятельность в области таможенного дела;

   - нотариальная деятельность;

   - страховая деятельность;

   - деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;

   - осуществление внешнеэкономических операций;

   - осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;

   - приобретение оружия и патронов к нему;

   - использование результатов интеллектуальной деятельности;

   - использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);

   - использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;

   - деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;

   - образовательная деятельность.

   Закон установил, что основными принципами осуществления лицензирования являются: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

   Для сравнения  следует помнить, что, например, регистрационное производство составляет прерогативу, строго говоря, только органов Министерства юстиции Российской Федерации. Лицензированием же занимаются, в сущности, все федеральные органы исполнительной власти. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, который фактически охватывает федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, российские агентства и др.13

       В организации лицензирования отдельных видов деятельности ключевая роль принадлежит Правительству Российской Федерации. Согласно ст. 5 Закона в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

   - утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

   - определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование отдельных видов деятельности;

   - устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

          Согласно закону лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

   - предоставление лицензий;

   - переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

   - приостановление действия лицензий;

   - аннулирование лицензий в случаях, предусмотренных законом;

   - ведение реестра лицензий;

   - контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

       Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

    3. Лицензия выдается на каждый вид деятельности, которая может осуществляться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территории иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     Согласно ст. 8 Закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании конкретных видов деятельности» срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет14. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании отдельных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

      В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются:15

   - наименование лицензирующего органа;

   - наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения - для юридического лица;

   - фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

   - лицензируемый вид деятельности;

   - срок действия лицензии;

   - идентификационный номер налогоплательщика;

   - номер лицензии;

   - дата принятия решения о предоставлении лицензии.

   В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее, чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.

             6. Основанием для отказа в предоставлении лицензии является:

   - наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

   - несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

       Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

      7. Как предусмотрено федеральным законом от 8 августа 2001 г., лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. При этом лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.16

Информация о работе Лицензионное производство