Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:29, курсовая работа
Цели исследования
1. Выявить особенности административно-правового регулирования порядка лицензирования в России;
2. Вскрыть существующие проблемы и выработать предложения по их эффективному решению в рамках осуществляющейся сегодня в России административно-правовой реформы как части масштабной реформы государственного управления.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
1. проанализирована правовая природа института лицензирования,
Введение……………………………………………………………………………………………………………………....3-4
I. Правовая природа лицензионного производства и его место в административном праве России
1) Понятие и сущность лицензионного производства.................................................................5-9
2) Лицензионное производство как вид административного производства в структуре административного процесса ……………………………………………………………...9-12
II. Законодательное регулирование лицензионного производства
1) Общий порядок производства по лицензированию отдельных
видов деятельности. Федеральный закон…………………………………………………..…….12-20
2)Особенности лицензирования деятельности высших учебных
заведений Российской Федерации……………………………………………….…………………….20-27
Заключение……………………………………………………………………………………………………………...28-29
Литература ……………………………………………………………………...............................................................30-31
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Лицензирующие органы могут также аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне, безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
11. Ст. 17, п. 1, Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечисляет 120 видов деятельности, подлежащих лицензированию17.
Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
По общему правилу, производство по лицензированию отдельных видов деятельности является, так сказать, законченной процедурой, завершающейся юридическим результатом — принятием решения лицензирующим органом исполнительной власти о выдаче лицензии, т.е. официальным признанием права лицензиата на занятие соответствующим видом деятельности. Впрочем, решение лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии также является юридическим результатом.
8 октября 2010 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрела и приняла в первом чтении новую редакцию закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", проект которого представила в своем докладе Статс-секретарь - заместитель министра экономического развития РФ А.В. Попова. В обновленной редакции закона Минэкономразвития России предлагает решить наиболее важные проблемы в сфере лицензирования: уменьшить количество видов лицензируемой деятельности, упростить существующий порядок выдачи лицензий, а также снизить финансовые издержки хозяйствующих субъектов за счет введения бессрочного действия лицензии. Проектом закона предусматривается сокращение числа отраслевых законов, которые вместе с базовым регулируют выдачу лицензий. Сейчас согласно базовому закону лицензируется 80 видов деятельности, и еще 190 видов в соответствии с 14 отраслевыми законами (о связи, о СМИ, о страховании и др.). Именно действие этих отраслевых законов зачастую создает проблемы для соискателей лицензий. На данный момент в базовый закон вводится общий порядок лицензирования для 7 видов деятельности (образование, услуги связи, теле и радиовещание). Не изменится процедура лицензирования для 6 видов деятельности (оборот спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, страхование, фондовый рынок). В базовом законе сократится с 80 до 49 число видов предпринимательства, требующих прохождения процедур лицензирования. За счет перехода к уведомительному порядку начала деятельности будет прекращено лицензирование по 7 видам — деятельность юридических лиц, которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности, производство и реализация игрового оборудования и др. При этом еще 24 вида будут ликвидированы из закона из-за тематического укрупнения их наименований.
Таким образом уменьшится общее число лицензируемых видов деятельности. Между тем для предпринимателя расширится выбор конкретных работ и услуг при получении лицензии. Проектом закона вводится принцип недопустимости взимания платы с предпринимателей за осуществление процедур лицензирования. При лицензировании должна быть уплачена только государственная пошлина, размер которой установлен Налоговым кодексом. В целях снижения финансовых издержек хозяйствующих субъектов предлагается также введение бессрочных лицензий как это сделано в образовании. При этом за лицензиатом сохраняется право в любое время подать заявление о прекращении действия лицензии. По истечении срока действия лицензий, выданных до вступления в силу закона по заявлению лицензиата, их действие станет бессрочным. В случае если произошли изменения, лицензия будет переоформлена с последующим установлением также бессрочного срока. Проектом закона предусмотрен переход к электронной форме лицензирования. С 1 января 2011 года все документы, начиная с заявления соискателя лицензии и до получения лицензии, можно будет отправлять и получать в электронной форме, что существенно сэкономит время предпринимателя.18
2) Особенности лицензирования деятельности высших учебных заведений Российской Федерации
Применительно к названным учреждениям действующее законодательство предусматривает фактически три этапа (стадии) лицензионной правовой процедуры, которая несомненно относится к административному процессу. Правовые нормы, регулирующие эту процедуру, содержатся в ряде нормативных правовых актов, в числе которых федеральные законы: от 13 января 1995 г. «Об образовании», от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»19; постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1999 г. «Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения», от 5 апреля 2001 г. «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации».20
Высшее учебное заведение, независимо от форм собственности, в соответствии с федеральным законодательством проходит своеобразных три этапа в своем юридическом оформлении. К ним относятся:
1) государственная регистрация;
2) государственное
3) государственная аккредитация.
1. Государственная регистрация. Высшее учебное заведение создается учредителем (учредителями) по собственной инициативе в заявительном порядке в соответствии с его решением или с условиями учредительного договора и регистрируется по правилам, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Для регистрации вуза учредитель представляет заявление на регистрацию, решение учредителя о создании данного учебного заведения или соответствующий договор учредителей, устав учебного заведения, документ об уплате государственной регистрационной пошлины.
Правомочный орган исполнительной власти производит регистрацию вуза в месячный срок, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, соответствующий орган управления образованием.
В регистрации высшего учебного заведения не может быть отказано по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации, а также уклонение от нее могут быть обжалованы учредителем в суд. Исковое заявление учредителя подлежит рассмотрению в суде в месячный срок.
С момента государственной регистрации высшего учебного заведения возникает его право юридического лица в части ведения им финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом.
Таким образом, государственная регистрация - первый необходимый этап оформления юридического статуса вуза.
2. Если право юридического лица возникает у вуза с момента его регистрации, то право на ведение образовательной деятельности возникает у высшего учебного заведения с момента получения им лицензии - официального разрешения на занятие этим видом деятельности.
Лицензирование деятельности высших учебных заведений, независимо от профиля, формы собственности и т.д. осуществляет Министерство образования Российской Федерации, а также органы государственного управления образованием, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации (за исключением организаций, лицензирование деятельности которых отнесено к компетенции Министерства образования Российской Федерации).
Для получения лицензии заявитель представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, место его нахождения, наименование банка и номера расчетного счета в банке, перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, сроки действия программ;
б) копии устава и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);
в) справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся;
д) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации учебного процесса зданий, помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право заявителя на владение, пользование и распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии;
е) заключение органов государственной санитарно-эпидемиологической службы о пригодности используемых зданий и сооружений для осуществления образовательного процесса;
ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки по этим дисциплинам;
з) сведения об обеспеченности учебной литературой и материально-техническим оснащением;
и) сведения о кадровом обеспечении образовательных программ, квалификации педагогических работников и условиях их привлечения к трудовой деятельности.
Лицензии на ведение образовательной деятельности по программам высшего и послевузовского профессионального образования выдаются федеральным органом исполнительной власти - Министерством образования Российской Федерации на основании заключения экспертной комиссии. Эта комиссия создается государственным органом управления образованием по заявлению учредителя и проводит свою работу в месячный срок. В ее состав на паритетных началах входят представители государственного органа управления образованием, соответствующего органа местного самоуправления, действующих высших учебных заведений, общественности. Членами экспертной комиссии не могут быть лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с соискателем. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствующих условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых высшим учебным заведением, требованиям органов государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления к обеспеченности учебными площадями, санитарным и гигиеническим нормам, охране здоровья обучающихся учебного процесса и образовательному цензу педагогических работников. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются. Лицензии высшим учебным заведениям, независимо от их организационно-правовых форм, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, могут быть выданы лишь при наличии у них на правах собственника, оперативного управления, аренды или самостоятельного распоряжения необходимой учебно-материальной базы. Решение о выдаче лицензии принимается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии.
В лицензии указываются:
а) наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию;
б) регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;
в) наименование и местонахождение лицензиата;
г) идентификационный номер налогоплательщика;
д) срок действия лицензии.
Предоставляемая высшим учебным заведениям лицензия имеет приложения, в которых указывается: перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения; квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам вуза; контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения.21
Лицензия подписывается руководителем лицензионного органа и заверяется печатью этого органа.
На производство по лицензированию образовательной деятельности в полной мере распространяются предусмотренные законодательством правила, касающиеся приостановления действия лицензии, ее аннулирования, возобновления, осуществления контроля лицензирующим органом, ведения реестров лицензий и т.д.
3. Заключительным этапом процедуры полного оформления юридического статуса высшего учебного заведения является его государственная аккредитация, с момента которой у данного учебного заведения появляется право выдачи документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Государственную аккредитацию высшего учебного заведения проводит федеральный орган управления высшим профессиональным образованием на основании заключения об аттестации, результатов экспертизы показателей вуза и критериев аккредитации для вузов различных видов, утверждаемых аккредитационным органом.
Аттестация высшего учебного заведения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой либо по ее поручению или по ее доверенности органами государственной власти, органами управления образованием и органами местного самоуправления с привлечением представителей ведущих высших учебных заведений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников вуза требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации высшего учебного заведения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет. Первая аттестация вновь созданного вуза может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников.