Государственные контроль, как один из видов оценки эффективности системы государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Для того чтобы изучить и понять цель системы государственного управления, необходимо будет раскрыть ряд вопросов касающихся самой системы:
- понятие государственного управления;
- специфика системы государственного управления;
- проблемы оценки эффективности системы государственного управления.
Термин «государственное управление» характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни. Это воздействие государства можно разделить на два уровня: политическое управление (что делать и почему) и «собственно» государственное управление (как делать и при помощи чего).

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие государственного управления………………………………………….5
2. Специфика системы государственного управления……………………………7
2.1. Системный подход к изучению государственного управления……………...7
2.2. Оценка функционирования системы государственного управления………10
3. Проблемы оценки эффективности системы государственного управления...12
3.1. Способы оценки эффективности системы государственного управления...12
3.2. Влияние процесса реформирования на эффективность государственного управления………………………………………………………………………….16
4. Государственные контроль, как один из видов оценки эффективности системы государственного управления…………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Контр. работа Адм.праву.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

• приоритеты в решении важнейших задач;

• достижение конкретного  конечного результата и эффекта  в сроки от одного года до пяти лет;

• увязка материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

• согласованность и  комплексность решения отраслевых и региональных задач.

Целевые программы разрабатываются  с учетом формирования соответствующих  бюджетов, финансируются за счет государственного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников, привлекаемых под государственные гарантии. Они обеспечиваются также соответствующими условиями экономического стимулирования.

Правительство РФ определяет государственных заказчиков, обеспечивающих реализацию программ. Государственным заказчикам выделяются необходимые финансовые ресурсы, включая валютные, и они являются ответственными за выполнение программ.

Программы, инициатором  которых является Президент РФ, называются президентскими. В ряде случаев такой статус может получить уже утвержденная программа в целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач. Создан Центр президентских программ Администрации Президента РФ.

Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ принимают  участие в постановке проблем и обосновании необходимости их решения на основе программ под патронажем Президента РФ. По поручению Президента РФ Центр президентских программ проводит экспертизу представляемых предложений. Прошедшие экспертизу предложения направляются Президентом РФ в Правительство РФ для дальнейшей проработки и реализации.

Президентская программа  финансируется за счет средств Федерального бюджета, финансовых резервов предприятий, участвующих в их реализации, средств  российских и иностранных инвесторов, специальных фондов.

Важную роль играют мобилизационные  планы экономики Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных  образований как элемент подготовки экономики, перевода организаций на работу в условиях военного времени. Они предусматривают создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов, а также подготовку и организацию нормированного снабжения населения товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время.

 

3.2. Влияние процесса реформирования на эффективность

государственного управления

 

В результате реформ общество становится открытым, утверждается частный  сектор, предприятия вынуждаются подчиняться рыночной дисциплине, монополия государства ослабевает и государственное управление перемещается на макроуровень.

Основными мерами, осуществленными в процессе реформирования, являются:

1. Введение института  частной собственности на средства производства, в том числе на землю.

2. Приватизация государственных  и муниципальных предприятий,  жилищного фонда.

3. Представление всем  предприятиям и гражданам, в  том числе иностранным, свободы  экономической, предпринимательской  деятельности, в том числе внешнеэкономической  торговли.

4. Либерализация цен  при государственном регулировании  их незначительного количества.

5. Реорганизация государственных и сельскохозяйственных предприятий с отменой обязательного государственного заказа. Создание крестьянских (фермерских) хозяйств.

6. Формирование рыночной  инфраструктуры (биржи, финансовый  рынок, рынок труда, учреждения  по антимонопольному регулированию и банкротству предприятий).

7. Утверждение независимости Банка России, введение конвертируемости рубля.

8. Либерализация личных  доходов и расходов.

9. Введение платности  услуг здравоохранения, образования  и ряда других учреждений социальной сферы.

10. Признание и гарантирование  политических прав и свобод  человека согласно общепризнанным  принципам и нормам международного права.

Сложность российских реформ состоит в том, что не существует ни теории, ни практического опыта (достаточно продолжительного и убедительного) перестройки общества, основанного на государственной собственности, в общество с частной собственностью на средства производства и свободой; предпринимательства. Имеющиеся научные школы исследуют роль государственного управления в сложившихся рыночных условиях и в регулировании экономики. Ошибочно функции государства, присущие рыночной экономике, распространять на переходный период, когда рынок еще нужно создать8.

Для условий перехода к экономической демократии от централизованной системы управления, т. е. когда рынка в общепринятом смысле этого понятия еще нет, можно достоверно утверждать лишь то, что роль государства в России возрастает, хотя бы потому, что долго остаются неясными социально-экономические перспективы и осложняется международное и геополитическое положение страны.

Мировой опыт учит, что  страны, желающие догнать развитые страны, нуждаются в более сильном  государственном управлении. Именно оно обеспечило в короткие сроки  вхождение СССР в состав не только мировых держав, но и сверхдержав. Без сохранения за государством значительной доли собственности, без индикативного планирования, без стимулирования государством совокупного спроса невозможно не только догнать развитые страны Запада и Востока, но и восстановить экономику. Государство способно проводить самые что ни на есть либеральные реформы, но все зависит от того, как оно это делает.

Поэтому в процесс  реформирования вносятся коррективы в  целях повышения эффективности  государственного регулирования. Они предполагают:

• усиление контроля за монополиями, развитие конкуренции, поддержку  малого бизнеса;

• повышение инвестиционной активности, ускорение структурных  преобразований, развитие АПК;

• переход к приватизации по индивидуальным проектам с учетом возможностей привлечения инвестиций для развития предприятия;

• обеспечение интересов  государства в акционерных обществах, имеющих в уставных капиталах  долю государства.

 

  1. Государственные контроль, как один из видов оценки эффективности системы государственного управления

 

Государство осуществляет контроль за соблюдением организациями, юридическими и должностными лицами, гражданами законодательства, общественного порядка, дисциплины, используя меры по предотвращению нарушений, выявлению их на ранней стадии, привлечению при необходимости виновных к ответственности, компенсации ущерба9.

Контроль предполагает предварительное наделение правами, возложение ответственности, принятие обязательств. Различают контроль внутренний (силами внутриведомственных контрольных  органов и руководителями) и внешний (уполномоченными на это органами власти).

Контролю подлежат все  сферы и уровни деятельности, где  в той или иной степени затрагиваются  интересы государства, права и обязанности  граждан. Не исключаются и органы власти.

В соответствии с законодательством государственные органы наделяются полномочиями по проведению проверок деятельности юридических и физических лиц. При этом определяется круг лиц, правомочных принимать решения по проверке, основания для принятия таких решений, полномочия проверяющих, виды решений, принимаемых по итогам проверки, способы обжалования.

В СССР действовала мощная система государственного контроля (народный контроль) сверху донизу. В  США принят закон об ответственности  президента и конгресса за состояние экономики и благополучие граждан. Высшие должностные лица регулярно отвечают публично на вопросы средств массовой информации и граждан, что служит формой контроля над властью.

Приоритетное значение имеет контроль за использованием государственных  средств и собственности. Частные предприятия контролируют сами себя (через доходность, прибыль или убыток). Вместе с тем на них в равной степени распространяется законодательство и они являются объектами государственного контроля.

Хотя общая задача государственного контроля не меняется, направления деятельности контрольных органов определяются во многом складывающейся ситуацией в обществе, экономике. Так, актуальным стал финансовый контроль. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный финансовый контроль осуществляют Счетная палата РФ, ЦБ России, Минфин РФ (Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), ГНС РФ, ГТК РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы.

Счетная палата контролирует своевременность исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, движение этих средств в ЦБ РФ и  других финансово-кредитных учреждениях, анализирует выявленные отклонения от установленных показателей, готовит предложения по их устранению и по совершенствованию бюджетного процесса в целом, проводит финансовую экспертизу проектов законов и нормативных актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и  их аппараты, на федеральные внебюджетные фонды. На органы местного самоуправления, предприятия, организации независимо от форм собственности контрольные полномочия Счетной палаты распространяются, если они:

- получают, используют средства из федерального бюджета или управляют федеральной собственностью;

- имеют предоставленные органами власти налоговые льготы и преимущества.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам власти, руководителям проверяемых предприятий представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, а в ряде случаев и обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении предписаний Счетной палаты ее коллегия может по согласованию с Госдумой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений, организаций.

В целях повышения  эффективности государственной бюджетной политики, управления доходами и расходами бюджета, усиления контроля за поступлением и использованием государственных средств образована единая централизованная система органов федерального казначейства10. Она включает Главное управление федерального казначейства Минфина России и его территориальные органы по субъектам РФ, городам, районам в городах и районах. Органы казначейства подчиняются своему вышестоящему органу и начальнику Главного управления федерального казначейства Минфина России.

На органы казначейства возложены контроль за исполнением  бюджета РФ, внебюджетными (федеральными) средствами, оперативное управление государственными финансовыми ресурсами, обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга и некоторые другие функции. В целях укрепления бюджетной дисциплины органам казначейства предоставлены широкие права, связанные с проверкой денежных документов, отражающих движение бюджетных средств в предприятиях и организациях, проведением ревизий, применением санкций к хозяйствующим субъектам, допускающим нецелевое использование бюджетных средств.

При исполнении федерального бюджета установлен порядок, при  котором решения Правительства  РФ и федеральных органов исполнительной власти, влекущие расходы за счет федерального бюджета, не предусмотренные на текущий финансовый год или сокращающие доходную базу бюджета, принимаются исключительно на основании указов Президента РФ; при этом в них определяются конкретные сроки и суммы расходов и одновременно сокращаемые расходы по конкретным бюджетным статьям или источники дополнительных поступлений в бюджет. Проекты указов Президента РФ, реализация которых требует расходов за счет федерального бюджета либо влечет сокращение его доходной базы, представляются на подписание исключительно Правительством РФ. Контроль финансовой деятельности предприятий осуществляется также с помощью бухгалтерского и статистического учета и отчетности, законодательного регулирования объектов коммерческой тайны (например, не могут быть коммерческой тайной данные о составе имущества, численности работников, оплате труда, доходах), предоставления информации о своей деятельности в налоговые органы, учредителям.

Постановлением Правительства  РФ от 5 августа 1992 г. № 552 утверждено Положение  о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. По основным отраслям экономики разрабатываются и по согласованию с Минэкономики России и Минфином России утверждаются типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (промышленность, сельское хозяйство, строительство, наука).

Для целей налогообложения  прибыли жестко контролируется не только состав затрат, но по ряду элементов и их уровень, принимаемый в пределах, установленных нормативными актами. К таким затратам относятся: содержание служебного автотранспорта, компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, командировочные расходы, оплата за обучение по договорам с учебными учреждениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, оплата процентов по просроченным кредитам, расходы на рекламу.

Информация о работе Государственные контроль, как один из видов оценки эффективности системы государственного управления