7)
из содержания п. 7 ч. 2 статьи 47 Закона
о госслужбе не ясно, что понимается под
государственными услугами, которые должны
оказываться в соответствии с административным
регламентом государственного органа.
Вызывает сомнение необходимость включать
в каждый должностной регламент по отдельным
должностям указанный перечень государственных
услуг;
Положения должностного
регламента должны учитываться при
проведении конкурса на замещение вакантной
должности гражданской службы, аттестации,
квалификационного экзамена, планировании
профессиональной служебной деятельности
гражданского служащего. При проведении
конкурса на замещение вакантной должности
гражданской службы прежде всего должны
учитываться квалификационные требования
к данной должности и, в частности, требования
к профессиональным знаниям и навыкам,
необходимым для исполнения должностных
обязанностей, которые устанавливаются
должностным регламентом.
Аттестация
гражданских служащих
Аттестация
гражданского служащего проводится
в целях определения его соответствия
замещаемой должности гражданской
службы. В ходе аттестации оценивается
соответствие гражданского служащего
квалификационным требованиям по замещаемой
им должности, выполнение им своих служебных
обязанностей, предусмотренных должностным
регламентом. Положение о проведении
аттестации государственных гражданских
служащих Российской Федерации должно
быть утверждено указом Президента РФ.
Не
позднее чем за две недели до начала проведения
аттестации в аттестационную комиссию
представляется мотивированный отзыв
непосредственного руководителя на подлежащего
аттестации гражданского служащего. Отзыв
должен содержать оценку исполнения гражданским
служащим своих должностных обязанностей.
Оценка
служебной деятельности федерального
государственного служащего основывается
на соответствии его служебной деятельности
положениям должностного регламента.
Аттестационная
комиссия рассматривает представленные
документы, заслушивает гражданского
служащего, а в случае необходимости
– его непосредственного руководителя.
Если аттестуемый не согласен с отзывом
непосредственного руководителя и им
представлены дополнительные сведения
о своей служебной деятельности, аттестационная
комиссия вправе перенести аттестацию.
Гражданский
служащий имеет право
на (ст. 14 Закона о
госслужбе):
- обеспечение
надлежащих организационно-технических
условий, необходимых для исполнения должностных
обязанностей;
- ознакомление
с должностным регламентом и иными документами,
определяющими его права и обязанности
по замещаемой должности гражданской
службы, критериями оценки эффективности
исполнения должностных обязанностей,
показателями результативности профессиональной
служебной деятельности и условиями должностного
роста;
- отдых,
обеспечиваемый установлением нормальной
продолжительности служебного времени,
предоставлением выходных дней и нерабочих
праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых
основного и дополнительных отпусков;
- оплату
труда и другие выплаты в соответствии
с настоящим Федеральным законом, иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации и со служебным контрактом;
- получение
в установленном порядке информации и
материалов, необходимых для исполнения
должностных обязанностей, а также на
внесение предложений о совершенствовании
деятельности государственного органа;
- доступ
в установленном порядке к сведениям,
составляющим государственную тайну,
если исполнение должностных обязанностей
связано с использованием таких сведений;
- доступ
в установленном порядке в связи с исполнением
должностных обязанностей в государственные
органы, органы местного самоуправления,
общественные объединения и иные организации;
- ознакомление
с отзывами о его профессиональной служебной
деятельности и другими документами до
внесения их в его личное дело, материалами
личного дела, а также на приобщение к
личному делу его письменных объяснений
и других документов и материалов;
- защиту
сведений о гражданском служащем;
- должностной
рост на конкурсной основе;
- профессиональную
переподготовку, повышение квалификации
и стажировку в порядке, установленном
настоящим Федеральным законом и другими
федеральными законами;
- членство
в профессиональном союзе;
- рассмотрение
индивидуальных служебных споров в соответствии
с настоящим Федеральным законом и другими
федеральными законами;
- проведение
по его заявлению служебной проверки;
- защиту
своих прав и законных интересов на гражданской
службе, включая обжалование в суд их нарушения;
- медицинское
страхование в соответствии с настоящим
Федеральным законом и федеральным законом
о медицинском страховании государственных
служащих Российской Федерации;
- государственную
защиту своих жизни и здоровья; жизни и
здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего
ему имущества;
- государственное
пенсионное обеспечение в соответствии
с федеральным законом.
Гражданский служащий
вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую
работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Гражданский
служащий
обязан (ст. 15):
- соблюдать
Конституцию Российской Федерации, федеральные
конституционные законы, федеральные
законы, иные нормативные правовые акты
Российской Федерации, конституции (уставы),
законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации и обеспечивать
их исполнение;
- исполнять
должностные обязанности в соответствии
с должностным регламентом;
- исполнять
поручения соответствующих руководителей,
данные в пределах их полномочий, установленных
законодательством Российской Федерации;
- соблюдать
при исполнении должностных обязанностей
права и законные интересы граждан и организаций;
- соблюдать
служебный распорядок государственного
органа;
- поддерживать
уровень квалификации, необходимый для
надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- не
разглашать сведения, составляющие государственную
и иную охраняемую федеральным законом
тайну, а также сведения, ставшие ему известными
в связи с исполнением должностных обязанностей,
в том числе сведения, касающиеся частной
жизни и здоровья граждан или затрагивающие
их честь и достоинство;
- беречь
государственное имущество, в том числе
предоставленное ему для исполнения должностных
обязанностей;
- представлять
в установленном порядке предусмотренные
федеральным законом сведения о себе и
членах своей семьи, а также сведения о
полученных им доходах и принадлежащем
ему на праве собственности имуществе,
являющихся объектами налогообложения,
об обязательствах имущественного характера
(далее – сведения о доходах, об имуществе
и обязательствах имущественного характера);
- сообщать
о выходе из гражданства Российской Федерации
или о приобретении гражданства другого
государства в день выхода из гражданства
Российской Федерации или в день приобретения
гражданства другого государства;
- соблюдать
ограничения, выполнять обязательства
и требования к служебному поведению,
не нарушать запреты, которые установлены
настоящим Федеральным законом и другими
федеральными законами;
- сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности
при исполнении должностных обязанностей,
которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по
предотвращению такого конфликта.
Гражданские служащие
подлежат обязательной государственной
дактилоскопической регистрации в
случаях и порядке, установленных
федеральным законом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Строительство
правового государства с развитыми
демократическими институтами ведется
с помощью законов, отвечающих критериям
социальной справедливости. Формирование
законодательства о государственной
службе, оптимально сочетающее мировые
стандарты нормативного качества с
историческими особенностями отечественного
опыта, представляет собой необходимый
элемент правового обеспечения
преобразований, осуществляемых на современном
этапе государственного строительства.
Реформирование государственной службы
проводится во взаимосвязи с другими
реформами, главнейшей целью которых
является повышение благосостояния
граждан России, развитие всех сфер
общественной жизнедеятельности.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации», явившись
продуктом реформы, воспринял многие инновационные
подходы, присущие самым передовым аналогам
этого института в наиболее развитых странах,
содержит правовые новеллы, в некотором
смысле опередившие готовность к их реализации
всеми заинтересованными участниками
регулируемых им отношений. Он устанавливает
правовые, организационные и экономические
основы гражданской службы как самостоятельного
вида в системе государственной службы,
определяет основы правового положения
всего корпуса государственных гражданских
служащих. Позитивный потенциал данного
Закона, однако, еще не раскрыт, не в последнюю
очередь из-за того, что пока не приняты
некоторые подзаконные акты, но нередко
и по причинам неоднозначного понимания
его нормативного содержания. Вместе с
тем нельзя не заметить и противоречия
в ряде положений самого Закона, содержащиеся
в нем нормы коллизионного характера,
оставляющие пробелы в правовом регулировании
государственно-служебных отношений.
Тем не менее практика применения
Закона свидетельствует о большой потребности
в научно-методическом обеспечении правоприменительной
деятельности. Правильное понимание нормы
Закона, ориентированное на решение практических
задач, связано с самыми разными вопросами,
которые возникают при поступлении на
государственную гражданскую службу,
в процессе ее прохождения, реализации
статуса государственного гражданского
служащего, вплоть до увольнения со службы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская
газета. 1993. 25 декабря.
- О государственной
гражданской службе Российской Федерации:
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ
// Российская газета. 2004. 3 августа.
- О системе
государственной службы Российской Федерации:
Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ
// Российская газета. 2003. 1 июня.
- О службе
в таможенных органах Российской Федерации:
Федеральный закон от 21 июля 1997 года №
114-ФЗ // Российская газета. 1997. 28 июля.
- Aлeхин А. П.,
Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное
право Российской Федерации: Учебник.
М.: Зерцало, 2005. 911 с.
- Бахрах Д.
Н. Административное право: Учебник. Общая
часть. М.: Бек, 2007. 524 с.