Государственная служба, ее сущность и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

Государственные служащие имеют особый правовой статус, который проявляется в их служении только государству в лице его органов, назначении на должность соответствующим должностным лицом, возможности осуществления организационно – распорядительных и административных мер, предоставлении им особых государственно – правовых и властных полномочий для выполнения функций государства и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Принципы государственной службы 4

2. Понятие и классификация государственных служащих. Виды государственных должностей 7

3. Прохождение государственной службы. Права и обязанности государственных служащих 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.60 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

 

     ВВЕДЕНИЕ 3

     1. Принципы государственной службы 4

     2. Понятие и классификация государственных служащих. Виды государственных должностей 7

     3. Прохождение государственной службы. Права и обязанности государственных служащих 14

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от профессионализма персонала, исполняющего государственную  службу. В свою очередь, успешная профессиональная деятельность государственных служащих во многом зависит от их правового  положения (статуса) в системе государственной  службы.

     Государственные служащие имеют особый правовой статус, который проявляется в их служении только государству в лице его  органов, назначении на должность соответствующим  должностным лицом, возможности  осуществления организационно –  распорядительных и административных мер, предоставлении им особых государственно – правовых и властных полномочий для выполнения функций государства  и др.

     Государственная служба Российской Федерации (далее – государственная служба) – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. Это определение дано в Федеральном законе от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – Закон о системе госслужбы).

 

      1. Принципы  государственной  службы

 

     Основные  принципы построения и функционирования системы государственной службы закреплены в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»1. Принципы государственной службы подразделяются на конституционные принципы, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, и организационно-функциональные принципы, сформулированные в законодательстве о государственной службе.

       К конституционным принципам  государственной службы относятся  принципы федерализма, законности, приоритета прав и свобод человека  и гражданина, равного доступа  к государственной службе.

       Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Принцип федерализма означает, что государственная служба представляет собой систему должностей, учреждаемых в единой системе государственных

     Принцип законности означает необходимость соответствия Конституции РФ и федеральному закону подзаконных нормативных актов и индивидуальных правовых актов в сфере государственной службы. Все коллизии и противоречия разрешаются в пользу Конституции РФ и федерального закона.

       Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина означает их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. При функционировании института государственной службы права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Недопустима дискриминации граждан со стороны государственных служащих и самих государственных служащих по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.

       Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает, что каждый гражданин РФ должен без какой бы то ни было дискриминации и без неоправданных ограничений допускаться на общих условиях равенства к государственной службе. Равный доступ граждан к государственной службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями.

       Организационно-функциональные принципы  государственной службы включают  принципы единства правовых и  организационных основ государственной  службы, взаимосвязи государственной  службы и муниципальной службы, открытости государственной службы  и ее доступности общественному  контролю, профессионализма и компетентности  государственных служащих, защиты  государственных служащих от  неправомерного вмешательства в  их профессиональную служебную  деятельность.

       Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

       Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы. Взаимосвязь этих двух видов публичной службы обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы, единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы, единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих, учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы, соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

       Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю означает объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. По своей сути принцип открытости государственной службы предполагает обеспечение участия граждан в государственном управлении через создание возможностей для получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих, осуществления общественного контроля за организацией и функционированием государственной службы.

     Принцип профессионализма и  компетентности государственных  служащих предполагает:

       профессионализм государственных  служащих, то есть исполнение  ими своей должности в качестве  основного занятия;

       компетентность, то есть знание  порученной службы, опыт работы;

       квалифицированность, то есть  соответствие государственного  служащего замещаемой им должности  по уровню образования, стажу,  знаниям и навыкам работы;

       эффективное и добросовестное  исполнение должности;

       ответственность за подготавливаемые  и принимаемые решения и надлежащее исполнение служебных обязанностей.

       Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Защита государственных служащих гарантируется от неправомерного вмешательства как со стороны государственных органов и должностных лиц, так и со стороны физических и юридических лиц. В развитие этого принципа законодательство предусматривает право обжалования неправомерных действий, механизм разрешения индивидуальных служебных споров, право государственных служащих на создание профсоюзов, а также внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства.

2. Понятие и классификация государственных служащих. Виды государственных должностей

     Государственная служба органично связана с органами государственной власти, которые  реализуют через государственных  служащих свои функции.

     Государственная служба, прежде всего, характеризуется  тем что, это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего профессионального образования  и соответствующей специализации. Профессионализм и компетентность государственных служащих являются законодательно установленными принципами государственной службы (ст. 3 Закона о системе госслужбы). За подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей государственные служащие несут юридическую ответственность.

     Законом о системе госслужбы установлено (ст. 2), что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

     1) государственная гражданская служба;

     2) военная служба;

     3) правоохранительная служба.

     Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъекта РФ.

     Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной  службы.

     В России сложилась двухуровневая  система государственной службы, которая учитывает федеративное государственное устройство страны. Именно двухуровневой системой российской государственной службы во многом обусловлены  своеобразные черты и характерные  особенности правового статуса  государственных служащих РФ.

     Правовое  регулирование и организация  федеральной государственной гражданской  службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование  государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов РФ, а ее организация  – в ведении субъекта РФ.

     В отличие от государственной гражданской  службы субъекта РФ федеральная государственная  служба имеет своей целью обеспечение  полномочий Российской Федерации, а  также полномочий федеральных государственных  органов и лиц, замещающих государственные  должности РФ. Еще одно отличие  – это комплексность федеральной  государственной службы. Закон о  системе госслужбы выделяет следующие виды федеральной государственной службы: федеральную государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу. Кроме того, законом допускается возможность установления и других видов федеральной государственной службы. Для этого необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в закон о системе госслужбы.

     Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

     Государственная гражданская служба субъекта РФ – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

     В отличие от военной и правоохранительной службы, государственная гражданская  служба ставит своей целью обеспечение  полномочий федеральных государственных  органов, лиц, замещающих государственные  должности и обеспечение полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих должности субъекта РФ (государственная гражданская  служба субъекта РФ).

     Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Информация о работе Государственная служба, ее сущность и принципы