Государственная служба, ее сущность и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

Государственные служащие имеют особый правовой статус, который проявляется в их служении только государству в лице его органов, назначении на должность соответствующим должностным лицом, возможности осуществления организационно – распорядительных и административных мер, предоставлении им особых государственно – правовых и властных полномочий для выполнения функций государства и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Принципы государственной службы 4

2. Понятие и классификация государственных служащих. Виды государственных должностей 7

3. Прохождение государственной службы. Права и обязанности государственных служащих 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.60 Кб (Скачать)

     Правоохранительная  служба – вид федеральной государственной службы, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

     В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий указанных федеральных государственных органов, относится к гражданской службе Российской Федерации.

     Частью 1 ст. 78 Конституции РФ предусматривается возможность создания федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий территориальных структур. Поскольку они создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной службой.

     Государственная служба РФ осуществляется в аппаратах  органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных  органах, реализующих от имени государства  его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов  РФ к государственной гражданской  службе. Соответственно профессиональная деятельность на госпредприятиях, в  государственных учреждениях, не имеющих  властных функций, не является гражданской  службой. Таковой не является и работа во властных органах на должностях, не относящихся к государственным.

     Взаимосвязь гражданской службы и государственной  службы РФ иных видов обеспечивается учетом стажа государственной службы иных видов при исчислении стажа  гражданской службы. В стаж (общую  продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет, определения продолжительности  ежегодного дополнительного оплачиваемого  отпуска за выслугу лет и размера  поощрений за безупречную и эффективную  гражданскую службу включаются периоды  замещения должностей гражданской  службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы2.

     Государственная должность – это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

     Должности государственной службы учреждаются  федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным  правовым актом субъекта РФ.

     Согласно  закону о системе госслужбы (ст. 8) должности государственной службы подразделяются на:

    • должности федеральной государственной гражданской службы;
    • должности государственной гражданской службы субъекта РФ;
    • воинские должности;
    • должности правоохранительной службы.

     Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах  государственной службы и законами субъектов РФ о государственной  гражданской службе субъектов РФ.

     В целом выделяются два типа федеральных  государственных органов: первый –  органы, ведающие вопросами федерального значения; второй – органы, имеющие  полномочия вести вопросы совместного  ведения Российской Федерации и ее субъектов. Второй тип федеральных государственных органов обычно имеет в субъектах Федерации свои территориальные органы. В последнем также учреждаются должности федеральной гражданской службы. В таких государственных органах сочетается единое руководство сферой государственной жизни с разделением полномочий федерального и территориального уровней.

     Должность гражданской службы – это должность с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Государственный орган уполномочен осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать общеобязательные решения. Полномочия эти воплощаются в компетенции конкретного государственного органа, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте. Следовательно, должность гражданской службы заключает в себе часть полномочий (права и обязанности), которые являются составной частью компетенции данного государственного органа.

     Должность гражданской службы содержит основную функцию, выполняемую гражданским  служащим. Наименование должности гражданской  службы представляет собой краткую  и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа. Например, должность помощника (советника) федерального министра отражает следующие моменты: это должность федерального гражданского служащего; ее назначение – обеспечить деятельность члена Правительства РФ; уровень – главная (высшая) должность гражданской службы; замещается в порядке назначения.

     Государственные должности РФ устанавливаются федеральными законами. Сводный перечень наименований государственных должностей РФ, предусмотренных  Конституцией РФ, федеральными законами, утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 № 32. Всего в Сводном перечне содержится тридцать восемь государственных должностей.

     Второй  вид государственных должностей составляют должности субъектов  РФ, которые устанавливаются конституциями  и уставами субъектов РФ для непосредственного  исполнения полномочий их государственных  органов. Иногда их перечень в систематизированном  виде содержится в законах субъектов  РФ о государственной службе.

     Категории должностей гражданской  службы

     Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (далее закон о госслужбе)3 установлено (ст. 9), что должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

  1. руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  2. помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  3. специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  4. обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

     Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

  1. высшие должности гражданской службы;
  2. главные должности гражданской службы;
  3. ведущие должности гражданской службы;
  4. старшие должности гражданской службы;
  5. младшие должности гражданской службы.

     Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

     Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

     Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

     3. Прохождение государственной службы. Права и обязанности государственных служащих

 

     Порядок прохождения государственной службы устанавливается главой 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

     Профессиональная  служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, им должны определяться должностные обязанности, права и другие условия профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Должностной регламент  утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного  регламента государственного органа.

     Перечень  условий прохождения государственной  гражданской службы, которые включаются в должностной регламент гражданского служащего:

     1) квалификационные требования, которым  должен удовлетворять гражданский  служащий для замещения соответствующей  должности гражданской службы:

     а) к уровню профессионального образования;

     б) к стажу гражданской службы (государственной  службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

     в) к профессиональным знаниям и  навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

     Квалификационные  требования к стажу гражданской  службы для федеральных гражданских  служащих устанавливаются указом Президента РФ, а для гражданских служащих субъекта РФ – законом субъекта РФ.

     Должностной регламент  в свою очередь должен содержать  квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым  для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам устанавливаются  нормативным актом государственного органа в соответствии с его задачами и функциями;

     2) должностной регламент должен  включать в себя права, обязанности  и ответственность гражданского  служащего в связи с замещением  конкретной должности гражданской  службы. Основные права и обязанности  гражданского служащего в связи  с прохождением им гражданской  службы закрепляются в гл. 3 («Правовое положение (статус) гражданского служащего») Закона о госслужбе. Кроме того, права и обязанности гражданского служащего являются существенным условием служебного контракта.

     3) в должностном регламенте должен  быть предусмотрен конкретный  перечень тех вопросов, по которым  гражданский служащий вправе  или обязан самостоятельно принимать  решения. Круг вопросов, входящих  в компетенцию гражданского служащего,  определяется задачами и функциями  соответствующего структурного  подразделения государственного  органа, а также спецификой замещаемой  им должности;

     4) отдельно в должностном регламенте  предусматривается перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов. В этой связи должностной регламент должен включать в себя: перечень обстоятельств, при которых гражданский служащий должен принять участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, проектах управленческих и иных решений; содержание управленческих или иных действий гражданского служащего; варианты возможных действий и решений; критерии принятия решения; сроки их выполнения и правовые формы указанных действий и решений;

     5) также должностным регламентом  должны быть предусмотрены конкретные  сроки и процедуры подготовки  проектов решений, порядок согласования и принятия данных решений;

     6) в должностном регламенте предусматривается  порядок служебного взаимодействия  гражданского служащего при исполнении  им должностных обязанностей  с иными гражданскими служащими,  гражданами или организациями.  Иными словами, регламентации  подлежат: основания и порядок  служебного взаимодействия гражданского  служащего в связи с исполнением  им должностных обязанностей  с гражданскими служащими того  же государственного органа, гражданскими  служащими иных государственных  органов, а также формы и  порядок служебного взаимодействия  гражданского служащего с гражданами и организациями;

Информация о работе Государственная служба, ее сущность и принципы