Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:41, реферат
учное познание государства любого исторического типа обязательно
предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой
важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно
государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.
Вопрос о целях, задачах и функциях государства имеет не только
Введение
1. Понятие целей и задач государства. Функции как средство реализации
государственных задач
2. Классификация функций государства
2.1. Основные внутренние функции
2.2. Основные внешние функции
3. Формы осуществления функций государства
Заключение
Список литературы
посредством осуществления его функций.
Не следует также смешивать функции государства с принципами его
формирования и деятельности. Некоторые авторы относят, например, к числу
функций современного Российского государства обеспечение народовластия,
видят основное назначение такой функции в осуществлении государством
посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа по
руководству обществом. В действительности же обеспечение народовластия,
развитие демократии представляет собой не какую-то отдельную функцию
нынешнего Российского государства, а один из закрепленных в главе 1
Конституции Российской Федерации основных принципов его организации и
деятельности, одну из основ конституционного строя. Этот и другие принципы
Российского государства пронизывают все его функции, оказывают активное
воздействие на их развитие, лежат в основе выполнения каждой из них.
Термин
"функция" имеет в
далеко не одинаковое значение. В философском и общесоциологическом плане
он рассматривается как "внешнее проявление свойств какого-либо объекта в
данной системе отношений"; как совокупность обычных или же специфических
действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или
необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы
лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в
процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и
т.п.). В данном случае функция воспринимается как служебная,
профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в
соответствии с существующими правовыми и моральными установками и "в
соответствующей манере".
Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие "функция"
приобретают несколько иной смысл и значение. Функции государства
традиционно определяют как основные направления деятельности государства,
обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на
том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным
назначением.
В отечественных и зарубежных академических источниках существуют
различные варианты трактовки функций государства.
Например, еще в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки
получило довольно широкое распространение представление о функциях
государства как о предметно-политической характеристике содержания его
деятельности.
Не
всеми авторами такое
но, тем не менее, в модернизированном виде оно в значительной мере
сохранилось и по сей день. В подтверждение сказанного можно сослаться на
определение понятия "функция государства", и соответствии с которым им
охватывается предмет и содержание деятельности государства, а также способы
и средства ее обеспечения.3
Еще
раньше названного варианта
трактовки функций
западной, а отчасти и в отечественной юридической литературе, широко
допускалось их отождествление как основных направлений деятельности
государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось
при рассмотрении деятельности государства как "чисто юридического
феномена", сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации.
Помимо
названных вариантов понимания
и трактовки функций
по этому вопросу существуют и иные расхождения. В частности, понятие
функций иногда ограничивается представлением об основных направлениях
деятельности государства лишь "по управлению обществом" или, наоборот,
расширяется за счет включения в их понятие и содержание "механизма
государственного воздействия на развитие общественных процессов"4. При
таком подходе в первом случае невольно упускается из поля зрения
возможность и реальность воздействия государства на общественные отношения
не только в связи и по поводу управления обществом, но и в связи с
управлением и регулированием экономики, его воздействием на международные
экономические, политические и иные отношения.
Во втором случае, как справедливо подмечалось в учебной и научной
литературе, предпринимается ничем не оправданная попытка смешения функций
государства в целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как
система госорганов, как аппарат государства.
Наличие
различных точек зрения и
функций государства является вполне естественным и понятным, имея в виду
сложность и многогранность рассматриваемой материи. В теоретическом и
практическом плане, однако, было бы более оправданным и конструктивным в
дальнейшем сосредоточиться не на анализе различных представлений и
воззрений, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих
функций государства.
Что выделяет функции государства как явление среди других
государственных и негосударственных явлений? Чем отличаются и
характеризуются они?
Отвечая на эти и подобные вопросы необходимо обратить внимание на
следующие их общие черты,
1. Функции государства имеют
основные направления деятельности государства они никогда не
отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или
отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции
складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности
государства.
Однако, это не механическое, и тем более не стихийное и не
автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная, целенаправленная
деятельность различных государственных органов, всего государственного
аппарата. В политических и государственных системах, построенных на
однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и
направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические
партии.
2.
По своему характеру,
никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда
выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного
государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально
обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в
процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.
Речь идет при этом не только о государствах различных типов,
государствах, существующих в условиях различных общественно-
экономических формаций. Речь идет также и об однотипных государствах, но
отличающихся друг от друга различной экономической и социально-политической
ролью, различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики и
общества.
В качестве примера можно сослаться на далеко не одинаковую роль
буржуазного государства по отношению к экономике и обществу на ранних и на
более поздних, включая современный, этапах развития капитализма. Эта роль,
вопреки иногда высказываемому мнению, по мере становления и
совершенствования в странах Запада рыночных отношений не только не
ослабевала, а, наоборот, непрерывно возрастала.
Это, в частности, нашло свое отражение на ранних этапах развития
капитализма в теории "государства ночного сторожа", отражавшей идеи полного
или, по крайней мере, минимального вмешательства государства в дела
экономики и общества. А на более поздних этапах — в теории "государства
всеобщего благоденствия", символизировавшей активную, многократно возросшую
роль государства в решении вопросов экономики и общества.
Применительно
к современному российскому
функционирующему в переходный период, можно с полной уверенностью сказать,
что, следуя общей тенденции расширения роли и значения государства в
отношении экономики и общества, его деятельность и функциональная
активность по мере развития рыночных отношений будет не сужаться, а,
наоборот, еще больше возрастать. Кардинальному изменению будут подвергаться
лишь сферы "приложения" деятельности государства, формы и методы его
воздействия на
окружающую экономическую и социально-
3. В функциях государства прослеживается прямая связь не только
с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его
непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития
основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом
государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но
и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштаб
реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и
масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения
основных государственных задач во многом зависят и определяются характером
этих самых целей и задач.
Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда
перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения