Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:41, реферат

Краткое описание

учное познание государства любого исторического типа обязательно
предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой
важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно
государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.
Вопрос о целях, задачах и функциях государства имеет не только

Оглавление

Введение
1. Понятие целей и задач государства. Функции как средство реализации
государственных задач
2. Классификация функций государства
2.1. Основные внутренние функции
2.2. Основные внешние функции
3. Формы осуществления функций государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.04 Кб (Скачать)

посредством осуществления  его функций.

     Не  следует  также  смешивать   функции  государства  с   принципами  его

формирования  и деятельности. Некоторые авторы  относят,  например,  к  числу

функций  современного  Российского  государства  обеспечение  народовластия,

видят  основное  назначение  такой  функции  в  осуществлении   государством

посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа  по

руководству обществом.  В  действительности  же  обеспечение  народовластия,

развитие  демократии  представляет  собой  не  какую-то  отдельную   функцию

нынешнего Российского  государства,   а  один  из  закрепленных  в  главе  1

Конституции  Российской  Федерации  основных  принципов  его  организации  и

деятельности, одну из основ конституционного строя. Этот и  другие  принципы

Российского государства  пронизывают  все  его  функции,  оказывают  активное

воздействие на их развитие, лежат в основе выполнения каждой из них.

     Термин "функция" имеет в отечественной  и зарубежной научной литературе

далеко не одинаковое значение. В  философском  и  общесоциологическом  плане

он рассматривается  как  "внешнее  проявление свойств  какого-либо объекта  в

данной системе  отношений"; как совокупность  обычных  или  же  специфических

действий  отдельных  лиц  или  органов,  обусловленных   их   природой   или

необходимостью  выживания; наконец, как наличие  у отдельного лица или  группы

лиц специфических  обязанностей,  выполнение  которых  им  предписывается  в

процессе выполнения ими служебной деятельности (функция  врача,  полисмена  и

т.п.).   В   данном   случае   функция   воспринимается    как    служебная,

профессиональная  или любая иная потребность или  обязанность  действовать  в

соответствии  с  существующими  правовыми  и  моральными  установками  и  "в

соответствующей манере".

     Применительно  к государству термин, а вместе  с ним и понятие "функция"

приобретают  несколько  иной   смысл   и   значение.   Функции   государства

традиционно определяют как основные  направления  деятельности  государства,

обусловленные его сущностью и содержанием,  а также стоящими  перед ним на

том  или  ином  этапе  его  развития  целями,  задачами  и  его   социальным

назначением.

     В   отечественных  и  зарубежных  академических  источниках  существуют

различные варианты трактовки функций государства.

     Например, еще в 60-е годы в  рамках  отечественной  юридической   науки

получило  довольно  широкое   распространение   представление   о   функциях

государства  как  о  предметно-политической  характеристике  содержания  его

деятельности.

     Не  всеми авторами такое представление  о  функциях  тогда  разделялось,

но,  тем  не  менее,  в  модернизированном  виде  оно  в  значительной  мере

сохранилось и  по сей день. В подтверждение  сказанного  можно  сослаться  на

определение понятия "функция государства",   и  соответствии  с которым им

охватывается  предмет и содержание деятельности государства, а также  способы

и средства ее обеспечения.3

     Еще   раньше  названного  варианта  трактовки  функций  государства   в

западной,  а  отчасти  и  в  отечественной  юридической  литературе,  широко

допускалось  их  отождествление  как   основных   направлений   деятельности

государства с  самой его  деятельностью.  Наиболее  ярко  это  прослеживалось

при   рассмотрении   деятельности   государства   как  "чисто   юридического

феномена",  сугубо юридического  лица и  как  своеобразной корпорации.

     Помимо  названных вариантов понимания  и трактовки  функций  государства

по этому  вопросу  существуют  и  иные  расхождения.  В  частности,  понятие

функций  иногда  ограничивается  представлением  об  основных   направлениях

деятельности  государства  лишь  "по  управлению  обществом"  или,  наоборот,

расширяется  за  счет  включения  в  их  понятие  и  содержание   "механизма

государственного  воздействия  на  развитие  общественных  процессов"4.  При

таком  подходе в первом  случае  невольно  упускается   из   поля   зрения

возможность и  реальность воздействия государства  на  общественные  отношения

не только в  связи  и  по  поводу  управления  обществом,  но  и  в  связи  с

управлением и  регулированием экономики,  его воздействием  на  международные

экономические, политические и иные отношения.

     Во  втором случае, как справедливо   подмечалось  в  учебной  и научной

литературе,  предпринимается ничем не  оправданная  попытка смешения  функций

государства в  целом с  функциями  его  механизма,  нередко  понимаемого  как

система госорганов, как аппарат государства.

     Наличие  различных точек зрения и подходов  к рассмотрению и определению

функций государства  является вполне естественным и  понятным,  имея  в  виду

сложность  и  многогранность  рассматриваемой  материи.  В  теоретическом  и

практическом  плане, однако, было бы более  оправданным  и  конструктивным  в

дальнейшем  сосредоточиться не  на  анализе   различных   представлений   и

воззрений, а  на выделении и рассмотрении общих  черт  и  особенностей  самих

функций государства.

     Что   выделяет   функции   государства   как   явление   среди   других

государственных   и   негосударственных   явлений?    Чем    отличаются    и

характеризуются они?

     Отвечая  на эти и подобные  вопросы   необходимо  обратить  внимание  на

следующие их общие  черты,

      1. Функции государства имеют комплексный,  синтезирующий характер. Как

основные   направления   деятельности    государства    они    никогда    не

отождествляются  и  не  могут  отождествляться  с  самой  деятельностью  или

отдельными аспектами  деятельности  государства.  Содержание  каждой  функции

складывается  из множества однородных и однопорядковых аспектов  деятельности

государства.

      Однако,  это  не  механическое,  и  тем  более  не  стихийное   и   не

автоматическое  сложение. За ним всегда  стоит  осознанная,  целенаправленная

деятельность  различных  государственных  органов,   всего  государственного

аппарата.  В  политических  и  государственных  системах,   построенных   на

однопартийной основе, как это  было,  например,  в  СССР,  координирующую  и

направляющую  деятельность обычно выполняют  стоящие  у  власти  политические

партии.

     2. По своему характеру, содержанию  и  назначению  функции  государства

никогда  не  бывают  социально  выхолощенными,  нейтральными.   Они   всегда

выражают и  отражают социально-классовую сущность  и  содержание  конкретного

государства.  В   них   неизменно   проявляется   та   реальная,   социально

обусловленная  и  ориентированная  роль,  которую  выполняет  государство  в

процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

     Речь  идет  при  этом  не  только  о  государствах  различных   типов,

государствах,    существующих    в    условиях    различных     общественно-

экономических формаций. Речь идет также и  об  однотипных  государствах,  но

отличающихся друг от друга различной экономической и социально-политической

ролью, различной  степенью  вмешательства  в  решение  вопросов  экономики  и

общества.

     В  качестве примера  можно   сослаться  на  далеко  не  одинаковую  роль

буржуазного государства  по отношению к экономике и  обществу на ранних  и на

более поздних, включая современный, этапах развития капитализма.  Эта роль,

  вопреки   иногда   высказываемому   мнению,    по   мере   становления   и

совершенствования  в  странах  Запада  рыночных  отношений  не   только   не

ослабевала, а, наоборот, непрерывно возрастала.

     Это,  в частности, нашло  свое  отражение  на  ранних  этапах  развития

капитализма в  теории "государства ночного сторожа", отражавшей идеи  полного

или,  по  крайней  мере,  минимального  вмешательства  государства  в   дела

экономики и  общества. А на более поздних  этапах  —  в  теории  "государства

всеобщего благоденствия", символизировавшей активную, многократно возросшую

роль государства  в решении вопросов экономики  и общества.

     Применительно  к современному российскому государству,  существующему  и

функционирующему в переходный период,  можно с полной уверенностью  сказать,

что, следуя  общей  тенденции  расширения  роли  и  значения  государства  в

отношении  экономики и общества,   его   деятельность   и   функциональная

активность по  мере  развития  рыночных  отношений  будет  не  сужаться,  а,

наоборот, еще  больше возрастать. Кардинальному изменению  будут  подвергаться

лишь  сферы  "приложения"  деятельности  государства,  формы  и  методы  его

воздействия на окружающую экономическую и социально-политическую среду.

     3.  В  функциях  государства   прослеживается  прямая  связь   не только

с социально-классовой  сущностью  и  содержанием  государства,  но  и  с  его

непосредственными, стоящими перед ним на том или ином  этапе его развития

основными целями и задачами. Характер функций определяется не  только  типом

государства, его  социально-классовой природой, сущностью  и  назначением,  но

и особенностями  стоящих перед ним целей и  задач.  Приоритетность  и  масштаб

реализации  первых  в  значительной   мере   обусловливается   важностью   и

масштабностью последних. Функции как средства  достижения  целей и решения

основных государственных  задач во многом зависят и  определяются  характером

этих самых  целей и задач.

     Так,  в условиях войны  или   надвигающегося  военного  кризиса,  когда

перед государством и обществом  стоят  задачи  защиты  страны  от  нападения

Информация о работе Функции государства