Доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 17:22, реферат

Краткое описание

Целью данной работы явилось рассмотрение вопроса понятия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц), а также законодательные ограничения монополистической деятельности на территории Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3


1. Понятие и признаки доминирующего положения 4


1.1. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) действующих на товарном рынке 5


1.2. Признаки доминирующего положения 7


2. Установление антимонопольными органами доминирующего положения на товарных рынках 9


Заключение 13


Литература

Файлы: 1 файл

рефрат по антимонопольному праву.docx

— 40.40 Кб (Скачать)

     На  товарных рынках предусматривается  антимонопольный контроль за следующими способами концентрации капиталов:

•  за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений (ст. 17 Закона о конкуренции на товарных рынках);

•  за совершением определенных сделок по приобретению акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных действий (ет. 18).

     Основным  подзаконным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность антимонопольных органов по осуществлению антимонопольного контроля за концентрацией капиталов на товарных рынках, является Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17 18 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", yтв. Приказом МАП РФ от 13.08.1999 г. № 276 в ред. Приказа МАП РФ от 31.10.2000 г. № 785.

     Сделки  и иные действия, совершенные в  нарушение требований государственного антимонопольного контроля, установленного нормами ст. 17 и 18 Закона о конкуренции а товарных рынках, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа т.е. являются оспоримыми). Подобные нарушения также влекут применение штрафных санкций в соответствии с нормами ст. 23-24 данного Закона.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Анализируя  понятийный аппарат антимонопольного законодательства РФ, приведенный в  ст. 4 Закона о конкуренции, можно  сделать вывод, что к хозяйствующим  субъектам, занимающим доминирующее положение, относятся субъекты, обладающие следующей совокупностью признаков:  

1) организационный элемент: к перечисленным субъектам могут иметь отношение осуществляющие хозяйственную деятельность юридические лица различных организационно-правовых форм, перечисленных в главе 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и созданных (преобразованных) в соответствии со ст. 6, 8 федерального Закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а также индивидуальные предприниматели;  

2) оперативно-хозяйственный элемент: перечисленные субъекты занимаются деятельностью по производству, реализации либо приобретению любых продуктов деятельности (товаров, работ, услуг), предназначенных для обмена на соответствующем товарном рынке;  

3) элемент,  характеризующий тип отношений участников рыночного процесса: перечисленные субъекты (отдельно или в совокупности друг с другом) занимают исключительное положение на рынке определенного товара, которое дает им возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию или ограничивать свободу экономической деятельности других хозяйствующих субъектов независимо от способа такого ограничения;  

4) элемент,  характеризующий соотношение определенных Законом о конкуренции экономических величин: сравнивается доля, которую хозяйствующий субъект фактически занимает на рынке определенного товара, и доля, которая является предельной в соответствии с Законом о конкуренции;  

5) процессуально-правовой элемент: факт доминирующего положения хозяйствующего субъекта (субъектов) установлен компетентным государственным органом с соблюдением процедуры, применяемой согласно действующему законодательству Российской Федерации.  
 
 

Литература 

  1. Васильева Н.В. Применение статей 17 и 18 Закона "О  конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" / / Комментарий судебно-арбитражной практики. М., 2000. Вып. 7;
  2. Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 г. вред. от 21.03.2002 г. // Собрание законодательства РФ. 1995.№ 22. Ст. 1977; 2000. 22. Ст. 124.
  3. Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23.06.1999 г. в ред. от 30.12.2001 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3174.
  4. Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17.08.1995 г. вред. от 08.08.2001 г. / / Собрание законодательства РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.
  5. О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ (основные направления и первоочередные меры). Постановление Правительства РФ от 09.04.1994 г., № 191 с изм. от 04.09.1995 г. // Российская газета. 1994. № 70.
  6. Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Приказ МАП РФ от 03.06.1994 г. № 67 / / Вестник ВАС РФ. 1994. № 11.
  7. Постановление Правительства РФ от 07.03.2000 г. № 194. Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении Методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 11. Ст. 1183.
  8. Приказ МАП РФ от 20.12.1996 г. № 169 Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках. / / Российские вести. 1997. №23.
  9. Олейник О.М. Запреты, пределы и санкции в антимонопольном законодательстве / / Закон. 1995. № 4.
  10. Право Европейского Союза: Правовое регулирование торгового оборота. М., 1999. Часть первая ГК РФ // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301.
  11. Пращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополий). – М.: Городец-издат, 2002.
  12. Приказ МАП РФ от 15.11.2001 г. М 1184 "Об утверждении Положения о реестре субъектов естественных монополий в области связи".
  13. Приказ МПА РФ от 30.10.2000 г. М 777 "Об утверждении реестра субъектов естественных монополий на транспорте" / / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. №49.
  14. Приказ МАП РФ "Об установлении предельной величины доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке для квалификации доминирующего положения" от 03.06.1994 г. № 66 в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 г. №71.

Информация о работе Доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц)