Доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 17:22, реферат

Краткое описание

Целью данной работы явилось рассмотрение вопроса понятия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц), а также законодательные ограничения монополистической деятельности на территории Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3


1. Понятие и признаки доминирующего положения 4


1.1. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) действующих на товарном рынке 5


1.2. Признаки доминирующего положения 7


2. Установление антимонопольными органами доминирующего положения на товарных рынках 9


Заключение 13


Литература

Файлы: 1 файл

рефрат по антимонопольному праву.docx

— 40.40 Кб (Скачать)
>     При характеристике доминирующего положения  можно выделить общие характерные признаки доминирующего положения какого либо субъекта на рынке, а именно:

  • устанавливается только в отношении хозяйствующего субъекта;
 
  • хозяйствующий субъект, положение которого может быть названо доминирующим, должен заниматься производством товаров.
 

     Товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена; (ст.4 закона “О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарном рынке”)

     Для каждого товара определяется свой товарный рынок в границах которого не может быть установлено доминирующее положение.

Товарный  рынок имеет много характеристик.

     Качественный  признак – исключительность положения  субъекта, которое дает возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара.

     Количественный  признак – определяется той долей, которую хозяйствующий субъект имеет на рынке определенного товара.

     Количественные  характеристики определены законом  следующим образом:

  • Если доля хозяйствующего субъекта на рынке составляет 65% и более, то его положение признается доминирующим.
 
  • Если доля хозяйствующего субъекта на рынке составляет более 35%, но менее 65%, то его положение может быть признано доминирующим. Оно должно быть установлено антимонопольным органом.
 
 
  • Если доля хозяйствующего субъекта на рынке не превышает 35%, то его положение не может быть признано доминирующим.
 
  • Положение должно быть установлено федеральным  антимонопольным органом или его территориальным подразделением.
 
 
  • Хозяйствующий субъект, имеющие на рынке долю более 35% заносятся в реестр. Статус этого реестра – информационно-наблюдательный. Само по себе такое доминирующее положение какого - либо хозяйствующего субъекта не является правонарушением.
 
 
 
 
 
 
 

2. Установление антимонопольными органами доминирующего положения на товарных и финансовых рынках 

     Учитывая  монопольный характер доминирующего  положения субъекта предпринимательства государство в лице специальных органов осуществляет необходимый контроль за такой ситуацией на рынке. В этих целях антимонопольные органы производят учет субъектов, занимающих доминирующее положение, и выполняют иные функции в рамках действующего законодательства.

     На  товарных рынках установление антимонопольными органами факта доминирующего положения субъекта предпринимательства производится в соответствии с Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утв. Приказом МАП РФ от 03.06.1994г. № 67.

Доминирующее  положение необходимо устанавливать  в следующих случаях:

•  при осуществлении антимонопольного контроля за концентрацией капиталов в соответствии с требованиями ст. 17 и 18 Закона о конкуренции на товарных рынка:

- за созданием, слиянием, присоединением объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), слиянием и присоединением коммерческих организаций, ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, приобретением лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества;

- за соблюдением антимонопольного законодательства при приватизации государственных и муниципальных предприятий, в том числе при выделении структурных подразделений из состава государственных предприятий и их преобразовании в самостоятельные предприятия в процессе приватизации за созданием холдинговых компаний и финансово-промышленных групп и контроля за их функционированием;

•  для предотвращения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, при решении вопроса о принудительном разделении хозяйствующих субъектов;

•  при проведении специальных исследований товарных рынков с целью разработки рекомендаций по их возможной демонополизации и созданию конкурентной среды и т.п.

     Процесс установления антимонопольными органами факта доминирующего положения на товарных рынках подразделяется на несколько этапов.

Первый  этап. Устанавливается конкретная продукция, работы, услуги субъекта предпринимательства, которые могут быть квалифицированы как товар (товары), а также количественная информация об объемах товаров, поставляемых этим субъектом на соответствующий товарный рынок. При этом термин "товар" должен пониматься в значении, установленном Законом о конкуренции на товарных рынках (ч. 2 ст. 4).

Второй  этап. Определяются продуктовые и географические границы рынка товаров, производимых (реализуемых) субъектом предпринимательства. При этом последовательно устанавливаются следующие параметры товарного рынка: продуктовые границы рынка (объекты рынка), состав продавцов и покупателей (субъекты рынка), географические границы (территория) рынка, объем товарных ресурсов рынка. Эти параметры рынка определяются в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утв. Приказом МАП РФ от 20.12.1996 г. №169 в ред, Приказа МАП РФ от 11.03.99 г. №711.

Третий  этап. Устанавливается сам факт доминирующего положения, т.е. возможности субъекта предпринимательства оказывать решающее влияние на рынок в плане ограничения конкуренции в каких-либо формах. Для этого определяется доля товарного рынка, принадлежащего субъекту предпринимательства. Под таковой понимается процентное отношение реализованного хозяйствующим субъектом третьим лицам товара к объему (сумме) реализации товара на данном рынке всеми продавцами (объем рынка) (п. 2.2.1 Методических рекомендаций по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке).

     Как уже упоминалось, положение субъекта предпринимательства признается доминирующим, если его доля на рынке определенного товара превышает 65%. При этом низшей границей, когда субъект предпринимательства не может быть признан занимающим доминирующее положение, является его доля на рынке в 35% и ниже. Что касается положения субъекта предпринимательства, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-65%, то оно квалифицируется как доминирующее, если оно доказано антимонопольными органами с учетом дополнительных параметров товарного рынка, подтверждающих возможность действий субъекта предпринимательства в основном независимо от конкурентов.

     К ним относятся: количество фактических  конкурентов и относительный размер долей рынка, принадлежащих потенциальным (ближайшим) конкурентам, стабильность во времени долей рынка, принадлежащих как к изучаемому хозяйствующему субъекту, так и его ближайшим конкурентам, наличие потенциальной конкуренции в совокупности с оценкой наличия препятствий для вхождения конкурентов на рынок и др.

     Доля  товарного рынка, находящаяся внутри пределов 35-65%, принадлежащая в данный момент времени субъекту предпринимательства, сама по себе не может служить достаточным условием для установления наличия доминирующего положения.

     Окончательным выводом антимонопольных органов  при определении положения субъекта предпринимательства на рынке как  доминирующего является вывод о том, что последний может действовать независимо от конкурентов и способен сдерживать (ограничивать) конкуренцию на соответствующем товарном рынке.

     Доля  группы лиц на товарном рынке определяется как сумма долей всех хозяйствующих субъектов, контролирующих имущество друг друга или связанных между собой на управленческом уровне путем совмещения управленческих постов, на рассматриваемом рынке (подп. 2 п. 2.4.1. Методических рекомендаций).

     Государственный контроль за субъектами предпринимательства, занимающими доминирующее положение на рынке осуществляется путем включения этих субъектов в специальные реестры.

     Порядок формирования и ведения Реестра  хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.02.1996 г. № 154.

     Наличие у субъекта предпринимательства  доли на товарном рынке более 35% является основанием для включения его в Реестр. Однако существование такой доли на рынке не должно носить краткосрочного характера, в том числе обусловленного сезонными и иными соответствующими особенностями.

     Формирование  и ведение Реестра осуществляет Федеральный антимонопольный орган (ФАС РФ). Он на основании своего решения производит включение в Реестр и исключение из него хозяйствующих субъектов, имеющих соответствующую долю на товарном рынке Российской Федерации в целом. В остальных случаях включение в Реестр и исключение из него субъектов предпринимательства осуществляется решением соответствующих территориальных антимонопольных органов. Оно может быть обжаловано в порядке, предусмотренном законом.

     Основанием  для исключения субъекта предпринимательства из Реестра является уменьшение его доли на рынке определенного товара ниже 35%, утрата им статуса юридического лица, прекращение действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или вступившее в законную силу решение суда или арбитражного суда (п. 5 Порядка ведения Реестра).

     Ведение Реестра не является основанием для  какой-либо дискриминации или ограничения предпринимательской деятельности в отношении включенных в него субъектов. Реестр создается с целью подготовки информационной базы данных о субъектах предпринимательства, занимающих указанную долю на рынке для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства .

     Кроме упомянутого, на товарных рынках также ведутся следующие реестры:

А) реестры  субъектов естественных монополий;

Б) реестры  субъектов государственных монополий.

     Формирование  и ведение реестра субъектов  естественных монополий осуществляется органами регулирования естественных монополий (абз. 2 ст. 10 Закона о естественных монополиях). Только они могут принимать решение о внесении в реестр или исключении из него субъектов естественных монополий. Указанные органы также утверждают порядок ведения такого реестра. В связи с тем, что функции органа регулирования субъектов естественных монополий в определенных сферах были переданы ФАС РФ, то оно также устанавливает порядок ведения реестров данных субъектов. Так, МАП РФ утвердило Положение о реестре субъектов естественных монополий в области связи, Положение о реестре субъектов естественных монополий на транспорте.

     Что касается реестров субъектов государственных  монополий, то их ведение в отношении определенных субъектов внешнеторговой деятельности предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 21.02.1998 г. № 244 в ред. от 03.05.2001 № 339 "Об утверждении Положения о реестре организаций РФ, имеющих право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения». В данный реестр включаются только хозяйствующие субъекты, получившие право на осуществление указанной деятельности на основании решения Президента Российской Федерации. Ведение реестра осуществляет Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.

     Поскольку деятельность субъектов естественных и государственных монополий связана с занятием на рынке доминирующего положения (во всяком случае долю на рынке более 35 %), то такие субъекты, помимо реестра, который ведет в отношении него соответствующий орган регулирования (естественных или государственных монополий), включается еще и в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35%. В результате субъект естественной или государственной монополии может числиться в двух реестрах.

     Цель  подобного контроля - выявление и  предупреждение возможных злоупотреблений субъектами предпринимательства доминирующим положением на рынке и совершения ими иных видов монополистической деятельности.

     Антимонопольный контроль подразделяется на предварительный и последующий.

Информация о работе Доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц)