Административные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

В истории Российской Федерации насчитывается 5 Конституций —соответственно 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г.
Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.
Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Предпосылки создания и характерные черты Конституции
1918 года………………………………………………………………………...5
1.1. Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года………………...5
1.2. Основные принципы Конституции 1918 года…...……………………...10
1.3. Основные положения Конституции 1918 года…………………………13
2. Структура и основные положения Конституции 1918 года……………..21
2.1. Структура органов власти по Конституции 1918 года……………… 21
2.2. Советская избирательная система………………………………………31
2.3. Права и свободы граждан по Конституции 1918 года…………………34
Заключение…………………………………………………………………….37
Библиографический список………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     Конституция закрепляла систему Всероссийских  и местных съездов Советов, установившуюся практику многостепенных выборов. Непосредственно на своих собраниях избиратели выбирали только городские и сельские Советы. Вышестоящие органы Советской власти избирались многостепенно: депутаты волостных съездов советов избирались сельскими советами из своей среды, депутаты съездов Советов – сельскими и городскими Советами, депутаты губернских (окружных) съездов волостными съездами и городскими Советами, депутаты областных съездов советов – уездными съездами и городскими советами (или губернскими съездами, если они созывались непосредственно перед областными). Депутаты Всероссийских съездов Советов – губернскими съездами и городскими Советами.

     Конституция закрепила различия в нормах представительства  рабочих и крестьян (что должно было обеспечить в Советах руководящую роль рабочего класса). Городские Советы посылали на Всероссийские съезды Советов 1 делегата от 25 тыс. избирателей и губернские съезды 1 делегата от 125 тыс. жителей. Такое же соотношение 1 к 5 устанавливалось и при выборах областных и губернских съездов Советов. Преимущество городских Советов, представлявших прежде всего рабочих, заключалось и в том, что они посылали своих депутатов на съезды Советов непосредственно, вплоть до Всероссийских. Так Конституция создавала преимущества рабочим перед громадным большинством крестьянского населения страны.

     Избирательное право, закрепленное конституцией, лишало избирательных прав «эксплуататоров» – владельцев частной собственности, обеспечивая их политическую изоляцию.

     По  Конституции лишались прав избрать  и быть избранными служащие и агенты бывшей полиции, корпуса жандармов  и охранных отделений, а также  члены царствовавшего в России дома. 16

     Правом  избирать и быть избранными в Советы конституция наделяла всех граждан обоего пола, достигших 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, не пользующихся наемным трудом с целью извлечения прибыли.

     Конституция 1918 не устанавливала порядка голосования. Его выбор был предоставлен местным  Советам, но фактическое голосование повсюду было открытым (поднятием рук).

     Начиная с первого дня своего существования. Советское государство издает целый  ряд актов конституционного характера. О них говорилось выше. Но формы  власти и управления во многом складывались стихийно, в ходе революционного процесса. Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те формы, которые соответствовали главным устоям новой государственности, была необходима официальная Конституция. Ее создание - переломный момент в становлении Советского государства.

     По  инициативе левых эсеров III Всероссийский  съезд Советов поручил ВЦИК разработать  основные положения Конституции  РСФСР и представить их следующему съезду Советов. Однако в условиях острого  кризиса (срыв мирных переговоров в  Брест-Литовске, наступление немцев на фронте, усиление оппозиции левых коммунистов и левых эсеров) ВЦИК не смог выполнить это поручение.

     Была  создана межпартийная комиссия (пропорционально  представительству партий во ВЦИК), которая за три месяца подготовила  согласованный текст проекта Конституции, он был опубликован 3 июля 1918 г. и представлен на утверждение в ЦК РКП(б) для последующего обсуждения на V Всероссийском съезде Советов. До этого материалы комиссии публиковались в «Известиях ВЦИК», проекты разделов обсуждались в печати.

     Споры в комиссии были принципиальными, но все же удалось создать документ, который не сковывал поиск государственных  форм: основные положения этой Конституции, несмотря на поправки и дополнения, сохранились вплоть до 1936 г., в течение 18 очень бурных лет. Главные противоречия, вызывавшие споры, были между сторонниками ослабления центральной власти государства, развития инициативы местных властей и теми, кто стремился к концентрации власти в центре. Другая плоскость в принципе той же проблемы касалась типа федерации: одни требовали, говоря нынешним языком, большего «суверенитета регионов», другие стремились укрепить, под новым идеологическим оформлением, «единую и неделимую» Россию.

     Первый  набор принципов («меньше государства»), отражавший неприязнь синдикализма к любой государственности, в основном отстаивали левые эсеры, а также видный работник НКЮ М.А. Рейснер, считавший, что РСФСР должна стать объединением «трудовых коммун». За более крепкую государственность стояли практичные большевики (прежде всего И.В. Сталин). Победили последние, но сама тема спора предвосхитила многие будущие противоречия в государственном строительстве.

     10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд  Советов принял Конституцию. Она  закрепила политическую основу  государства -Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Было сказано, что в России осуществлена диктатура пролетариата в форме Республики Советов.

     Насколько сложной была обстановка, видно из того, что во время работы съезда был убит посол Германии Мирбах и  произошел вооруженный мятеж левых эсеров в центре Москвы. Большинство левых эсеров - делегатов съезда было арестовано, включая лидера партии М.Спиридонову, которая заявила, что убийцы Мирбаха действовали по ее указаниям.

     Раздел  «Конструкция Советской власти»  закрепил взаимоотношения органов власти и управления. В основу советского госаппарата был положен принцип демократического централизма. Следует подчеркнуть, что Конституция наделила орган исполнительной власти СНК законодательными полномочиями (так же, как орган Съезда Советов ВЦИК - исполнительными). Это диктовалось не только чрезвычайной обстановкой, но и самой идеей через воссоединение законодательных и исполнительных функций преодолеть слабости буржуазного парламентаризма, задачей которого было достижение баланса классовых интересов. Такого баланса Советская власть искать не собиралась, поскольку декларировала себя как «диктатуру пролетариата», которая по мере своего укрепления приведет к построению бесклассового общества. Конституция специально не оговаривала принципы исполнения судебной функции. Однако тот факт, что организация судебной деятельности и контроль за нею возлагался на НКЮ, ясно показывал ее подчиненность исполнительному органу.

     Эта идея имела теоретическое и идеологическое обоснование в марксизме. Но по сути утверждение единой и неделимой власти (“диктатуры пролетариата”) означало неосознанное восстановление самодержавного государства в его соборном, советском образе. Значение этого решения было исключительно важным - все развитие советской государственности направлялось на путь, отвергающий главный принцип либерального государства гражданского общества, принцип разделения властей.17

     Реальная  проблема становления Советского государства  состояла в том, что Советы возникали  стихийно, без четко очерченных функций и полномочий, на заводах и в деревнях. Мелкие Советы были образцом прямой демократии (например, в фабричный Совет входили все рабочие фабрики). Крупные Советы состояли из представителей граждан или рабочих. Какое-то время такие Советы даже называли «совдепами» - в отличие от просто Советов.

Тот факт, что это кардинальное решение  не вызвало дискуссий и почти  не привлекло внимания в среде  имевшейся оппозиции, говорит о  том, что оно было очень созвучно укорененным в культуре представлениям о власти и государстве.

     Действия  Советов были независимы, никем не регулировались и с точки зрения нормального государственного управления часто были разрушительны. Некоторые  местные Советы, например, не связывали  себя решением IV Всероссийского съезда Советов, который ратифицировал мирный договор с Германией, не признавали Брестский мир и считали себя в состоянии войны с Германией. Таким образом, создание Конституции являлось острейшей необходимостью.

     Превращение Советов в систему государственной  власти было сложной и совершенно новой задачей. Конституция, которая и должна была эту задачу решить, сумела отразить существующее противоречие и оставить открытыми пути его решения: «вся власть» принадлежит Советам, но «верховная власть» - центральным органам, полномочия которых Конституция не ограничила, а лишь иллюстрировала перечнем «вопросов общегосударственного значения». А дальше следовала ст. 50, которая предупреждала, что «сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению».

     Задача  превращения местных Советов  в звено единой системы, в обычные  органы местной власти, решалась во многом через статьи о бюджете  и налогах, которые фактически устанавливали финансовую монополию центральной власти. Эти статьи недаром вызвали острые споры, в них резонно видели ликвидацию лозунга вся власть Советам. 
 
 

2.2. Советская избирательная система. 

     Основной  закон закрепил принцип всеобщего  для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов как вероисповедание, национальность, оседлость и т. п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз — возрастной, притом очень низкий, 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

     Конституция конкретизирует понятие «трудящийся», давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. К ним относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Это нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п. ) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. Кроме того лишается избирательных прав категория граждан не по их нынешней социальной принадлежности, а в связи с дореволюционной неблаговидной деятельностью — служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы — умалишенные и преступники.18

     Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе — по жителям, более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1. До Конституции такое преимущество было даже больше.

     Конституция закрепила принцип многостепенности выборов. Прямые выборы производятся только в органы власти населенных пунктов — городов и селений. Уже в волостных органах непосредственное представительство граждан исключается. Волостные съезды Советов составляются из представителей всех сельских Советов волости из расчета I депутат на каждые 10 членов Совета (ст. 35). Здесь, таким образом, выборы двухстепенные.

     Уездные и районные съезды Советов формируются  также сельскими Советами, т. е. здесь  выборы тоже двухстепенные, но норма  представительства исчисляется  уже не по числу членов Совета, а  по количеству жителей на территории сельсовета. В уездных съездах Советов могут участвовать и представители Советов небольших городов.

     Двухстепенными  были выборы и на губернские съезды Советов, но здесь допустима третья ступень: если уездный съезд Советов  собирается непосредственно перед губернским, то выборы на последний производятся на уездном съезде. Не менее трех ступеней нужно пройти на выборах областных съездов Советов. Они составляются, как правило, из представителей городских Советов и уездных съездов Советов, но если непосредственно перед областным съездом происходит губернский, то делегаты избираются на нем.

     Аналогично  производятся выборы и на Всероссийский  съезд Советов: от городов и губерний, но с допущением представительства  непосредственно от уездов или наоборот, от областей (ст. 25), т. е. здесь для сельского населения выборы не менее чем четырехстепенные. Для городских избирателей выборы на все съезды Советов двухстепенные.

     Система многостепенных выборов имела своим  историческим предшественником и образцом систему выборов в партийные органы. В условиях революции она была наиболее простой и доступной для трудящихся даже с технологической стороны, не требуя громоздкого избирательного аппарата, неизбежного при прямых выборах. В послереволюционные годы многостепенные выборы выполняли и одну специфическую задачу — они служили своеобразным фильтром, препятствующим проникновению чуждых элементов в высшие органы государства.

Информация о работе Административные правонарушения