Административные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

В истории Российской Федерации насчитывается 5 Конституций —соответственно 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г.
Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.
Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Предпосылки создания и характерные черты Конституции
1918 года………………………………………………………………………...5
1.1. Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года………………...5
1.2. Основные принципы Конституции 1918 года…...……………………...10
1.3. Основные положения Конституции 1918 года…………………………13
2. Структура и основные положения Конституции 1918 года……………..21
2.1. Структура органов власти по Конституции 1918 года……………… 21
2.2. Советская избирательная система………………………………………31
2.3. Права и свободы граждан по Конституции 1918 года…………………34
Заключение…………………………………………………………………….37
Библиографический список………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     В советском конституционном праве выделяли еще так называемую идеологическую функцию, отрицающую идеологическое многообразие и навязывающая населению страны одну государственную идею. Несомненно, что и эта функция была основой новой Конституции.

     Основной  Закон РСФСР от 10 июля 1918г. «вживил» в сознание российского народа феномен под названием «конституция», однако его сущностная порочность обусловила аномальное уродливое развитие реальных конституционных отношений. Конституция не была задумана и не явилась поэтому механизмом ограничения власти в Российском государстве. Напротив, она закрепила полновластие Советов как сугубо централизованной системы (вышестоящий мог отменить любое решение нижестоящего), а Всероссийский съезд Советов и ВЦИК имели право брать к своему ведению все вопросы по своему усмотрению.11

     Кроме узаконения прямого насилия первая Конституция РСФСР провозгласила  прямое неравенство среди населения  страны. Например, лица, не относящиеся  к беднейшим слоям населения, не обладали политическими правами, в частности избирательным. Таким правам, как свобода слова, печати, собраний и союзов придавался сугубо политический характер, они закреплялись только за трудящимися (п.14, 15, 16 главы 5 раздела I). Но и эти немногочисленные свободы, предоставленные отдельной части населения, были отнюдь не безусловны. Пункт 23 главы 5 раздела II гласил: «Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб социалистической революции».

     Сама  идея уничтожения эксплуатации человека человеком тут же заменялась идеей эксплуатации человека государством: вводилась всеобщая трудовая повинность. Полностью отрицался принцип разделения властей, признанный в правовой теории неотъемлемым элементом конституции.12

     За  трудящимися впервые были закреплены некоторые политические и социально-экономические права, равенство в правах независимо от расы и национальности. Этот Закон, несомненно, выполнял учредительную функцию, ибо вводил или санкционировал новые институты власти: систему Советов, структуру и компетенцию правительства, государственные символы и др. В нем были зафиксированы принципиально иная, чем прежде, система власти и новые основания ее отношений с оппозиционными силами. С этой точки зрения можно считать, что Конституция РСФСР 1918г. выполняла и свою политическую функцию.

     Правовой  функции «повезло» меньше: многие положения этого Закона были изначально сформулированы не в виде правовых норм, а в виде декларативных установлений, задач, констатации факта проведенных преобразований. Так, первый из шести разделов представляла «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая по сути своей и содержанию была скорее политическим, чем правовым документом. Что касается тех положений Конституции, которые были сформулированы именно как правовые нормы, то наиболее важные из них имели неправовое содержание, т.е. выражали антиправо. Это — нормы, которые устанавливали политическое неравноправие граждан, вводили принудительный труд, узаконивали фактическое насилие, репрессии в отношении целых сословий, выводили власть из правовых рамок, оправдывая любые средства в достижении поставленных политических целей: экспроприация, вторжение в право частной собственности, прямое подавление, лишение прав.

     В основу данного документа, как и режима, который ему соответствовал, была положена теория насилия, диктатуры, в сущности отрицающая идею права.13

      Делая вывод таким образом, следует  сказать, что первая конституция России оказалась законом, закрепляющим тоталитаризм, бесконтрольность государственной власти, т.е. антиконституционным по сути. Однако с точки зрения формальной Конституционный закон 1918г. безусловно, имел все признаки Основного: он был утвержден выборным органом власти; провозгласил республиканскую форму правления, федеративное государственное устройство (п.1 главы 1 раздела I); установил порядок формирования представительных органов власти через избирательную систему (раздел IV).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ  1918 ГОДА 

2.1. Структура органов власти по Конституции 1918 года.

     По  конституции 1918 года ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и  контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной республики. Он должен был давать общее направление  деятельности рабоче-крестьянского правительства и всех органов Советской власти в стране. В его компетенцию входило объединение и согласование работы по законодательству и управлению и наблюдение за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов Советской власти. Он рассматривал и утверждал проекты декретов и иные предложения, вносимые СНК или отдельными ведомствами, а также он мог издавать собственные декреты и распоряжения. В полномочия ВЦИКа входил созыв Всероссийского Съезда Советов, которому он должен был представлять отчет от проведенной деятельности и доклады по общей политике и другим отдельным вопросам. ВЦИК образовывал СНК для общего управления делами РСФСР. Совместно с Съездом Советов ВЦИКу подлежали следующие вопросы общегосударственного значения:

- утверждение, изменение и дополнение Конституции;

- общее руководство всей внешней и внутренней политикой РСФСР;

- установление и изменение границ государства;

- принятие в состав РСФСР новых членов республики и признание их выхода оттуда;

- установление и изменение системы мер, весов и денег на территории РСФСР;

- установление общегосударственных налогов и повинностей;

- установление основ организации вооруженных сил РСФСР;

- издание постановлений о приобретении и утрате гражданства;

- право общей и частичной амнистии и другие вопросы.

      О членах ВЦИКа в Конституции сказано  лишь то, что они работают в отделах  СНК или выполняют особые поручения  ВЦИКа Советов.

      В свою очередь СНК принадлежало общее  управление делами РСФСР. Для осуществления  этой задачи СНК мог издавать декреты, распоряжения, инструкции и другие нормативные акты, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни. О всех своих постановлениях и решениях СНК немедленно должен сообщать ВЦИКу, который вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК. Все постановления  решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение также должны были представляться на рассмотрение и утверждение ВЦИКа. Однако в Конституции особо оговорено, что мероприятия, которые требуют неотложного выполнения могут быть осуществлены СНК непосредственно.

     Члены СНК стоят во главе отдельных  наркоматов, которых всего было образовано 17:     

- по иностранным делам

- по военным делам

- по морским делам

- по внутренним делам

- юстиции

- труда

- социального обеспечения

- просвещения

- почт и телеграфов

- по делам национальностей

- по финансовым делам

- путей сообщения

- земледелия

- торговли и промышленности

- продовольствия

- государственного контроля

- Высший Совет Народного Хозяйства

- здравоохранения

     При каждом наркоме под его председательством  образовывалась коллегия, члены которой  утверждались СНК. Нарком был вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению  соответствующего наркомата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением наркома коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его в СНК или в Президиум ВЦИКа. Такое же право принадлежало каждому отдельному члену коллегии. 14

     Конституция четко устанавливает ответственность  СНК перед Съездом Советов  и ВЦИКом, а наркомов перед СНК  и ВЦИКом.

     Звание  народного комиссара принадлежало исключительно членам СНК, ведающего  общими делами РСФСР и никаким  иным представителям Советской власти как в центре так и на местах присвоено быть не могло. Это положение в Конституции оговаривается отдельной статьей.

     10 июля 1918 на V Всероссийском съезде Советов была принята первая конституция РСФСР, она юридически оформила провозглашенную большевиками высшую власть – «диктатуру пролетариата» – в форме Советской власти, по существу диктатуру большевиков. Конституция объявляла главной задачей РСФСР установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах. К числу отличительных черт Конституции относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования, ориентирование на все мировое сообщество.

     Конституция 1918 объявляла Россию Республикой  Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в Республике как в центре, так и на местах принадлежит этим Советам. Конституция закрепляла принципы советского государственного строительства. Устанавливалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы во главе со своими органами Советской власти.

     Конституция впервые законодательно закрепила  конструкции высших и местных  органов государственной власти и управления на территории Советской  республики, нормы, касающиеся функций, компетенции и взаимоотношений всех органов. Конституция установила, что высшим органом государственной власти РСФСР является Всероссийский съезд советов. В его исключительном ведении были вопросы установления, дополнения, изменения основных начал советской Конституции, ратификации договоров. Все остальные важнейшие вопросы государственной жизни республики решались также Всероссийским Центральным исполнительным комитетом в период между съездами. ВЦИК избирался Всероссийским съездом Советов. ВЦИК, согласно Конституции, давал общее направление деятельности правительства и всех органов власти в стране, соединяя и согласовывая работу по законодательству и управлению, наблюдая за проведением в жизнь советской конституции, постановлений всероссийских съездов советов и центральных органов Советской власти. ВЦИК издавал свои декреты и распоряжения и утверждал декреты, вносимые Советом народных комиссаров (Совнарком) – правительства РСФСР.

     Совнарком создавался ВЦИКом для общего управления делами Советской Республики. О принятых постановлениях и решениях Совнарком должен немедленно сообщать ВЦИКу. ВЦИК имел право отменить или приостановить всякое постановление или решение Совнаркома. Конституция закрепляла систему Народных комиссариатов, во главе которых стояли члены Совнаркома – народные комиссары. Конституция устанавливала 18 комиссариатов: 1) по иностранным делам, 2) по военным делам, 3) по морским делам, 4) по внутренним делам, 5) юстиции, 6) труда, 7) социального обеспечения, 8) просвещения, 9) почты и телеграфов, 10) по делам национальностей, 11) по финансовым делам, 12) путей сообщения, 13) земледелия, 14) торговли и промышленности, 15) продовольствия, 16) государственного контроля, 17) Высший совет народного хозяйства, 18) здравоохранения.

     Конституируя  высшие органы государственной власти, основной закон определял взаимоотношения  между ними, ответственность: ВЦИК перед  съездом Советов, Совнаркома перед  съездом Советов и ВЦИК. Это  устраняло параллелизм и противоречия в их деятельности. 15

     Конституция установила порядок организации  Советской власти на местах – на основе полновластия Советов. Высшими  органами власти в пределах данной территории являлись съезды Советов (областной, губернский, уездный, волостной), а в  период между съездами – их исполнительные комитеты, избиравшиеся соответствующими съездами Советов. Устанавливалось число членов исполкомов: по области и губернии – 25 человек, по уезду – 20, волости – 10.

     Съезды  советов созывались исполнительными  комитетами, в сроки: областной съезд не реже двух раз в год, губернский и уездный – одного раза в три месяца.

     Конституция определяла компетенцию местных  органов государственной власти, которая охватывала все стороны  местной жизни: исполнения всех актов  вышестоящих органов Советской  власти, принятия мер к развитию культуры и хозяйства.

     Основной  закон закрепил единообразие в организации  Советского государства, которое вырабатывалось и внедрялось в жизнь на протяжении всего послеоктябрьского периода.

     Конституция 1918 все основные вопросы советского строительства того периода решала на основе практики диктатуры пролетариата. Конституция закрепляла принципы избирательной системы, характерные для Советского государства диктатуры пролетариата.

Информация о работе Административные правонарушения