Административные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

В истории Российской Федерации насчитывается 5 Конституций —соответственно 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г.
Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.
Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Предпосылки создания и характерные черты Конституции
1918 года………………………………………………………………………...5
1.1. Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года………………...5
1.2. Основные принципы Конституции 1918 года…...……………………...10
1.3. Основные положения Конституции 1918 года…………………………13
2. Структура и основные положения Конституции 1918 года……………..21
2.1. Структура органов власти по Конституции 1918 года……………… 21
2.2. Советская избирательная система………………………………………31
2.3. Права и свободы граждан по Конституции 1918 года…………………34
Заключение…………………………………………………………………….37
Библиографический список………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

1.2. Основные  принципы Конституции 1918 года. 

Основные  принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

     I. Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа;

     II. Общие положения Конституции  РСФСР; 

     III. Конструкция Советской власти (организация  советской власти в центре  и на местах);

     IV. Активное и пассивное избирательное  право; 

     V. Бюджетное право; 

     VI. О гербе и флаге РСФСР.

     В Декларации определялась социальная основа новой государственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму».5

     Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей.

     Высшим  органом власти Конституция провозглашала  Всероссийский съезд советов  рабочих, солдатских, крестьянских и  казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР— Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты.

     Органами  власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы.

     Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности; основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

     Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

     Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие  советы, было проведение в жизнь  решений вышестоящих органов  и подчинение им по вертикали. По горизонтали  в пределах своей территории, местным  советам предоставлялись широкие  полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование «демократического централизма».

     Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались  лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.6

     Конституция закрепила многоступенчатую систему  выборов в советы (правило, действовавшее  еще при выборах в земства  и Государственную думу). Прямыми  были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.

     Комплекс  провозглашенных конституционных  прав граждан ставился в самую  тесную связь с их обязанностями  и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Основные  положения Конституции 1918 года.

     Первая  Советская Конституция РСФСР 1918 г. законодательно закрепила исторические завоевания Великого Октября-установление диктатуры пролетариата в форме  Советов, великие социалистические и революционно-демократические преобразования, «осуществленные за первые восемь месяцев Советской власти. Основной Закон страны придал конституционный характер коренной задаче переходной эпохи - уничтожению эксплуатации человека человеком и причин, ее порождающих, построению социалистического общества в нашей стране».

     Конституция РСФСР 1918 г. явилась обобщением и  дальнейшим развитием революционного законодательства Советского государства, начатого ленинскими декретами Советской  власти.7

     Конституция РСФСР - воплощение ленинских идей о государстве диктатуры пролетариата, о Советах как государственной форме диктатуры пролетариата, о демократическом централизме как основном принципе строительства и функционирования Советского государства, о пролетарской демократии, представляющей собой «начало социалистической формы демократизма».

     Основополагающие  оценки сущности, содержания, исторического  значения первой Советской Конституции  содержатся в трудах В. И. Ленина. На них основывается советская историография, посвященная этой теме. Глубокую характеристику Конституции дал Я. М. Свердлов в лекции «О государственном устройстве и Конституции», прочитанной в школе советской работы при ВЦИК 22 октября 1918 г. В первые годы после принятия Конституции был опубликован ряд работ научно-популярного характера, пропагандирующих принципы, содержание и значение Конституции РСФСР 1918 г. В последующие годы эти вопросы были исследованы в общих трудах по истории СССР, КПСС, государства и права, по истории Конституции РСФСР 1918 г. В их ряду следует выделить работы О. И. Чистякова.

     Конституция РСФСР 1918 г - первая конституция Советского государства. Решение о подготовке первой советской Конституции было принято на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. 1 апреля 1918 г. ВЦИК создал комиссию в составе представителей от коммунистической фракции ВЦИК (Я.М. Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин), от фракции левых эсеров (Д.А. Магеровский, А.А. Шрейдер), от максималистов (А.И. Бердников), а также от наркоматов (Н.И. Бухарин, М.Я. Лацис, В.А. Аванесов, Д.П. Боголепов, М.А. Рейснер, Э.М. Склянский). В обстановке резкой борьбы Комиссия утвердила большевистский проект "Основных начал" Конституции. Большую роль в подготовке Конституции сыграла Комиссия ЦК РКП (б) под председательством В.И. Ленина, созданная 28 июня 1918 г. Комиссия разработала, дополнила и исправила ряд основных глав и статей Конституции. 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов единогласно утвердил Первую Конституции РСФСР. 19 июля 1918 г. текст первой Конституции РСФСР был опубликован в газете «Известия ВЦИК». По предложению В.И. Ленина 1-й раздел Конституции составила Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конституция законодательно закрепила завоевания Октябрьской революции: диктатуру пролетариата в форме республики Советов, союз рабочего класса и крестьянства, переход основных средств производства в собственность народа, равноправие наций, федерацию как форму устройства, пролетарский интернационализм, основные свободы и права трудящихся. По Конституции высшим органом государственной власти РСФСР являлся Всероссийский съезд Советов, высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом между съездами - ВЦИК, который создавал правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров - СНК. Органами Советской власти на местах являлись областные, губернские, уездные (районные), волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и их исполкомы. Вся система органов государственной власти строилась на основе принципа демократического централизма. Первая советская Конституция имела открыто классовый характер. Конституция устанавливала ограничение в правах для «нетрудящегося» населения. Право избирать и быть избранными в Советы предоставлялось по достижении 18 лет - рабочим, служащим, солдатам, крестьянам и казакам «не пользующимся наемным трудом с целью извлечения прибыли». «Эксплуататорские элементы» (2-3% населения) были лишены избирательных прав. Временно рабочий класс имел преимущество в избирательном праве по сравнению с крестьянством в нормах представительства при выборах в Советы и на съезды Советов. По замыслу В.И. Ленина, по мере «прекращения сопротивления эксплуататоров» предусматривалось распространение Конституции на все население.8

     Конституция РСФСР 1918 г., исходя из принципа полновластия Советов, не допускала возможность судебной проверки конституционности нормативных правовых актов. Конституционный контроль по смыслу Конституции возлагался на Всероссийский съезд Советов и ВЦИК, а впоследствии в определенной мере и на Президиум ВЦИК.

     Представители буржуазных партий, входившие во ВЦИК, утверждали, что СНК игнорирует ВЦИК, бесконтрольно принимая законодательные акты. Поэтому в проекте Положения «Об отделах Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета», подготовленного подкомиссией в составе А. И. Бердникова, Г. С. Гурвича и М. Я. Лациса, предлагалось упразднить Совнарком и народные комиссариаты, создав вместо них Совет ВЦИК и особые коллегии – отделы ВЦИК. Эти коллегии должны были делегировать на заседании Совета ВЦИК «непостоянных лиц».

     В результате, по словам одного из авторов  проекта, «теперешние министры устраняются, а у нас остаются коллегии».9

     Деятельность  коллегий должна была координироваться Советом ВЦИК, образуемым из представителей коллегий и членов ВЦИК, законодательные  функции предоставлялись Всероссийскому съезду Советов ВЦИК, его Совету и отделам и, кроме того, «совокупности Советов, посылающих представителей на съезд Советов, а также 1/10 этих Советов».

Проект  имел целью фактически ликвидировать  правительство как единый оперативный орган, осуществляющий повседневное руководство страной.

     Выступивший против проекта подкомиссии Я. М. Свердлов заявил, что предложения  о ликвидации СНК и сосредоточении функций управления в отделах  ВЦИК идут вразрез с происходящим на практике процессом постепенной ликвидации отделов ВЦИК и их слияния с одноимёнными народными комиссариатами.

     Окончательная разработка проекта Конституции  для представления его V Всероссийскому съезду Советов была поручена специальной  комиссии ЦК РКП(б) во главе с В. И. Лениным. 3 июля 1918 г. эта комиссия под председательством В. И. Ленина рассмотрела два проекта: Комиссии ВЦИК, внеся в него некоторые положения из проекта Наркомюста. По предложению В. И. Ленина в текст Конституции (вводным разделом) была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а также добавлен ряд статей.

     Конституция РСФСР была принята V Всероссийским  съездом Советов, который открылся 4 июля 1918 г. в Москве, в Большом  театре. На съезд прибыло 1164 делегата с правом решающего голоса. В их числе было 773 коммуниста, 352 левых эсера, 32 делегата от других партий. На заключительном заседании съезд заслушал доклад о проекте Конституции и проект одобрил.

     В своём постановлении о принятии Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики съезд указал: «Утверждённая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской республики составляют единый Основной Закон Российской Советской Федеративной Республики». Окончательную редакцию Конституции съезд поручил ВЦИК. Отредактированный текст Конституции был опубликован 19 июля 1918 г. С этого момента Основной Закон РСФСР вступил в действие.

Итак, страна обрела свой первый Основной закон.

     Первая  Конституция состояла из 6 разделов и включала 17 глав и 90 статей.

     Каковы  же были цели и функции создания первой Российской Конституции?

     В юридической науке признано, что, исходя из общесоциального предназначения, конституция выполняет ряд функций: политическую, правовую, учредительную и др. Так, политическая функция отражает тот эффект, который вносит конституция в сферу властных отношений. Именно в Основном Законе изначально фиксируются правовые установления, так или иначе характеризующие устройство государственной власти, порядок и методы ее деятельности, взаимоотношения с другими социальными субъектами, в том числе и с теми, которые также претендуют на власть (отдельные индивиды, политические партии, профсоюзы, церковь и др.).

     Правовая, или юридическая, функция состоит  в том, что именно Основной Закон  выполняет роль первоисточника и  эталона официального права, ставя  в единые рамки всех субъектов  правовых отношений, сосредоточивая в  себе «правила игры», обязательные для всех, — правооснову жизни всего общества. Одновременно эти правила возведены в

 закон, а, следовательно, обладают общеобязательностью, формализованностью, высшей юридической силой, обеспечиваются в случае надобности принудительным механизмом.10

     Учредительная функция конституции заключается  в том, что именно закону такого порядка  отведена роль вводить новые институты  власти, призванные привести к позитивным переменам в обществе. Именно конституционная  форма придает проводимым реформам легитимный характер.

     Анализируя  первую Российскую Конституцию можно  констатировать ее преимущественный политический характер – закрепление нового строя, новых основ государственной  власти. Советская власть спешила  с утверждением своих основ.

Информация о работе Административные правонарушения